Клара Лучко. Настоящая казачка

«1 июля исполняется 100 лет со дня рождения народной артистки СССР Клары Лучко. Она ушла из жизни 20 лет назад, не дожив трех месяцев до своего 80-летия. Я побывал у нее дома за три недели до трагедии, и, конечно, даже предположить не мог, что наше интервью станет последним в ее жизни. Я бежал к знаменитой высотке на Котельнической набережной с букетом цветов, волнуясь. Еще бы: иду к легенде, красавице, любимице миллионов. Она не сразу согласилась на интервью: «Мне кажется, уже все о себе рассказала!» Но сдалась на десятой минуте уговоров. Женщина есть женщина!» — рассказывает журналист Олег Перанов.
Встретив меня в прихожей, Лучко воскликнула: «Ой, я думала, вы брюнет — таким показался голос по телефону. А вы блондин!» — «Клара Степановна, любите брюнетов?» Она засмеялась: «Главное, чтобы мужик был мужиком. А уж кто он по масти, неважно».

У моих ног ко мне ластится миттельшнауцер Тимка. Актриса довольна: «Он не ко всем подходит». Показывает на стоящий в углу чемодан: «Только приехала из Питера, где снимаюсь в фильме «Разведенные мосты». Полтора года уже живу на два города. Пришлось чемоданчик приобрести для поездок». Пройдя насквозь кабинет супруга, журналиста Дмитрия Мамлеева, мы расположились в гостиной. Как потом оказалось, в это время Дмитрий Федорович, переживший недавно инсульт, отдыхал в спальне. Стол в гостиной уже накрыт: чай, сыр, конфеты. Делаю комплимент тому, как отлично выглядит актриса.
«Представляете, недавно зашла в аптеку, чтобы купить крем для лица, — вздохнула Клара Степановна. — Посоветовалась с провизорами, они один предложили. Я купила и на ночь нанесла крем на лицо. Но через час заболели и воспалились глаза. Так больно было, как будто мне насыпали в них горящие угли, — рожать ребенка легче, чем терпеть эту боль. Я всю ночь не спала и утром вызвала врачей. Оказалось, что у меня ожог второй степени. Очевидно, это был фальшивый крем. Меня положили в больницу. А поскольку мест там не было, то определили вначале в мужскую палату, где все пациенты на ночь ушли по домам. Просыпаюсь я днем, открываю глаза и вижу, что на соседней кровати сидит мужик в майке и удивленно на меня смотрит. Сначала вроде хотел наорать, но узнал, засмеялся. Потом меня уже перевели в нормальную палату. Несколько дней пролежала в больнице, лицо мне вылечили. А по Москве сразу поползли слухи, будто я сделала пластическую операцию».
Лучко признавалась, что с детства знала: она обязательно станет артисткой.

«Я жила с родителями на первом этаже в маленькой полтавской квартирке. Когда оставалась одна, надевала мамины туфли, нагревала на газовой плите гвоздь и на него накручивала волосы, пытаясь сделать завивку, как у популярной тогда кинозвезды Тамары Макаровой, — вспоминала Клара Степановна. — Почему-то мне казалось, что я на нее похожа. Хотя потом вглядывалась в зеркало и с горечью отмечала: глаза-то у меня карие, а вовсе не синие, как у Макаровой! Я была достаточно замкнутой девочкой, мне в душе было одиноко. Мои родители ездили по районам, работали в совхозах и колхозах, а я оставалась с бабушкой, которая больше занималась хозяйством. Поэтому чаще я была предоставлена самой себе. Но много читала и еще вела дневник. Помню, однажды записала в нем: «А внизу поют и веселятся. Эх, какая у них жизнь!» Под нами в полуподвале жила семья, где постоянно выпивали, танцевали, и мне казалось, там так весело, а у меня все скучно, обыденно. Сколько себя помню, представляла себя героиней того или иного романа, фильма. А в школе меня дразнили Жирафой. Я была выше ростом своих ровесников, сидела за последней партой и выделялась из всего класса, и потому учительница меня чаще всех вызывала к доске».
В 16 лет юная Клара впервые влюбилась. Как-то раз она забыла учебник в школе и вернулась за ним. А во второй смене в этом же классе занимались другие ребята. Забежав в кабинет, Клара увидела за своей партой очень красивого парня. Он ей показался настоящим принцем из сказки: светлые волосы, глаза голубые, белоснежная улыбка и розовый румянец на щеках. От неожиданности она так и застыла на пороге класса.
«Ты, что ли, учебник забыла?» — рассмеялся парень. Лучко схватила книгу и выбежала из школы. Всю ночь она только и думала об этом мальчике. А на следующий день с подругой прогуливалась недалеко от школы в саду, где стояла парашютная вышка. Вдруг словно током пробило: она увидела его. По выражению лица Клары подружка все поняла и улыбнулась: «Его Славиком зовут! Вообще-то он гуляет с другой девочкой. Но ты можешь попробовать завоевать его сердце». Клара тут же решила: «Надо сделать что-то такое, чтобы он меня заметил!» Она подняла голову и увидела где-то высоко площадку, откуда прыгали с парашютом самые смелые.
«Очень страшно было подниматься, — рассказывала Клара Степановна. — Лестница крепилась почти вертикально. Наконец я добралась до площадки, глянула вниз. Все люди были такие маленькие, а Слава стоял ко мне спиной и разговаривал с ребятами. Прыгать не было смысла. Но спуститься вниз по отвесной лестнице было еще страшнее. Я заплатила 20 копеек, надела парашют и, закрыв глаза, прыгнула. Думаю, Слава видел это, но нарочно отвернулся. Моего поступка он тогда не оценил. А на следующий день нарисовал карикатуру на меня и подписал: «Вышка прыгнула с вышки». Над рисунком смеялась вся школа. После этого чувства мои испарились. Кстати, когда снималась в фильме «Карнавал», сына моей героини Диму по воле случая сыграл внук того самого «принца» — Роман Монастырский».

