Чему нам следует поучиться у Африки и африканцев?

Знание – силаКультура

«Африка-Алкебулан: sentio ergo sum»

Беседу вел Игорь Сид

Сарали Юрьевна Гинцбург (родилась в 1976 году в Ленинграде) – арабист-филолог, востоковед, специалист по Северной Африке и периферии арабского мира, переводчик арабской художественной прозы. Окончив Восточный факультет СПбГУ, защитила в Тилбургском Университете (Нидерланды) докторскую диссертацию по теме «Формульный язык (устной) поэзии Джебалы (северное Марокко)». Жила в Хьюстоне (Техас), где преподавала культурную антропологию в Хьюстонском университете. Ныне научный сотрудник в Высшем Совете по Научным Исследованиям (CSIC), Мадрид. Лауреат стипендии фонда Марии Кюри (2017—2019), победитель национального конкурса ученых Сантьяго Рамон-и-Кахаля. Переводит арабскую прозу и поэзию с арабского и французского: среди опубликованных ею авторов Аля аль-Асуани, Гада Абдель Аль, Радва Ашур, Ахмед Бузфур, Мурад Кадири, Мухаммед аль-Махзанги, Халид аль-Хамиси, Хайри Шаляби и другие.

«Знание – сила»: В последние годы в России наблюдается резкий рост интереса к незападному миру, то есть Востоку и Африке, поворот от западной цивилизации к цивилизациям иным. В чем их притягательность для нас, и готова ли Россия на самых различных уровнях к удовлетворению этого интереса?

Сарали Гинцбург: С формальной точки зрения интерес этот, конечно же, конъюнктурный. У нас так отлаженно все работало в рамках западной парадигмы, рынка, ориентированного на Запад, и вдруг – на тебе, и ничего. Никакого Запада не осталось. Нужно срочно переориентироваться!.. Это, конечно, камешек в огород и наших телевизионщиков, и книгопечатников, и прочих. Сейчас мы живем в смешное (в чем-то) время. Это время высоких скоростей, что создает подчас комические эффекты: ответственные лица и медийные личности формально переориентировались, но не успели подковаться в африканистике и востоковедении, и часто выходят конфузы. Не научились пока демонстрировать понимание другой картины мира и продолжают демонстрировать западные вкусы. Например, чтобы продвинуть какой-то проект, допустим, книжный, по-прежнему сперва необходимо доказать, что этот проект имел успех на Западе, то есть хорошо продавался. Ну и, конечно, эти форматы наших телешоу, где клеймят их ценности, скопированы оттуда и используют их механизмы. Выходит как-то неловко.

А вот у самого российского общества интерес к не-Западу был всегда. Другое дело, что часто даже те малые крохи информации о, например, Африке, которые попадали в постсоветскую Россию, таки проходили через Запад, и восприятие Африки формировалось там же.

Возьмем, например, произведения современных африканских писателей. В постсоветскую эпоху почти всё то немногое, что публиковалось (а публиковался действительно мизер), шло именно через западных литературных агентов.

Студенты из Африки получали высшее образование в СССР

«ЗС»: Почему так сложилось?

С. Г.: В каком-то смысле, все это происходит потому, что до революции Россия, в отличие от многих западных стран, не имела интенсивных отношений со странами и народами африканского континента, не была частью колониальной системы, не вела торговли, наконец, ограничилась присутствием на Берлинской конференции 1884—1885 годов наблюдателей и не участвовала в дележе африканского пирога. Не имея там колоний, не выработала с африканскими странами отношений по типу «любовь-ненависть».

С другой стороны, все-таки некоторые отношения и на культурном, и на военном, и на экономическом уровне, конечно же, были. Во времена Советского Союза они весьма активизировались. Вспомним тут и Асуанскую плотину, и работу советских специалистов в Алжире, и военную помощь, оказанную таким странам, как Мозамбик или Ангола. Крайне важно, что как в советские, так и постсоветские времена в наших вузах прошло обучение огромное количество студентов как из Северной Африки, так и из Африки южнее Сахары.

Говорить о причинах притягательности незападных культур для нас можно долго и приводить совершенно разные доводы. Я, пожалуй, приведу те два, которые считаю применимыми к самой себе. Дело тут в локусе, который занимает русская культура в мире. Наше место переходное между Западом и не-Западом. Мы склонны и хорошо впитываем западный бинарный подход: черное либо белое, хорошее либо плохое, правильное либо неправильное, красивое либо безобразное. Этот подход хорош как первичный инструмент, но он совсем не идеален.

С другой стороны, Россия, в силу уже своего географического положения и размеров территорий, не может обойтись таким простым (в хорошем плане) видением мира. Отсюда, очевидно, наш интерес к иному, и поэтому наш дом – Земля и даже больше.

Готово ли государство удовлетворить этот запрос общества на не-Запад? Пока лишь отчасти. Сейчас пытаются задействовать советские еще наработки. Активизируют свою работу российские культурные центры в странах континента; они, конечно, должны послужить не только делу экспорта российской культуры в Африку, но и какого-никакого импорта африканских культур в Россию. Проводятся международные саммиты, где Африка – желанный гость и гвоздь программы. Однако необходимо делать новое: не только пользоваться чужим или старым, но и создавать новые проекты, внедрять новые инициативы.

Нужно сказать, что при этом есть движение снизу вверх – открываются какие-то небольшие авторские выставки, посвященные Африке, предлагаются занятия по африканским танцам, функционируют магазинчики, где можно купить что-то как из Северной Африки, так и из Африки южнее Сахары. Это как раз показатель того, что наше общество, не дождавшись ответа на свой запрос, занялось решением этого вопроса самостоятельно. Для меня лично это самый главный маркер.

