Попытка понять законы развития важнейшей отрасли современной экономики

МонокльHi-Tech

Чип, создавший современный мир

Александр Механик, Иван Покровский, исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники

Ключевая идея книги Криса Миллера: мы редко задумываемся о микросхемах, а между тем именно они создали современный мир. А название этой книги — «Война чипов» — отражает ее двойственное содержание. С одной стороны, это действительно рассказ о войне чипов, точнее о войне-конкуренции их производителей, а с другой — о современной войне вообще, которая стала войной «кремния со сталью», в которой победил кремний.

А еще эта книга о той роли, которую сыграли чипы в геостратегическом противостоянии США и Советского Союза, а теперь играют в противостоянии США и Китая, в котором каждая из сторон стремится достичь военно-стратегического превосходства, опираясь именно на достижения в разработке и производстве чипов.

И все это на фоне истории развития микроэлектроники, зародившейся в США, а затем распространившейся в странах — стратегических противниках США (СССР-России и Китае) и экономических конкурентах США (Японии, Корее, Тайване). Наконец, это история компаний — разработчиков и производителей микроэлектроники, начиная с Intel и ее создателей Роберта Нойса и Гордона Мура и заканчивая Huawei и ее создателя Жэня Чжэнфэя.

И наша статья — это не только рецензия на интересную книгу, но и попытка понять законы развития важнейшей отрасли современной экономики.

Люди и их судьбы

Развитие электронной промышленности в этой книге представлено в нескольких разрезах. Разрез личных отношений, характеров и судеб главных героев отрасли не менее важен, чем разрез геополитического противостояния. Отрасль развивалась и развивается предпринимателями, людьми одаренными и одержимыми. Джек Килби и Боб Нойс не только изобрели микросхему и основы планарной технологии производства — они собрали вокруг себя творческий котел, из которого вышли основатели и лидеры крупнейших современных компаний электронной промышленности. Наконец, почти все лидеры американской электронной промышленности профессионально сформировались в совместной с ними работе в Texas Instruments и Fairchild Semiconductor.

Эндрю Гроув, построивший микропроцессорную империю Intel, оказался в этом котле после того, как его родители эмигрировали из коммунистической Венгрии. Морис Чанг, из семьи китайских эмигрантов, поднимал качество и эффективность производства в Texas Instruments, а затем реализовал накопленный опыт и идеи в созданной им компании TSMC.

Большой вклад в развитие отрасли внесли не только инженеры и ученые, но и коммерсанты. Основатель AMD Джерри Сандерс начинал в отделе продаж Fairchild. В торговле заработали первый капитал основатель Samsung Ли Бён Чхоль и основатель Huawei Жэнь Чжэнфэй.

Основатель Micron Джек Симплот сначала заработал состояние на картофельных чипсах для McDonald’s, а потом применил свой управленческий и коммерческий опыт в производстве полупроводниковых чипов.

В книге представлены ситуации, в которых главные герои принимали поворотные для отрасли решения. Часто это были не самые благоприятные моменты. Америка проигрывала конкуренцию Японии, когда Эндрю Гроув сделал ставку на производство микропроцессоров, а Джек Симплот решил инвестировать в полупроводниковые чипы. Морис Чанг не находил в Texas Instruments понимания своих идей, и решение о переезде из США на Тайвань было для него непростым. Никто не мог дать гарантии, что у них получится. Возможно, архитектура x86 не лучшее техническое решение для всех применений, но одержимость Эндрю Гроува сделала ее доминирующей на рынке компьютерных микропроцессоров, и таковой она остается и по сей день.

Свои котлы талантов были в Японии и в СССР. Автор через всю книгу ведет историю Акио Мориты, основателя и руководителя Sony. Японский котел был очень эффективен в 1970-х, но затем проиграл американскому, когда ставка была сделана на вертикальную интеграцию. Вероятно, в собственном соку много талантов не сваришь. А в советской электронной промышленности слишком большим было влияние государственной бюрократии, которая подавляла развитие собственных идей в пользу копирования зарубежных подходов. К сожалению, это продолжается до сих пор. Главный урок истории электронной промышленности: победа в технологической конкуренции определяется в конкуренции за таланты и их идеи.

