Чему нам следует поучиться у Африки и африканцев?

Знание – силаКультура

«Африка-Алкебулан: sentio ergo sum»

Беседу вел Игорь Сид

Сарали Юрьевна Гинцбург (родилась в 1976 году в Ленинграде) – арабист-филолог, востоковед, специалист по Северной Африке и периферии арабского мира, переводчик арабской художественной прозы. Окончив Восточный факультет СПбГУ, защитила в Тилбургском Университете (Нидерланды) докторскую диссертацию по теме «Формульный язык (устной) поэзии Джебалы (северное Марокко)». Жила в Хьюстоне (Техас), где преподавала культурную антропологию в Хьюстонском университете. Ныне научный сотрудник в Высшем Совете по Научным Исследованиям (CSIC), Мадрид. Лауреат стипендии фонда Марии Кюри (2017—2019), победитель национального конкурса ученых Сантьяго Рамон-и-Кахаля. Переводит арабскую прозу и поэзию с арабского и французского: среди опубликованных ею авторов Аля аль-Асуани, Гада Абдель Аль, Радва Ашур, Ахмед Бузфур, Мурад Кадири, Мухаммед аль-Махзанги, Халид аль-Хамиси, Хайри Шаляби и другие.

«Знание – сила»: В последние годы в России наблюдается резкий рост интереса к незападному миру, то есть Востоку и Африке, поворот от западной цивилизации к цивилизациям иным. В чем их притягательность для нас, и готова ли Россия на самых различных уровнях к удовлетворению этого интереса?

Сарали Гинцбург: С формальной точки зрения интерес этот, конечно же, конъюнктурный. У нас так отлаженно все работало в рамках западной парадигмы, рынка, ориентированного на Запад, и вдруг – на тебе, и ничего. Никакого Запада не осталось. Нужно срочно переориентироваться!.. Это, конечно, камешек в огород и наших телевизионщиков, и книгопечатников, и прочих. Сейчас мы живем в смешное (в чем-то) время. Это время высоких скоростей, что создает подчас комические эффекты: ответственные лица и медийные личности формально переориентировались, но не успели подковаться в африканистике и востоковедении, и часто выходят конфузы. Не научились пока демонстрировать понимание другой картины мира и продолжают демонстрировать западные вкусы. Например, чтобы продвинуть какой-то проект, допустим, книжный, по-прежнему сперва необходимо доказать, что этот проект имел успех на Западе, то есть хорошо продавался. Ну и, конечно, эти форматы наших телешоу, где клеймят их ценности, скопированы оттуда и используют их механизмы. Выходит как-то неловко.

А вот у самого российского общества интерес к не-Западу был всегда. Другое дело, что часто даже те малые крохи информации о, например, Африке, которые попадали в постсоветскую Россию, таки проходили через Запад, и восприятие Африки формировалось там же.

Возьмем, например, произведения современных африканских писателей. В постсоветскую эпоху почти всё то немногое, что публиковалось (а публиковался действительно мизер), шло именно через западных литературных агентов.

Студенты из Африки получали высшее образование в СССР

«ЗС»: Почему так сложилось?

С. Г.: В каком-то смысле, все это происходит потому, что до революции Россия, в отличие от многих западных стран, не имела интенсивных отношений со странами и народами африканского континента, не была частью колониальной системы, не вела торговли, наконец, ограничилась присутствием на Берлинской конференции 1884—1885 годов наблюдателей и не участвовала в дележе африканского пирога. Не имея там колоний, не выработала с африканскими странами отношений по типу «любовь-ненависть».

С другой стороны, все-таки некоторые отношения и на культурном, и на военном, и на экономическом уровне, конечно же, были. Во времена Советского Союза они весьма активизировались. Вспомним тут и Асуанскую плотину, и работу советских специалистов в Алжире, и военную помощь, оказанную таким странам, как Мозамбик или Ангола. Крайне важно, что как в советские, так и постсоветские времена в наших вузах прошло обучение огромное количество студентов как из Северной Африки, так и из Африки южнее Сахары.

Говорить о причинах притягательности незападных культур для нас можно долго и приводить совершенно разные доводы. Я, пожалуй, приведу те два, которые считаю применимыми к самой себе. Дело тут в локусе, который занимает русская культура в мире. Наше место переходное между Западом и не-Западом. Мы склонны и хорошо впитываем западный бинарный подход: черное либо белое, хорошее либо плохое, правильное либо неправильное, красивое либо безобразное. Этот подход хорош как первичный инструмент, но он совсем не идеален.

С другой стороны, Россия, в силу уже своего географического положения и размеров территорий, не может обойтись таким простым (в хорошем плане) видением мира. Отсюда, очевидно, наш интерес к иному, и поэтому наш дом – Земля и даже больше.

Готово ли государство удовлетворить этот запрос общества на не-Запад? Пока лишь отчасти. Сейчас пытаются задействовать советские еще наработки. Активизируют свою работу российские культурные центры в странах континента; они, конечно, должны послужить не только делу экспорта российской культуры в Африку, но и какого-никакого импорта африканских культур в Россию. Проводятся международные саммиты, где Африка – желанный гость и гвоздь программы. Однако необходимо делать новое: не только пользоваться чужим или старым, но и создавать новые проекты, внедрять новые инициативы.

Нужно сказать, что при этом есть движение снизу вверх – открываются какие-то небольшие авторские выставки, посвященные Африке, предлагаются занятия по африканским танцам, функционируют магазинчики, где можно купить что-то как из Северной Африки, так и из Африки южнее Сахары. Это как раз показатель того, что наше общество, не дождавшись ответа на свой запрос, занялось решением этого вопроса самостоятельно. Для меня лично это самый главный маркер.

