Кто решает, какое произведение искусства называть шедевром?

СНОБКультура

Портрет неизвестного

Иллюстрации: Лика Сочкина

Окружающая действительность и визуальный контекст современности значительно отличаются от того, что мы видим в произведениях художников, живших несколько столетий назад. И все же искусство прошлого нас притягивает: соприкасаясь с ним, мы романтизируем образы ушедших эпох, помещаем работы художников на пьедестал национального достояния, снова и снова возвращаемся в музейные залы за поиском ответов на волнующие вопросы. О том, как менялся взгляд человечества на произведения художников прошлого и как формировалась канва нашего восприятия мировой визуальной культуры, по просьбе «Сноба» размышляет историк искусства и заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе Илья Доронченков.

Идея о множественности смыслов и неисчерпаемости содержания произведений искусства — в значительной степени романтизированная легенда. Мы ищем и находим в прошлом то, чего нам не хватает в настоящем, и уверены, что действительно это прошлое понимаем. Меж тем репутация и восприятие искусства меняются в зависимости от эпохи и ценностей публики, которая на него смотрит.

Классическое искусство определяется целым рядом критериев. Один из них — мастерство исполнения: например, умение правильно изображать анатомические пропорции, выстраивать композицию, организовывать пространство на полотне, создавать визуальный рассказ. Все это способно оценить профессиональное сообщество. Зрительская же аудитория «вчитывает» в произведения искусства нечто большее: они производят впечатление, вызывают благоговение, приносят боль, провоцируют эмоциональное потрясение. Искусство хорошо тем, что разговаривает с каждым, мы можем выстраивать с ним индивидуальный диалог.

Стоит, однако, помнить, что фокус нашего внимания определяется контекстом нашей эпохи, и не принимать его за исходный замысел художника. Поздний Микеланджело, например, почти не обрабатывал мрамор, высекая только общие контуры своих скульптур. Последнее его произведение «Пьета Ронданини» — практически тени из мрамора, изображающие Христа и поддерживающую его Богоматерь. Скульптура считается незаконченной: Микеланджело остановился там, где с точки зрения канонов ремесленного мастерства XVI века, вероятно, остановиться было нельзя. Но он остановился. И появилась скульптура, которую сегодня мы считаем по-своему совершенной и предельно одухотворенной.

Музеи, в XIX веке заменившие людям церковь в качестве генератора высших смыслов и национального канона, отражали вкус своего времени. Сегодня мы помещаем в музеи то, что вполне могло пройти мимо внимания человека предыдущих столетий. Скажем, в XVIII веке музей должен был вырастать вокруг коллекции античного мрамора, ваз — чего-то, что несет отпечаток «вечного и прекрасного». В то время как сейчас мы включаем в музейные собрания первобытное искусство, творчество народов Африки, Океании и Дальнего Востока.

Хрестоматийный пример нашей склонности вкладывать в работы старых мастеров свои смыслы и искать глубину там, где ее может и не быть, — «Джоконда» Леонардо да Винчи. Один из самых известных портретов в мировом искусстве, созданный в первой половине XVI века, до начала XIX столетия даже не был как следует на виду.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Овечкин Овечкин

Как Овечкин пытается расколоть гретцкий орех

СНОБ
Масличные пойдут в рост Масличные пойдут в рост

Урожай может сократиться, а цены на него — увеличиться

Агроинвестор
Боевые слоны Боевые слоны

Почему боевые слоны считались идеальным оружием древности?

Дилетант
Родить по расчету Родить по расчету

Финансовая подготовка к рождению ребенка: 5 практичных советов

Лиза
Франция заморская Франция заморская

«А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?»

Дилетант
Не только скорость Не только скорость

Скорость у лодок Pershing не является альтернативой эстетики и комфорта

Y Magazine
Расул вошел, Расул вышел Расул вошел, Расул вышел

Jetour T2 как пример новой внедорожности

Автопилот
НИТКА, ведущая в небо НИТКА, ведущая в небо

Что скрывается за аббревиатурой НИТКА и какого ее предназначение?

Наука и техника
Чем опасен секонд-хенд? Чем опасен секонд-хенд?

Любителям секонд-хенда не стоит расслабляться: вот несколько его опасностей

Здоровье
Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают

Кем быть? Как найти дело, которое не только нравится, но и приносит деньги?