Штаб-квартира компании Sony

Первый этап войны…

Начинается книга с рассказа о двух событиях, произошедших 18 августа 2020 года. Первое — это проход американского эсминца USS Mustin через Тайваньский пролив, в ответ на который Народно-освободительная армия Китая объявила об учениях в этом проливе. В очередной раз мир с ужасом ожидал военного столкновения, которое могло привести к разрушению фабрик крупнейшего производителя чипов тайваньской компании TSMC, от продукции которой зависел весь мир.

Вторым событием, которое в конечном счете оказало существенно большее влияние на судьбы современного мира, стало постановление министерства торговли США под названием Entity List: правительство США резко ужесточило правила, регулирующие использование компьютерных чипов, производимых в Америке и в других странах по американским технологиям. А главным объектом этого постановления стал китайский технологический гигант Huawei, производитель смартфонов, телекоммуникационного оборудования, услуг облачных вычислений и других передовых технологий. США, как пишет Миллер, опасались, что цены на продукцию Huawei станут настолько привлекательными, в том числе благодаря субсидиям китайского правительства, что в скором времени она станет основой телекоммуникационных сетей нового поколения. В этом случае доминирование Америки в мировой технологической инфраструктуре было бы подорвано, а геополитическое влияние Китая резко бы возросло.

В результате принятых США мер глобальная экспансия компании остановилась. Стало невозможно выпускать целые линейки продукции. Доходы падали. Корпоративному гиганту грозила технологическая асфиксия. И Huawei, как и все другие китайские компании, обнаружила, что «она фатально зависит от иностранцев в производстве микросхем, от которых зависит вся современная электроника».

Таким образом начинался второй этап войны чипов между США и Китаем, но первый ее этап состоялся значительно раньше, в эпоху противостояния США и Советского Союза.

Первый этап геостратегического противостояния: США — СССР

Миллер напоминает, что начиная с конца 1950-х в СССР повсеместно создавались новые полупроводниковые предприятия, а самые умные ученые направлялись на создание этой новой отрасли. Один из авторов этой статьи, работавший в отрасли в 1970–1980-е годы, объездил тогда несколько крупнейших центров электронной промышленности — в Саратове, Ульяновске, Казани, Нижнем Новгороде, Киеве, Минске — и был поражен тем, что практически все они были созданы в одно время: в конце 1950-х — 1960-х годах, — причем многие по одному типовому проекту, только привязанному к конкретному месту.

И это было не случайно. Как пишет Миллер, Кремль, как и Белый дом, «понимал, что транзисторы и интегральные схемы изменят производство, вычислительную технику и военную мощь». И конечно, в этом ряду новых центров микроэлектроники выдающееся место занял Зеленоградский центр, истории которого Миллер уделяет особое внимание, напоминая о роли, которую сыграли в его возникновении наши агенты, члены группы Юлиуса и Этель Розенберг, передававших нам ядерные и прочие американские секреты и казненных в США. Джоэл Барр и Филипп Старос бежали из США из-за опасений разоблачения.

Первый директор зеленоградского Научного центра Федор Лукин

Хотя Миллер несколько преувеличивает их роль. Об их реальной роли автору этих строк рассказал в интервью, опубликованном в журнале «Эксперт» (см. № 30–31 за 2011 год), Борис Малашевич, научный сотрудник одного из ведущих зеленоградских предприятий, «Ангстрема», и автор многочисленных трудов по истории советской микроэлектроники. Но дело не в этом. Действительно, Барр и Старос вместе с нашими специалистами предложили создать центр разработки и производства микроэлектроники. Эту идею с энтузиазмом одобрил Никита Хрущев. И этот центр, созданный в Зеленограде, сыграл выдающуюся роль в советской истории микроэлектроники, но эта роль могла бы быть значительно больше, если бы не выбранная руководством страны стратегия развития микроэлектроники, которую Миллер называет «копируй» (Copy It): копируй все, что сделали в США, — и микросхемы, и оборудование для их производства.