С другой стороны, начинает что-то происходить и в формате «сверху вниз» – кроме совсем уже официальных заявлений на уровне правительства, открываются авиарейсы на новые направления, очевидно, что какие-то околокультурные проекты, связанные с африканским континентом, получают финансирование, так что за последний год были организованы довольно впечатляющие мероприятия, где Африке была предоставлена одна из ведущих ролей.

Самое приятное, однако, что и культурно-интеллектуальный слой начинает получать какую-то подпитку, это пока еще совсем тоненькие ростки и их очень мало, но я искренне надеюсь, что ростков этих будет все больше и они будут крепнуть. В начале этого года в «Новом литературном обозрении» вышла в русском переводе «Этика Идентичности» Энтони Аппиа. Кваме Энтони Аппиа – один самых интересных исследователей конца XX – начала XXI веков, пишущих об Африке. Из-за довольно необычного происхождения Аппиа и последующего жизненного пути сложно идентифицировать его однозначно как африканца, англичанина или американца – отец его был ганцем, мать англичанкой, ну а большую часть жизни Аппиа проработал в США. Что важно, Аппиа много писал и пишет про Африку и африканскую культуру, идентичность, и про межкультурные отношения вообще. Почин положен, и надеюсь, что переведут и издадут и другую важную книгу Аппиа – «В доме моего отца: Африка в философии культуры» (1992).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сложные связи Сложные связи

Какими удивительными чертами могут обладать человеческие языки

Вокруг света
Как избавиться от игровой зависимости Как избавиться от игровой зависимости

Сперва надо понять — надо ли вам избавляться от чрезмерной любви к играм?

Maxim
Кому нужны памятники природы?.. Кому нужны памятники природы?..

Что представляет собой памятник природы по сути?

Наука и жизнь
Утомленные ленью Утомленные ленью

Почему лениться так утомительно?

Лиза
Литва от моря и до моря Литва от моря и до моря

История Литвы: от первого правителя до образования Речи Посполитой

Дилетант
Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам

Медиаторы по разводам: что это за профессия, насколько она пользуется спросом?

Forbes
Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный» Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный»

Дмитрий Чеботарев рассказал о погружении в физику и секретных объектах

Grazia
Сказка, ставшая реальностью Сказка, ставшая реальностью

Константин Маркелов о «дофамин-банкинге» и новой продуктовой культуре корпораций

Правила жизни
«Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе «Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе

Whole Lotta Swag — о своем отношении к критике и философии успеха

Forbes
Самые опасные пищевые привычки россиян и чем вредна доставка Самые опасные пищевые привычки россиян и чем вредна доставка

Что происходит с пищевым поведением россиян?

Inc.
Обратная перемотка: 20 лучших зарубежных фильмов 2024 года Обратная перемотка: 20 лучших зарубежных фильмов 2024 года

Какие фильмы, вышедшие в 2024 году, стоит обязательно посмотреть?

Правила жизни
Джессика Джессика

Всего за год Jessica Gallery собрала пул актуальнейших художников

Собака.ru
8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют 8 самых популярных персонажей в кино и литературе! Узнайте про архетипы и как их используют

Как эффективно использовать архетипы для развития вашей истории?

ТехИнсайдер
Догматический монетаризм или новое кеинсианство Догматический монетаризм или новое кеинсианство

Какую экономическую модель выбирает Россия

Деньги
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Залечь на дно в Белфасте Залечь на дно в Белфасте

«Ничего не говори»: история ирландских террористов, рассказанная ими самими

Weekend
Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни

Средний возраст для многих — время кризисов, сомнений и размышлений об упущенном

Maxim
Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары

10 уловок, которые вызывают желание заполучить совершенно бесполезный товар

Psychologies
Границы ключ Границы ключ

Как далеко можно пускать к себе мужчину на разных этапах отношений?

VOICE
Популярно о почвах Популярно о почвах

Почему нельзя судить о почве по её верхнему слою?

Наука и техника
Туве Янссон Туве Янссон

Правила жизни писательницы Туве Янссон

Правила жизни
Фудблогинг Фудблогинг

Среди разнообразия страниц соцсетей блоги о еде пользуются особой популярностью

Здоровье
Как в сказке Как в сказке

Блюда к праздничному столу персонажей Линдгрен, Диккенса, Шмелева и Туве Янссон

Seasons of life
Принять позы Принять позы

Позы или буузы — как правильно, мы так и не узнали: здесь мир разделен надвое

Seasons of life
Сверхзнание боли Сверхзнание боли

Как Даниил Андреев увидел невидимые миры и что он в них нашел

Weekend
5 ситуаций, в которых лучше сдаться, чем продолжать борьбу 5 ситуаций, в которых лучше сдаться, чем продолжать борьбу

Когда «сдаться» — это признак не слабости, а силы?

Psychologies
Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни

Как миф о «ресурсе» создает неоправданные ожидания и двойные стандарты

Forbes
Первому «Аватару» 15 лет. Как создавался революционный проект Джеймса Кэмерона Первому «Аватару» 15 лет. Как создавался революционный проект Джеймса Кэмерона

Какую роль «Аватара» занял в истории кино и наших сердцах?

Правила жизни
Искусство найма: как увеличить число разработчиков в 5 раз и снизить текучесть кадров Искусство найма: как увеличить число разработчиков в 5 раз и снизить текучесть кадров

Как практика One day offer помогает нанимать лучших специалистов в IT-отрасли

СНОБ
Отсчет последних времен Отсчет последних времен

Как человечество пытается предсказать конец света

Weekend
Открыть в приложении