Леонид Владимирович Шервуд родился в Москве 16 (28) апреля 1871 года

Наука и жизньКультура

Выставка Леонида Шервуда в Русском музее

Кандидат искусствоведения Елена Карпова, Государственный Русский музей

Л. В. Шервуд. Хан и невольница. 1897 год. Фотография. ГРМ.

В Санкт-Петербурге, в залах Михайловского замка 12 апреля с. г. открылась выставка одного из крупнейших скульпторов первой половины XX века Леонида Владимировича Шервуда (1871—1954). Это имя у многих на слуху, прежде всего благодаря самой знаменитой его работе — монументальной фигуре «Часовой» (1932), вошедшей в историю русской пластики как первое и во многом знаковое произведение социалистического реализма. Между тем в целом творчество Шервуда мало известно широкому зрителю. Первая персональная выставка скульптора состоялась в 1952 году в Русском музее. Теперь, спустя 70 лет, организована вторая экспозиция, основанная на значительно пополнившейся музейной коллекции и экспонатах других петербургских музеев и организаций, а также частных владельцев, принадлежащих к роду Шервудов.

К сожалению, в художественном наследии мастера довольно много лакун, именно поэтому в состав выставки вошло немало фотографий, запечатлевших мастерскую Шервуда, его проекты и модели памятников, как сохранившихся, так и утраченных.

Афиша выставки к 150-летию со дня рождения Л. В. Шервуда в Государственном Русском музее.

В каталоге, сопровождающем выставку, кроме статей, посвящённых дореволюционному (Е. В. Карпова) и советскому (П. Е. Бельский) периодам деятельности скульптора, представлен весьма обширный и содержательный раздел «Основные даты жизни и творчества Леонида Шервуда», подготовленный его внучкой журналистом и кинокритиком Ольгой Данииловной Шервуд, которая многие годы собирает документальные материалы о своём знаменитом родственнике.

Леонид Владимирович родился в Москве 16 (28) апреля 1871 года. Его отец В. И. Шервуд был выпускником Императорской Академии художеств, архитектором, скульптором, живописцем и теоретиком искусства. В числе его многочисленных работ — здание Императорского Российского исторического музея на Красной площади и московские памятники хирургу Н. И. Пирогову и Героям Плевны.

С 1886 по 1892 год Леонид Шервуд учился живописи и скульптуре в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1893-м он решил продолжить образование в Петербурге, в Высшем художественном училище при Академии художеств. Правда, педагогические установки профессоров скульптурного класса А. Р. фон Бока и В. А. Беклемишева довольно быстро вызвали внутренний протест. Позднее в своей автобиографической книге «Путь скульптора» (1937) Шервуд напишет: «Если в Москве начиналось движение импрессионистов, то в царской столице — Петербурге Академия ещё всецело находилась в плену ложноклассических традиций».

Л. В. Шервуд. Портрет А. С. Пушкина. 1902 год. Гипс тонированный. ГРМ.

Подлинным авторитетом стал для него И. Е. Репин. «Несмотря на то, что Репин по существу не был скульптором (хотя скульптурой он и занимался), он был для меня руководителем, которому я отдавал себя целиком. Он ходил ко мне в мастерскую корректировать работы, — вспоминал Шервуд, — иногда собирал нас у себя, показывал и объяснял лучших мастеров современного искусства». Пройдёт более 50 лет, и скульптор будет увлечённо трудиться над памятниками Репину для Москвы и Ленинграда (1946), оставшимися неосуществлёнными. Фрагмент «ленинградского» проекта экспонируется в последнем зале выставки, доказывая, что до самого конца своего творческого пути Шервуд оставался «горячим сторонником репинского реализма».

Однако, соблюдая хронологию, вернёмся к ранним произведениям середины 1890-х годов, большинство которых не сохранилось. Только по фотографиям известна, например, дипломная работа 1897 года — двухфигурная композиция «Хан и невольница» (именовавшаяся также «Деспот татарин и его рабыня»). В уже упоминавшейся книге «Путь скульптора» автор рассказывал: «Я хотел изобразить подавленную, угнетённую женщину, лежащую в ногах у мрачного и властного деспота. В выборе темы и её трактовке сказался пережитый период академических волнений. Мне хотелось выразить на условном языке художественных образов свой внутренний протест против той грубой и жёсткой, подавляющей человеческое достоинство деспотической силы, давление которой мы все так остро тогда на себе ощущали».

В 1952 году на первой выставке произведений Леонида Шервуда этой скульптурной группы уже не было. При изучении истории её бытования выяснилось, что изначально она находилась в музее Академии художеств, в послереволюционные годы была принята на хранение в Русский музей, а в 1930 году её передали в Псковский музей. В годы Великой Отечественной войны, наряду с другими экспонатами, скульптура была утрачена.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Огонь-трава Огонь-трава

Повстречав это растение на своём пути, непременно замедлишь шаг

Наука и жизнь
Страшный сон Раскольникова: как японский режиссер поставил «Преступление и наказание» Страшный сон Раскольникова: как японский режиссер поставил «Преступление и наказание»

Режиссер из Японии Мотои Миура поставил спектакль «Преступление и наказание»

Forbes
О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Угроза от соли, раннее изучение иностранного языка и электрические самолеты

Наука и жизнь
Павел Кеив Павел Кеив

У промышленного дизайна в России совершенно точно есть будущее

Собака.ru
Душистые травы прованса Душистые травы прованса

Любители вкусно покушать при упоминании Прованса вспоминают прованские травы

Наука и жизнь
Бежим, но не со всех ног Бежим, но не со всех ног

Лето – особая активност бегунов. На пути к цели их могут ждать сюрпризы

Здоровье
Как избавиться от фюрера Как избавиться от фюрера

Первый из заговоров антигитлеровского Сопротивления сложился в 1938 году

Дилетант
Самый знаменитый американский пикап. Краткая история Chevrolet Silverado Самый знаменитый американский пикап. Краткая история Chevrolet Silverado

Что сделало грузовик Chevrolet Silverado такими востребованным?