Советский разведчик, один из основателей зеленоградского Научного центра Филипп Старос (Альфред Сарант)

Миллер совершенно справедливо признает эту стратегию ошибочной. «Советские руководители так и не поняли, что стратегия “копируй” обрекает их на отсталость, — пишет он. — …Копирование было буквально вмонтировано в советскую полупроводниковую промышленность… Благодаря стратегии “копируй” СССР начал отставать от США в области транзисторных технологий на несколько лет и так и не смог наверстать упущенное… При этом менталитет “копируй” причудливым образом означал, что пути инноваций в советских полупроводниках задавали США». При этом, как отмечает Миллер, «советские ученые с негодованием отреагировали на предположение, что они просто копируют зарубежные достижения. Их научные знания были не хуже, чем у американских химиков и физиков. …Действительно, в СССР работали одни из ведущих в мире физиков-теоретиков… Запуск спутника в 1957 году, первый полет Юрия Гагарина в космос в 1961 году и создание интегральной схемы Осокина в 1962 году стали неопровержимыми доказательствами того, что Советский Союз становится научной сверхдержавой. Даже ЦРУ считало, что советская микроэлектронная промышленность стремительно набирает обороты».

Как отмечал в своем интервью Борис Малашевич, хотя «с разработкой микросхемы мы задержались, но серийное производство США и СССР начали почти одновременно, в 1962 году». Осенью 1962-го на Рижском заводе полупроводниковых приборов «были получены первые опытные образцы германиевой твердой схемы 2НЕ-ИЛИ, получившей заводское обозначение Р12–2. Она содержала два германиевых p-n-p-транзистора с общей нагрузкой в виде распределенного германиевого резистора р-типа. А к концу года завод выпустил первые пять тысяч микросхем. То есть начало серийного производства микросхем разделяло нас и американцев не больше чем на полгода». Разработчиком этих микросхем стал упомянутый Миллером Юрий Осокин, который был главным конструктором нашей первой микросхемы. И, по мнению Малашевича, он был не меньше достоин Нобелевской премии, чем Килби, разработчик первой американской микросхемы. Тем более что его устройство 2НЕ-ИЛИ значительно сложнее, чем триггер, который сделал Килби. Только о нем в мире едва ли кто знал и знает. Но мы видим по книге Миллера, что специалисты все-таки знают.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кино Кино

Значимые направления кинематографа, причины их возникновения и заката

Правила жизни
Есть свет для бедных и свет для богатых Есть свет для бедных и свет для богатых

Правда ли, что человечество слепнет, и можно ли вернуть зрение слепому человеку?

Наука
Научиться дозировать Научиться дозировать

Есть способы преодолеть переедание, а заодно и усталость (и нелюбовь к себе)

Psychologies
«…Готовый уже приговор» «…Готовый уже приговор»

У советской власти менялись представления об измене, но всегда были строгими

Дилетант
Японские боги — 5 современных архитекторов из Страны восходящего солнца Японские боги — 5 современных архитекторов из Страны восходящего солнца

5 японских архитекторов, ради которых стоит отправиться в далекое путешествие.

СНОБ
Santa Wildberries: история одного развода Santa Wildberries: история одного развода

К чему приведёт слияние Wildberries и Russ?

Монокль
«Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе «Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе

Почему на самом деле в советах директоров или среди СЕО так мало женщин

Forbes
Вечный ЗОЖ Вечный ЗОЖ

Почему любительский спорт переживает ренессанс

Men Today
На краю земли На краю земли

Столетиями маяки выдерживают натиск стихии, подавая спасительные сигналы

Вокруг света
Пули и дураки Пули и дураки

«Наемный убийца»: авторемейк Джона Ву, которого лучше бы не было

Weekend
Как можно использовать мяту в быту: 8 потрясающих идей Как можно использовать мяту в быту: 8 потрясающих идей

Вариантов, как можно применить мяту в быту, на самом деле целое множество!