С другой стороны, начинает что-то происходить и в формате «сверху вниз» – кроме совсем уже официальных заявлений на уровне правительства, открываются авиарейсы на новые направления, очевидно, что какие-то околокультурные проекты, связанные с африканским континентом, получают финансирование, так что за последний год были организованы довольно впечатляющие мероприятия, где Африке была предоставлена одна из ведущих ролей.

Самое приятное, однако, что и культурно-интеллектуальный слой начинает получать какую-то подпитку, это пока еще совсем тоненькие ростки и их очень мало, но я искренне надеюсь, что ростков этих будет все больше и они будут крепнуть. В начале этого года в «Новом литературном обозрении» вышла в русском переводе «Этика Идентичности» Энтони Аппиа. Кваме Энтони Аппиа – один самых интересных исследователей конца XX – начала XXI веков, пишущих об Африке. Из-за довольно необычного происхождения Аппиа и последующего жизненного пути сложно идентифицировать его однозначно как африканца, англичанина или американца – отец его был ганцем, мать англичанкой, ну а большую часть жизни Аппиа проработал в США. Что важно, Аппиа много писал и пишет про Африку и африканскую культуру, идентичность, и про межкультурные отношения вообще. Почин положен, и надеюсь, что переведут и издадут и другую важную книгу Аппиа – «В доме моего отца: Африка в философии культуры» (1992).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гамамелис: Зимнее волшебство Гамамелис: Зимнее волшебство

Гамамелис, он же волшебный и ведьмин орех, — род листопадных кустарников

Наука и жизнь
Егор Кончаловский: «Для хороших отношений с родными нужно иметь возможность их не видеть» Егор Кончаловский: «Для хороших отношений с родными нужно иметь возможность их не видеть»

Егор Кончаловский: каково это — родиться в самой известной киносемье России

Maxim
Лучшие шутки о победе сборной России по футболу над Испанией! Лучшие шутки о победе сборной России по футболу над Испанией!

Сегодня полстраны вышло на работу с похмельем

Maxim
Залечь на дно в Белфасте Залечь на дно в Белфасте

«Ничего не говори»: история ирландских террористов, рассказанная ими самими

Weekend
Соевый соус: со вкусом умами и кокуми Соевый соус: со вкусом умами и кокуми

История соевого соуса и его множественных вариаций

Наука и жизнь
«Мечты сбываются, если верить и идти вперед» «Мечты сбываются, если верить и идти вперед»

Давид Манукян о своих источниках вдохновения, борьбе с выгоранием и уроках года

OK!
Шаг за шагом до Европы Шаг за шагом до Европы

Как на спутнике Юпитера Европе будут искать внеземные организмы

ТехИнсайдер
Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть» Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть»

Почему не на все вопросы ученые могут дать ответы

РБК
Стань богаче! Стань богаче!

Как составить личный финансовый план на 2025 год

Лиза
«Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах» «Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах»

Как инопланетян начали искать с помощью радиотелескопов

N+1
Белорусский феномен Белорусский феномен

В июне в Минске прошла II Международная выставка индустрии безопасности

Обозрение армии и флота
Ускорение свободного: чем занялся миллиардер Аркадий Волож после раздела «Яндекса» Ускорение свободного: чем занялся миллиардер Аркадий Волож после раздела «Яндекса»

Общий объем услуг на базе графических ускорителей в стране возрастет на 58%

Forbes
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать

Десять знаковых российских художников с уличным бэкграундом

Правила жизни
Габриэле Д’Аннунцио Габриэле Д’Аннунцио

Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского...

Дилетант
Вечность пахнет нефтью Вечность пахнет нефтью

«Лэндмен»: нефтедобытчики куют американскую мечту

Weekend
Вытер в голове Вытер в голове

Что не так с нашей психикой?

Men Today
«Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии «Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии

О слабости Люка к фастфуду и увлечении компьютерными играми

Forbes
Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было

Мы сначала играем что-то на экране, а потом это случается с нами в жизни...

Караван историй
Болезнь от поцелуев Болезнь от поцелуев

Вирус Эпштейна–Барр: чем он опасен и как его вовремя распознать?

Лиза
Софт для жизни Софт для жизни

Небольшая евродвушка в монолитной новостройке подмосковного Красногорска

Идеи Вашего Дома
В силиконовых ремешках смарт-часов содержится множество вредных химикатов В силиконовых ремешках смарт-часов содержится множество вредных химикатов

Слышали что-нибудь о «вечных химикатах»?

ТехИнсайдер
Гравитационные волны в атмосферах планет Гравитационные волны в атмосферах планет

Гравитационные волны и волны пространства-времени: в чем разница

Наука и жизнь
Болезнь начинается раньше, чем мы думаем: как узнать о деменции за годы до ее проявлений Болезнь начинается раньше, чем мы думаем: как узнать о деменции за годы до ее проявлений

4 симптома, которые могут с высокой вероятностью указать на развитие деменции

Psychologies
Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить? Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить?

Как правильно составить рацион для своего домашнего тигра?

ТехИнсайдер
Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой» Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой»

В театре «Современник» царил дух товарищества

Коллекция. Караван историй
Мамины помощники Мамины помощники

Как приучить детей выполнять элементарные обязанности по дому?

Лиза
Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза

Прежде чем стать дедушкой в красной шубе, Дед Мороз проделал долгий путь

Правила жизни
Среди своих Среди своих

Загородный дом для отдыха с уникальными решениями

SALON-Interior
Открыть в приложении