Ирина Безрукова: «Важно успевать жить свою жизнь»
Популярная актриса раскрыла секреты ухода за собой, рассказала о синдроме «гадкого утёнка», за что любит орхидеи, а также почему не стала покупать дачу у моря.
Ирина, почти 10 лет вы берёте интервью, и делаете это деликатно, без провокаций, с искренним интересом к человеку. Как вы пришли к этому?
Всё началось с моего авторского проекта на одном из телеканалов «Разговор на сцене с Ириной Безруковой», где я брала интервью у звёздных гостей. Меня пригласили в эту программу ведущей, как и в интернет-проект «Начало» фонда Алексея Антропова. У меня нет журналистского образования, но все вопросы и тексты я составляла сама. Вы не представляете, как известные люди устают отвечать на одни и те же вопросы из года в год, и я в том числе. Поэтому старалась находить темы, которые ещё не обсуждались с тем или иным героем моей программы. Говоря о моей манере общения, то таблоидный жанр мне совершенно не близок, когда люди готовы провоцировать, быть агрессивными, наглыми только для того, чтобы получить нужную эмоцию, ответ, реакцию. Именно поэтому программа больше напоминала дружеское общение. Мне всегда было важно раскрыть героя с неожиданной для зрителей стороны, и это, как мне кажется, получалось.
Мало кто знает, что вы специалист высшей категории по тифлокомментированию. Что это за работа?
Я была первым человеком в нашей стране, который прокомментировал спектакль для незрячих. Это произошло в Московском Губернском театре, в котором служу с 6 сентября 2013 года. Профессию тифлокомментатора я получила в Московском институте «Реакомп». Я располагаюсь с текстом тифлокомментариев в специальной кабинке над балконом, откуда вижу сцену. Фактически это описание того, что незрячие не могут видеть – от здания и зала до того, что происходит на сцене, вплоть до финальных поклонов. Сотрудники театра провожают слабовидящих и незрячих в специальную комнату, где им выдаётся небольшая рация и наушник, благодаря которому они слышат комментарий. У меня был опыт комментирования в Ташкенте, в том числе и в Большом театре имени Навои балета «Лебединое озеро». Я умею комментировать спортивные, светские и модные показы, программы на телевидении, а в Ясной Поляне есть моя авторская экскурсия с моим голосовым сопровождением для незрячих. Кстати, есть приложение «Особый взгляд», куда можно войти, указать свой город и увидеть, какие мероприятия для незрячих проходят рядом.
Вы актриса, ведущая, тифлокомментатор, попечитель благотворительного фонда, работаете на телевидении и в Сети. Как вы всё успеваете?
Есть графики и приоритеты. Если я что-то обещаю, то всегда выполняю. Иногда смотрю своё расписание, где многое идёт параллельно, и сама удивляюсь, как всё успеваю. Это же прекрасно, что жизнь наполнена множеством полезных, интересных творческих проектов. Но очень важно во всём этом многообразии успевать жить свою жизнь, которая хороша не только делами, но и собственными интересами. А я, например, очень люблю ходить в театр и в кино с друзьями (улыбается).
Вы признавались, что в юности были стеснительной, считали себя непривлекательной. Откуда такая неуверенность?
Скорее всего потому, что рядом не было человека, который мог бы меня поддержать. Это такой синдром «гадкого утёнка». Так случилось, что я рано осталась без родителей. Но даже когда мы были вместе, в семье не было принято подбадривать и хвалить. С нас с сестрой достаточно строго спрашивали, а потом и спрашивать было некому. Потом нас воспитывала бабушка – невероятной души человек, скромный, сердечный, но очень сдержанный на эмоции. Про то, что детей надо вдохновлять, мотивировать, поддерживать и поощрять, тогда не говорили, да и бабушке было не до этого.
А вы правда учились в музыкальной школе по классу скрипки?
Да. Мой папа был музыкантом и играл на гобое, кларнете и английском рожке. Сначала ему хотелось, чтобы я стала великой пианисткой. Но из-за строения кисти, она у меня была очень узенькая, идея провалилась. Решили, что мне лучше играть на скрипке. На прослушивании в музыкальной школе подтвердился абсолютный слух, после чего я и моя сестра получили по скрипке. Папа мечтал, чтобы я стала музыкантом. Но это была не моя мечта! Как ответственный ребёнок, я честно «пилила» по два часа в день, пока мои друзья играли во дворе. Через четыре года мы с сестрой решили оставить музыку. К тому моменту мамы уже не было, папа жил в другом месте, а бабушка не смогла настоять на окончании музыкальной школы. Честно признаюсь, не жалею об этом. Но очень люблю ходить на симфонические концерты, посещать оперу. Для меня это большое удовольствие.
Будучи не очень уверенной в себе, вы выбираете максимально публичную профессию.
Вот такой парадокс! Это было тихое, но очень мощное желание – стать актрисой. Сказка «Гадкий утёнок» именно про меня. Тот самый случай, когда утёнок, серенький, невзрачный, хочет к прекрасным лебедям. Потому что это его стая. Я была абсолютно уверена в том, что актёрство – это моё.