О личной жизни Клары Степановны складывали много легенд: мол, и чиновник высокопоставленный был, и молодой поклонник. Лучко смеялась. «Как-то дочь позвонила: «Мама, правда, что у тебя было десять любовников?! В интернете прочитала». Я говорю: «А чего так мало? Намного больше!» Шучу, конечно. По-настоящему в моей жизни было двое мужчин: первый супруг и нынешний».
Клара Степановна показывает выставленные на шкафах и стенах почетные грамоты, фестивальные дипломы, фотографии с коллегами и семейные — с мужем, дочерью Оксаной, внуком Сашей, а еще подарки. Например, хрустальный храм от президента Белоруссии Александра Лукашенко, памятные медали, сувениры.
«Вот блюдо, которое в Каннах мне подарил Пабло Пикассо, — с гордостью рассказывала Лучко. — Посмотрите, черточками изображены глаза, рот... Когда смотрю на это лицо, мне кажется, что за мной наблюдает сам Иисус. А вот такую казачью саблю мне преподнесли в 1996 году донские казаки и вручили грамоту «За возрождение кубанского казачества». А еще называют меня «трижды казачкой Советского Союза». По рождению я запорожская казачка, мой род происходит из хутора Лучки, что под Полтавой. В фильме «Цыган» стала казачкой донской. Ну а в «Кубанских казаках» сыграла одну из первых и любимых моих ролей — Дашу Шелест.

Меня во многих странах считали своей. В Индии — индианкой, в Англии за мои наряды называли знатной дамой и признали «Женщиной тысячелетия». Им даже невдомек было, что я просто копила свои маленькие суточные, чтобы купить себе платьице. В Монголии из-за того, что щурилась на солнце, меня тоже принимали за свою, говорили: «Клара наша!» Вот такое народное признание для меня намного важнее, чем все награды мира».
Первый ее опыт в кино оказался неудачным — когда еще училась во ВГИКе, сыграла радистку в эпизоде фильма «Родина капитанов». Как признавалась Клара Степановна, после тех съемок у нее зародились сомнения: а правильно ли она сделала, что выбрала профессию актрисы?
«Оказалась впервые на съемочной площадке и обомлела, — вспоминала Лучко. — Стоит киноаппарат, партнеров нет, свет слепит. Что делать?! Как говорить текст — в темноту? Понятия не имею. Режиссер ничего не объяснял, ничем не помогал. Что-то я пролепетала в камеру и ушла. Потом, когда оказалась на площадке у Сергея Герасимова в «Молодой гвардии», где сыграла тетушку Марину, поняла: вот оно — настоящее кино, настоящая работа».
Но первая большая важная кинороль Лучко — это, конечно же, Даша Шелест. На самом деле актриса даже и не думала, что сыграет в этом фильме. Просто однажды в Театр киноактера, где работала выпускница ВГИКа Клара Лучко, пришел знаменитый режиссер Иван Пырьев. Он искал девушек на разные роли в своем новом фильме под рабочим названием «Веселая ярмарка». Собрал актрис в зале и прочитал сценарий, а затем пригласил всех на пробы. Лучко пошла за компанию, предполагая, что сыграет в массовке какую-нибудь колхозницу. На киностудию «Мосфильм» она явилась самой последней. Девчонки, уже одетые в яркие кофты, юбки, с пришпиленными косами, толпились в павильоне. Поначалу она разочаровалась, когда гримерша сказала ей: «Положено по две косы, но у меня осталась одна. Что делать будем?» — «А приколите мне одну, я платочек сверху повяжу, и не видно будет, одна у меня коса или две».