ТехИнсайдер
Как мир становился многополярным Как мир становился многополярным

Почему концепция многополярности не обрела прочных теоретических оснований?

Монокль
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
Владивосток: зрелища и смыслы Владивосток: зрелища и смыслы

Во Владике есть на что посмотреть и что оценить

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Высокий или так себе? Какой у тебя IQ и на что он влияет Высокий или так себе? Какой у тебя IQ и на что он влияет

С помощью каких тестов измеряется коэффициент интеллекта? Можно ли его повысить?

Лиза
Издатели и авторы в США пожаловались на запрет книг! Вот с чего началась цензура Издатели и авторы в США пожаловались на запрет книг! Вот с чего началась цензура

Почему же в XXI веке книги все еще подвергают жёсткой цензуре?

ТехИнсайдер
Эта контрастная планета Эта контрастная планета

«Аэлита» Якова Протазанова — первый большой фильм о космическом полете

Наука
Наташа Бардо: «Хочу сыграть ведьму» Наташа Бардо: «Хочу сыграть ведьму»

Эта звезда экрана явно не из тех, кто останавливается на достигнутом

VOICE
«Фанера, а как летает!» 3 крутые фишки советского авиалайнера со смешным названием «Фанера, а как летает!» 3 крутые фишки советского авиалайнера со смешным названием

Минуточку, а где у него каркас, спрашивали эксперты, взглянув на самолет

ТехИнсайдер
Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения» Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения»

Что позволит сделать системы труб для подачи газа более удобными в использовании

Наука и техника
Что лучше — пиво или водка Что лучше — пиво или водка

Давайте рассудим противостояние титанов с точки зрения пользы, вреда и вкуса

Maxim
Мошенники притворились Брэдом Питтом и обманули поклонниц на миллионы: почему женщины так легко верят интернет-любовникам? Мошенники притворились Брэдом Питтом и обманули поклонниц на миллионы: почему женщины так легко верят интернет-любовникам?

Жулики используют различные уловки, чтобы вызвать доверие и манипулировать

Psychologies
Элемент революции Элемент революции

Автомобильный спорт стоит на пороге революции. И имя ей – водород

ТехИнсайдер
Что такое «коллапс модели», чем он угрожает развитию ИИ и человека Что такое «коллапс модели», чем он угрожает развитию ИИ и человека

Сегодня активно обсуждается «коллапс модели». Насколько это опасно?

ТехИнсайдер
Считавшийся рыбоядным или насекомоядным раннемеловой энанциорнис оказался любителем фруктов Считавшийся рыбоядным или насекомоядным раннемеловой энанциорнис оказался любителем фруктов

Оказалось, что раннемеловой энанциорнис питался плодами растений

N+1
«Каждый кризис открывает нам новые возможности» «Каждый кризис открывает нам новые возможности»

Людмила Михайлова о плюсах вертикальной интеграции бизнеса и миссии «Черкизово»

Агроинвестор
Как повысить уровень жизни: техника маленьких шагов Как повысить уровень жизни: техника маленьких шагов

Что такое «денежный потолок» и как его расширить, улучшив качество жизни

Psychologies
Александр Никишин Александр Никишин

Знакомьтесь, капитан ХК СКА Александр Никишин — лидер клуба-фаворита

Собака.ru
«Полевые биологи в лицах» «Полевые биологи в лицах»

Каково изучать мант в естественной среде обитания

N+1
Ученые впервые изучили состав породы с обратной стороны Луны Ученые впервые изучили состав породы с обратной стороны Луны

О чем могут рассказать базальтовые породы с дальней стороны Луны

ТехИнсайдер
Открыть в приложении