Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились?

Inc.Бизнес

«Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram

Текст: Елизавета Пикулицкая. Фото: предоставлены Вадимом Стерлиным

5Cphoto_2025-05-14-10.29.01-1-1.jpeg

Пока Google и «Яндекс» делят традиционный рекламный рынок, экс-менеджер «Яндекс Директа» Вадим Стерлин построил $5,3-миллионный бизнес на новой территории — в мини-приложениях Telegram. Его платформа AdsGram обрабатывает 50 миллионов показов в день и контролирует, по заявлениям самой компании, до 70% рекламного рынка мессенджера. Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились, — в интервью «Инк».

AdsGram в цифрах:

  • $5.3 млн — выручка в 2024 году
  • >20 000 клиентов
  • 45 сотрудников в команде
  • 40-50 млн рекламных показов в день по всему миру
  • $50 000 грант от Ton Foundation
  • 800 партнерских приложений
  • «Лучший сервис покупки рекламы» (по версии TgConf Awards’25)
  • 36,8 млн суммарный месячный охват (согласно отчету Telegram Mini Apps за апрель 2025)

Всю жизнь Вадим Стерлин метался между работой в корпорациях и стартапах: первые явно подходили по компетенциям, но работать в новых амбициозных проектах было интереснее.

Свой первый бизнес Вадим основал еще в студенчестве, когда открыл мастерскую по настройке пианино. Дело не пошло, поэтому он продолжил учебу и поступил в магистратуру, откуда попал на стажировку в Deloitte и McKinsey. Вадим вспоминает, что бо́льшую часть времени приходилось работать над проектами, которые так и остались на бумаге.

После он устроился в Lamoda на роль менеджера проектов. Но уже через несколько месяцев бывший сокурсник Вадима Эльдар позвал его разрабатывать IT-стартап: ПО по защите от подделок, которое работало с помощью NFC-чипов. Их встраивали в товары, чтобы клиенты могли с помощью смартфона проверить подлинность.

Проект назвали Versium. Он прошел через акселератор «Лаборатории Касперского», после чего Вадим и Эльдар решили выйти оттуда и развивать стартап самостоятельно. Финансировать все тоже пришлось самим.

Через год работы молодые люди поняли, что разработка, в которую они вкладывают свое время и деньги, вовсе не нужна рынку. «Мы сделали крутую технологию для защиты от подделок и потратили около двух миллионов (сумма вместе с деньгами из фонда). А потом поняли, что настолько высокая степень защиты вообще никому не нужна. Я на него потратил все свои деньги, сжег на нем все, что у меня было», — вспоминает Вадим.

Проект закрыли, и парень сменил фокус — стал менеджером продукта в «Яндекс Директе». Примерно через год начался его «настоящий», как он сам считает, путь в бизнесе: работа с рекламой открыла для него новый интерес к Telegram, трафику и криптовалюте. В 2021 году, момент бума NFT-проектов, Вадим запустил игру Fanton и на перепродажах заработал $20 тыс.

photo_2025-05-14-10.28.55.jpeg

Проект стал расти и в 2023 году привлек инвестиции, но через полтора года вместе с ростом рынка Telegram Вадим сфокусировался на новой возможности — рекламной системе для мини-аппов. Благодаря связям, наработанным за два года, а также экспертизе в рекламном рынке, он смог убедить Ton Foundation выделить грант на начало проекта. Так начался проект AdsGram — одна из крупнейших рекламных платформ в экосистеме (согласно отчету Telegram Mini Apps, есть у «Инк»).

От «Яндекса» к крипте

— Ты мог построить карьеру в одной из крупнейших компаний России, но все равно выбирал стартапы. Что было самым сложным в переходе от найма к роли предпринимателя?

— Мне часто говорили, что я поработал в лучших компаниях России, но я сейчас начинаю думать, что это не обязательно плюс. Как менеджер я действительно много знаю, но в предпринимательстве это иногда мешает. Иногда я начинаю слишком глубоко закапываться, делать что-то сам и залезать в операционку вместо того, чтобы отдавать задачи команде. Я сейчас много думаю про эту разницу в мышлении. Очень погружен в операционку, а хочется больше времени уделять стратегии.

— Расскажи о своем последнем проекте, из которого ты пришел в AdsGram.

— Я работал в «Яндексе» и занимался рекламой мобильных приложений. Это очень похоже на то, что мы делаем сейчас. В «Яндекс» я пошел, потому что реклама и поиск — это одни из самых сложных и интересных областей в IT. Да, сейчас появился AI, но рекламные технологии продолжают оставаться одним из самых сложных доменов в IT-компаниях.

