В прокат вышел новый проект Алексея Германа-младшего «Воздух»

МонокльСобытия

«Воздух» победы

В прокат вышел новый проект Алексея Германа-младшего «Воздух»

Ольга Андреева

Молодая актриса Анастасия Талызина снялась в роли Жени Беловой в фильме «Воздух»

Фильм снят при поддержке Министерства культуры и Фонда кино. Бюджет составил 450 млн рублей. При обилии всевозможных высокотехнологичных примочек (как пишет Википедия, были использованы «экраны из LED-панелей общей площадью 800 м², гимблы для полноразмерных моделей самолетов, пришедший из игрового мира движок Unreal Engine, технология IN-CAMERA VFX, которая давала возможность синхронно интегрировать графику прямо на съемочной площадке» — и не спрашивайте меня, что это такое) и сложных работ по моделированию исторических реалий («были построены 12 самолетов моделей Як-1Б, воссозданы полевые аэродромы времен войны») этот бюджет выглядит более чем скромно. А на фоне 1,2 млрд рублей «Мастера и Маргариты» и вовсе нищенским.

У фильма была тяжелая съемочная судьба. Начав снимать в далеком 2018 году, Герману-младшему пришлось на год остановить работу из-за пандемийных ограничений. Учитывая технологическую сложность работы на натуре со всем огромным съемочным хозяйством, включающим и самолеты, и аэродромы, этот перерыв обошелся группе дорого. Соблазн сделать красивое эстетское кино «не для всех», которого не избежали авторы «Мастера и Маргариты», у Германамладшего был велик.

Однако у этого фильма есть важное посвящение, очень личное для автора. Перед финальными титрами на экране появляется надпись, что фильм посвящен всем женщинам — участницам Великой Отечественной войны, погибшему деду и бабушке, которая в оккупации спасла маленькую маму режиссера Светлану Кармалиту. Это скромное посвящение, не предваряющее, а замыкающее фильм, длящийся 151 минуту, оказывает на зрителя странное действие. К 150-й минуте зритель уже плачет. Но не оттого, что ему все два с половиной часа давили искусством на жалость. Это дело нехитрое. Он плачет из-за того, что фильм как будто переадресовывает эмоции с самого искусства к реальной истории войны и страны, ее людям и ее человеческой трагедии. Высокое искусство кино в руках Германа-младшего сознательно уступило место куда более значимым ценностям. И упоминание в самом конце о семейной трагедии режиссера только подтверждает, что все только что увиденное зрителю не показалось. Все так и есть.

Либеральная критика во главе с Зинаидой Пронченко уже успела заклеймить автора, обозвав фильм длинным признанием в любви Путину. Отдадим должное ее умению читать между строк то, чего нет. Но стоит обратить внимание на давно известный факт: либералам от кино вообще мало надо. Их не купишь ни высокими технологиями, ни мастерством режиссуры, ни актерской игрой. Если фильм не соответствует повестке, он так и так будет отправлен в мусор истории. Если соответствует — ура и в воздух летят чепчики.

Когда тот же автор снял откровенно слабого «Довлатова» (2018), та же либеральная критика кричала, что Германмладший — главный режиссер земли русской. «Атмосфера», «зрелый режиссерский взгляд», «высокое мастерство» — это все про унылый, бесконечно скучный фильм, где половину времени зритель тупо смотрит в туман. Но повестка была отработана. Значит, те, кому фильм не нравится, просто ничего не понимают в кино. Смущенная публика выходила из залов в полной растерянности: что это было? Про что? Зачем? Про драму времени, в котором нет места таланту, припечатывали критики и требовали максимального аудиторного охвата.

Дело в том, что и на этот раз Герман-младший снял все то же самое и точно так же. Но теперь он, гляди-ка, уже бездарный патриот. Так что критику либералов мы пропустим мимо ушей.

Герман-младший вообще верен своим эстетическим принципам. Разрабатывая отцовскую ниву эстетского и атмосферного кино с дотошным вниманием к деталям и композиционной изысканности картинки, неизменно одерживающей верх над сюжетной цельностью, Герман-младший отличается завидным постоянством со времен своего раннего «Гарпастума» (2005). Все его фильмы — это, в сущности, один и тот же длинный сериал без начала и конца. В этом смысле «Воздух» — новый сезон, продолжающий все ту же традицию. Есть тут и фирменный германовский туман, и почти монохромная сепия, и изысканная картинка, и рваный сюжет, который все никак толком не начнется. Как следствие, весь первый час картины зрительный зал мучится острым искушением встать и уйти. Потому что — ну сколько можно?!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Семинарист, журналист, революционер Семинарист, журналист, революционер

У Булгакова Петлюра предстаёт персонажем мистическим, почти Антихристом

Дилетант
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
«Дон Масимо»: Максим Горький на Капри «Дон Масимо»: Максим Горький на Капри

Как жил знаменитый писатель Максим Горький в Италии?

Караван историй
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
21 год сражений 21 год сражений

Северная война полностью изменила географию Балтийского региона

Дилетант
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Алгоритмам становится тесно Алгоритмам становится тесно

Центробанк подталкивает трейдеров к регистрации в качестве паевых фондов

Монокль
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Терапия садом Терапия садом

Я выжила благодаря людям и садам. Сейчас я уже немного знаю про садовую терапию

Afternoon Seasons of life
Опять двадцать пять Опять двадцать пять

Какие тренды будут изменять жизнь во второй четверти XXI века

Men Today
«Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься «Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься

Как обезопасить себя от сталкера и какими тактиками они пользуются

СНОБ
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Курс капитана Курс капитана

Как живут капитаны круизных лайнеров

Men Today
Поморская Масленица Поморская Масленица

Масленица – один из любимых народных праздников

Лиза
«Насилие. Микросоциологическая теория» «Насилие. Микросоциологическая теория»

Как перестрелки вытеснили честные поединки

N+1
Здоровый образ мысли Здоровый образ мысли

Какие мысли помогают нам быть в тонусе?

Лиза
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Рога и гобелены Рога и гобелены

В Париже открылась выставка «Кутюр в Лувре: предметы искусства, предметы моды»

Weekend
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Амазонские дельфины помочились в воздух Амазонские дельфины помочились в воздух

Как китообразные используют мочеиспускание для коммуникации

N+1
В поисках своего сценария В поисках своего сценария

Как выбрать инвестстратегию в 2025 году

Деньги
Открыть в приложении