4x4 Club
Цезарь и Антоний Цезарь и Антоний

Великий полководец и политик Гай Юлий Цезарь погрузил Рим в гражданскую войну

Дилетант
BMW X3 и Genesis GV70 разбили на краш-тестах: на чем безопасно ездить BMW X3 и Genesis GV70 разбили на краш-тестах: на чем безопасно ездить

BMW X3 и Mercedes GLC стали самыми безопасными моделями на краш-тестах

РБК
Исландия, Хадльгримскиркья Исландия, Хадльгримскиркья

Это не Мордор и не Ктулхоград. А уютная христианская обитель с видом на вулканы

Maxim
«Он и в жизни такой?»: как Богдан Лисевский высмеял жанр интервью и покорил YouTube «Он и в жизни такой?»: как Богдан Лисевский высмеял жанр интервью и покорил YouTube

Как Богдану Лисевскому удалось покорить российское медиапространство?

Forbes
Кино на драйве: зачем «Формула-1» стала съемочной площадкой голливудского фильма Кино на драйве: зачем «Формула-1» стала съемочной площадкой голливудского фильма

Как и зачем «Формула-1» завоевывает мир с большого экрана

Forbes
НИИЭФА. Команда им. Д. В. Ефремова НИИЭФА. Команда им. Д. В. Ефремова

Одна из важнейших частей экспериментального термоядерного реактора ITER

Собака.ru
Найдена мутация, которая отвечает за высоту голоса человека Найдена мутация, которая отвечает за высоту голоса человека

Обнаружены мутации, которые коррелируют с более высоким тоном голоса

ТехИнсайдер
Андрей Князев Андрей Князев

Эпичный камбэк «Короля и Шута» вызван сериалом-байопиком по творчеству «КИШа»

Собака.ru
Перенос вагинальной микробиоты детям после кесарева сечения улучшил их нервно-психическое развитие Перенос вагинальной микробиоты детям после кесарева сечения улучшил их нервно-психическое развитие

Перенос вагинальной микробиоты детям улучшил их нервно-психическое развитие

N+1
Подлинная история игрушек: почему дети изобретательницы Барби ненавидели эту куклу Подлинная история игрушек: почему дети изобретательницы Барби ненавидели эту куклу

Как кукла Барби повлияла на детей изобретательницы Рут Хэндлер?

VOICE
Технология блокчейн делает управление роем роботов безопасным Технология блокчейн делает управление роем роботов безопасным

Как технология блокчейн обеспечивает безопасность роботов

ТехИнсайдер
На разных языках На разных языках

Отношение к религии у советской власти было всегда негативным

Дилетант
Враг в отражении Враг в отражении

Как узнать, кто навел порчу или сглаз? 6 способов выявить недоброжелателя

Лиза
Ты и бывший: что остается после финала? Ты и бывший: что остается после финала?

Любовь однажды заканчивается, но след от нее растягивается на годы

VOICE
Мария Червоткина Мария Червоткина

Главный инфлюенсер Петербурга Мария Червоткина — фея русской моды новой волны

Собака.ru
Культ силы: почему важно не исправлять минусы человека, а сфокусироваться на талантах Культ силы: почему важно не исправлять минусы человека, а сфокусироваться на талантах

Мы почти никогда не слышим, что нам нужно сконцентрироваться на своих талантах

Forbes
Материнство и работа: как поддержать коллегу в декрете и после него Материнство и работа: как поддержать коллегу в декрете и после него

Советы, которые помогут и уходящей в декрет сотруднице, и ее коллегам

Forbes
Драка с роботом превратила самцов мух в умелых любовников Драка с роботом превратила самцов мух в умелых любовников

Выброс гормона октопамина повлиял на поведение самцов мух

N+1
Маникюрное табу: не используй этот лак для ногтей, если тебе 50 лет или больше Маникюрное табу: не используй этот лак для ногтей, если тебе 50 лет или больше

Есть лак, который не стоит использовать, если ты разменяла шестой десяток лет

VOICE
Людмила Петрановская объяснила, что делать, если ребенок не слышит, пока не наорешь Людмила Петрановская объяснила, что делать, если ребенок не слышит, пока не наорешь

Можно ли повышать голос на ребенка, если тот пропускает все мимо ушей?

Psychologies
Александр Макаров Александр Макаров

Из Питера в первое плавание отправилась уникальная платформа «Северный полюс»

Собака.ru
Как избавиться от храпа женщине и мужчине и почему человек храпит Как избавиться от храпа женщине и мужчине и почему человек храпит

Почему человек храпит?

РБК
Открыть в приложении