Я очень хотел расти. В какой-то момент я понял, что на позиции старшего продакта я описываю, как должны работать «фичи», но мне хочется большего — и мотивация работать вообще пропала. Я стал думать, чем еще можно заняться.

Это был 2021-й год. Тогда был бум NFT рынка в крипте. Мой бывший однокурсник Андрей Чунин сделал NFT-коллекцию Animal Red List и продал ее за $2 миллиона. Я захотел сделать что-то подобное и пошел к нему.

Так родился наш NFT-стартап Fantasy Football. Это игра, в которой ты собираешь несколько карточек футболистов и из-за действий этих футболистов в реальной жизни получаешь очки. Цель — собрать команду и набрать больше очков, чем другие игроки.

Мы тогда подумали, что можно это делать в Telegram. Ton тогда был растущим направлением, и над этой идеей мы начали работать в формате сайд-проекта. Когда мы начали, у нас было совсем немного денег — что-то типа $10 тыс. наших с Эльдаром накоплений. Мы потратили их на рекламу, создали канал, рассказали, что будем делать игру c NFT-карточками и устроили предпродажу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа

Почему очереди за дефицитным товаром вновь стали актуальны?

Inc.
Из халата в пиджак: что учесть, запуская медицинский бизнес. Опыт СЕО медклиники Из халата в пиджак: что учесть, запуская медицинский бизнес. Опыт СЕО медклиники

Какие подводные камни ждут тех, кто только задумывается о запуске клиники

Inc.
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Машина времени Машина времени

Петербургские места, где можно попасть в начало XX века, не покидая XXI

СНОБ
«Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами «Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами

Как молодые взрослые ищут баланс между тратами и накоплениями

РБК
«Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру» «Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру»

Андрей Тугарин о нюансах и схемах трансграничных платежей

Монокль
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
Один город — одна команда Один город — одна команда

«Зенит» как символ и суть Санкт-Петербурга

Weekend
Катай на здоровье Катай на здоровье

Как укрепить мышцы кора и натренировать стабилизацию

ЖАРА Magazine
Сергей Кравцов: Мы сформировали единое образовательное пространство Сергей Кравцов: Мы сформировали единое образовательное пространство

Как Министерство просвещения собирается решать дефицит учителей?

Ведомости
Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать? Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать?

Можем ли мы добиться абсолютной ментальной тишины в голове?

ТехИнсайдер
ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами

Что мешает встретиться на рынке ИЖС застройщикам и покупателям

ФедералПресс
Тихон Жизневский Тихон Жизневский

Ну, он! Главный российский супергерой (и гринфлаг!) — Тихон Жизневский

Собака.ru
Вологжане, куряне и рушане: как правильно называть жителей разных городов России Вологжане, куряне и рушане: как правильно называть жителей разных городов России

Рассказываем о необычных, но правильных названиях жителей разных городов России

ТехИнсайдер
Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

Forbes
Читай Читай

5 книг о морских приключениях

VOICE
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
8 распространенных ошибок, которых следует избегать для получения максимальной пользы от кофе 8 распространенных ошибок, которых следует избегать для получения максимальной пользы от кофе

Несколько кофейных ошибок, которые могут негативно сказаться на вашем здоровье

ТехИнсайдер
Мы смотрим на рынок Китая Мы смотрим на рынок Китая

Что становится драйверами роста для цифровых платформ

Эксперт
Волнительный момент Волнительный момент

Как хронический стресс сказывается на коже?

Лиза
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Сбежать от рутины Сбежать от рутины

С потеплением всё больше людей сбегают от забот — в прямом и переносном смысле

Отдых в России
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам

Как импульсивные покупки из любопытства меняют рынок современного искусства

Forbes
Отлично сочетаются Отлично сочетаются

Самый полный гид по подготовке к свадьбе: учли и разобрали вообще всё

VOICE
Почему автомобиль-утопленник не всегда страшен. Эксперты все объяснили Почему автомобиль-утопленник не всегда страшен. Эксперты все объяснили

Стоит ли отказываться от покупки автомобиля, побывавшего в воде?

РБК
Ольга Дибцева: «Жизнь одна — играй сейчас» Ольга Дибцева: «Жизнь одна — играй сейчас»

Ольга Дибцева о том, почему никогда не сыграет жестокость к детям

Караван историй
Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания

Гомфотерии регулярно поедали плоды и участвовали в распространении семян

N+1
Вино и дюны Вино и дюны

Район Колареш, единственное место в Португалии, где виноград растет из песка

Seasons of life
Открыть в приложении