Перед вами рассказ об эволюции стальных гигантов

Men TodayHi-Tech

Докопаться до чудес

Изначально придуманный Леонардо да Винчи, экскаватор стал одной из главных движущих сил прогресса и экономики. В России история этих удивительных машин началась 77 лет назад, когда “Уралмаш” освоил их серийное производство. Перед вами рассказ об эволюции стальных гигантов.

Текст: Максим Ракитин

Мы часто пишем про машины, самолеты, корабли и даже поезда — вся эта техника на виду и привлекает внимание, однако остающиеся в тени тяжелые карьерные экскаваторы делают еще более важную работу.

Они в буквальном смысле слова дают стране угля, а кроме него — железную и медную руду, золото, бокситы, фосфаты, свинец, цинк и другие металлы и минералы. Без них СССР, а позже Россия не смогли бы реализовать ни один из тех грандиозных проектов, которые сегодня составляют основу экономики государства. точно также без этой работы стране не удалось бы закрепиться в роли одного из ведущих мировых поставщиков сырьевых ресурсов. основные производители тяжелых карьерных экскаваторов — Уралмаш завод и из-картэкс — даже в кризисные и переходные годы не только не останавливали свою работу, но еще и постоянно модернизировали существующие модели и выводили на рынок новые, все более совершенные.

1947

Начало новейшей истории карьерных экскаваторов

Если до Второй мировой войны производящиеся в нашей стране экскаваторы были аналогами иностранной техники, то в 1947 году началась новая эра: 1 мая Уралмашзавод представил СЭ-3 — машину, во многом опередившую время и положившую начало созданию отечественной школы тяжелого экскаваторостроения.

Мощный и прочный, как танк, он во многом и был наследником военной техники. Во время Великой Отечественной Уралмашзавод поставил на конвейер производств о бронекорпусов для танков и самоходных артиллерийских установок. Этот опыт, как с точки зрения технологий, так и с точки зрения организации работы, вывел предприятие на новый уровень, и, когда пришло время вернуться к изготовлению мирной техники, завод был во всеоружии — восстанавливавшаяся страна получила экскаваторы и буровые установки нового поколения, причем в том количестве, которое было нужно для ее амбициозных проектов.

В конструкции СЭ-3 впервые в мировой практике был применен ряд уникальных решений, таких, как независимы й привод ходового механизма, при этом в первый же год было изготовлено целых 43 машины, а годом позже — уже 120.

Всего на карьерах планет ы Земля работали более 13 тысяч СЭ-3 и различных его модификаций, что сделало его самой массовой модель ю карьерного экскаватора в мире. И это неслучайно: о надежности детища Уралмашзавода ходили легенды, в основе которых — реальны е факты. Так, первый СЭ-3 продержался в строю целых 30 лет — в два раза дольше нормативного срока. Он ушел на покой только в 1977 году.

1950-е

Наши экскаваторы ставят мировые рекорды один за другим, спрос на них растет уже не только внутри страны

50-е годы экскаваторы Уралмашзавода в буквальном смысле прошли уверенно. Уральские инженеры были пионерами советских шагающих машин — они первыми создали экскаватор, шагающий благодаря гидравлике, вместо менее надежной системы эксцентриков на массивном валу и к середине века уже производили машины, которым не было равных в мире. В 1958 году гигант ЭШ 25.100 с 25-кубовым ковшом попал в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель самой длинной стрелы — 100 метров. Громко заявил о себе и ЭКГ-8, признанный самым мощным и производительным карьерным экскаватором планеты. Годом позже в связи с чрезмерной загрузкой Уралмаша его чертежи были переданы на Ижорский завод.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Только для твоих глаз Только для твоих глаз

Заглянули в гараж легендарного спецагента

Men’s Health
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
17 главных мифов про здоровое питание 17 главных мифов про здоровое питание

Мы попали в лабиринт из модных тенденций и маркетинговых кампаний

Men’s Health
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Как общаться с инспекторами ГИБДД, что говорить нельзя: советы сотрудника Как общаться с инспекторами ГИБДД, что говорить нельзя: советы сотрудника

Какие вопросы не стоит задавать сотрудникам ГИБДД при остановке?

РБК
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Зонд Неймана Зонд Неймана

Серая слизь: сценарий апокалипсиса

Вокруг света
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Катай на здоровье Катай на здоровье

Как укрепить мышцы кора и натренировать стабилизацию

ЖАРА Magazine
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Открыть в приложении