Forbes
«Реалити-шоу срывает все маски» «Реалити-шоу срывает все маски»

Женя Кривцова о Колумбии, жизни под прицелом телекамеры и дворовом детстве

OK!
Убеждения нелюбимых детей: 7 типичных ошибок Убеждения нелюбимых детей: 7 типичных ошибок

С какими ошибочными установками растут нелюбимые дети?

Psychologies
«Коч — судно полярных мореходов XVII века. Новые данные» «Коч — судно полярных мореходов XVII века. Новые данные»

Что мы знаем о технологии судостроительства XVII?

N+1
«За мной придут ночью». Отрывок из книги Тахира Хамута «За мной придут ночью». Отрывок из книги Тахира Хамута

Отрывок из книги «За мной придут ночью» — о респрессиях по отношению к уйгурам

СНОБ
«Ты не похожа на других женщин»: почему это плохой комплимент и как его можно сделать лучше «Ты не похожа на других женщин»: почему это плохой комплимент и как его можно сделать лучше

Давайте разберемся, что стоит за фразой «ты не такая, как все девушки»

Psychologies
13 игр с поцелуями — от тех, которые оживят вашу прелюдию, до тех, которые подойдут для вечеринки 13 игр с поцелуями — от тех, которые оживят вашу прелюдию, до тех, которые подойдут для вечеринки

Игры с поцелуями: как насчет еще одного повода поцеловаться?

VOICE
50 фактов об аистах: зачем они испражняются на свои ноги и почему эти птицы — суровые родители? 50 фактов об аистах: зачем они испражняются на свои ноги и почему эти птицы — суровые родители?

Борьба самок за самцов, сон стоя, доверчивость и другие факты об аистах

ТехИнсайдер
Средневековые жители Заполярья поели сырой головной мозг северных оленей Средневековые жители Заполярья поели сырой головной мозг северных оленей

Как средневековые обитатели Ямала могли заразиться гельминтами

N+1
Кандидатский максимум Кандидатский максимум

Не все собеседования проходят гладко, а некоторые вообще очень странные

VOICE
«Пингвин» с Колином Фарреллом: амбициозная история об еще одном противнике Бэтмена «Пингвин» с Колином Фарреллом: амбициозная история об еще одном противнике Бэтмена

О судьбе антигероя Пингвина в комиксах и на экране

Forbes
Избыток сахара ускоряет старение клеток и сокращает продолжительность жизни Избыток сахара ускоряет старение клеток и сокращает продолжительность жизни

Избыток сахара может изменить работу клеток в организме человека

ТехИнсайдер
Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах

Любовь и ненависть к зумерам: как менеджеры находят с ними общий язык?

Forbes
Взаимовыгодный альянс Взаимовыгодный альянс

Покупка U. S. Steel японскими металлургами имеет выгоду для обеих сторон

Монокль
Дело Дурова: где право и ключи? Дело Дурова: где право и ключи?

Что же французам было нужно от Павла Дурова на самом деле?

Монокль
Откуда берется пассивная агрессия на работе: 3 сценария Откуда берется пассивная агрессия на работе: 3 сценария

Коллега говорит одно, а делает другое? Проходит мимо и не здоровается?

Psychologies
Кто остановит испанского слизня Кто остановит испанского слизня

Какие методы борьбы существуют против инвазивного вредителя — испанского слизня

Наука
«Насилия в мире все меньше»: как Стивен Пинкер стал главным оптимистом современности «Насилия в мире все меньше»: как Стивен Пинкер стал главным оптимистом современности

Стивен Пинкер: чему можно поучиться у этого необычного мыслителя-оптимиста?

Psychologies
Цена убеждений: почему глобальные кризисы разрушают дружбу и как пережить эту потерю Цена убеждений: почему глобальные кризисы разрушают дружбу и как пережить эту потерю

Почему нам так больно расставаться с друзьями?

Forbes
Чем страсть отличается от любви? Чем страсть отличается от любви?

Почему мы выбираем болезненные отношения и как поддерживать интерес к партнеру?

Psychologies
Близкие отношения — наша базовая потребность: как их выстраивать и поддерживать? Близкие отношения — наша базовая потребность: как их выстраивать и поддерживать?

Почему же нам не хватает таких поверхностных, хоть и частых контактов с другими?

Psychologies
Открыть в приложении