Грозные «молодцы» мчались по рельсам
Сегодня эту историю уже можно рассказывать с конца. Минуло без малого 18 лет с того печального для многих тружеников советского, затем российского ВПК (Военно-промышленного комплекса) дня 13 ноября 2006 года, когда на технической базе под Брянском вершился процесс утилизации последнего боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) – недавней грозы вероятного противника и гордости советской оборонки.
Его уничтожение, как и предшествующих 11 комплексов, проходило под бдительным непосредственным наблюдением контрольной инспекции США в соответствии с договором СНВ–1. «Антисозидательные работы» выполнялись, можно сказать, за счет «заказчика», то есть финансировались из бюджета США.
Как все начиналось
А начиналась история БЖРК лет 60 назад. В начале 60-х годов прошлого века, в разгар «холодной» войны и ракетно-ядерной эйфории по обе стороны океана, в Советском Союзе возникла идея о постановке боевых ракет на рельсы с целью придания им мобильности и скрытности. В 1966–1968 годах был разработан эскизный проект БЖРК. Однако в те времена по самым разным причинам работа не получила дальнейшего развития.
Реально действия в этом направлении начались лишь в 1977 году.
К работе по столь новаторской теме было привлечено множество научных, конструкторских и производственных организаций. Головным было назначено КБ «Южное», Днепропетровск. Возглавлял его в те времена главный конструктор Владимир Федорович Уткин. Разработчиком пускового модуля для будущей ракеты стало ленинградское КБ средств механизации (КБСМ), где работы возглавил родной (младший) брат Владимира Уткина – Алексей. Здесь уместно упомянуть, что эту славную семейную когорту ракетостроителей возглавлял самый старший брат – Николай Уткин, на момент описываемых событий – проректор по науке Ленинградского военно-механического института (ныне Балтийский технический университет «Военмех»), многие ученые и инженеры-выпускники которого активно включились в работы по созданию БЖРК. Все три брата Уткины были выпускниками «Военмеха» разных лет, а в 50-е годы Николай Федорович уже стал деканом факультета, на котором в те далекие годы учился автор настоящей статьи.
Зачем Союзу понадобился БЖРК
Причинами для создания БЖРК явились:
– быстрый прогресс в области космической разведки, вследствие чего все стационарные позиции советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР), в том числе и шахтные пусковые установки, несмотря на все меры маскировки, довольно быстро становились известными вероятному противнику. Аналогичная ситуация складывалась и с другими компонентами «ядерной триады СССР» – базами носителей ядерного оружия – атомных подводных лодок (АПЛ) и аэродромами стратегической авиации;
– появление на европейских базах НАТО новых американских ракет средней дальности «Першинг–2», обладающих на тот момент высочайшей точностью стрельбы: при дальности порядка 2000 км отклонение их боеголовок от цели не превышало несколько метров;
– разведданные о том, что США начали концептуальную проработку проекта размещения новой МБР «Пискипер» на железнодорожной платформе (на самом деле, когда в США только задумались над подобной идеей, а подумав, вначале и отказались от нее, в СССР уже активно шло рабочее проектирование БЖРК).
Выяснилось, что американские стратеги посчитали, что, учитывая относительно небольшую протяженность и разветвленность американских железных дорог, к тому же, как правило, принадлежащих частным компаниям, вряд ли удастся обеспечить требуемую скрытность ракетных поездов.
Однако позже ими было проведено математическое моделирование, показавшее, что при рассредоточении 25 ракетных поездов на 120 тыс. км железных дорог (при том, что общая протяженность американских дорог все же составляет порядка 270 тыс. км) вероятность поражения этих поездов не превысит 10% даже при атаке 150 советскими МБР типа SS-18 (по классификации НАТО, «Сатана»). В результате в США в 1988 году вернулись к идее БЖРК и даже довели дело до опытного образца. Но СССР к тому времени был уже далеко впереди: осенью 1987 года первый советский БЖРК был принят в опытную эксплутацию, а уже в 1991 году на боевое патрулирование выходили 12 ракетных поездов, нареченных у себя на родине РТ-23УТТХ «Молодец» и SS-24 «Скальпель» – у НАТО.