Истории наших героинь, которые работают помощниками машиниста

ЛизаБизнес

«Хочу управлять электропоездом!» Спецрепортаж к 8 Марта

В мире почти не осталось исключительно мужских профессий. И истории наших героинь, которые работают помощниками машиниста, только доказывают этот факт

Текст: Махаббат Сердалина

Cейчас на поездах Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) в Москве, области и регионах работают 1200 машинистов и столько же их помощников. В будущем потребность в кадрах будет только расти – идет подготовка к запуску двух новых диаметров, МЦД-3 и МЦД-4. Для работы на этих проектах компания проводит дополнительную подготовку 300 машинистов и набирает 700 помощников, среди которых могут оказаться и девушки. В ЦППК такие счастливицы уже есть! Мы попросили их рассказать, почему они решили пойти в эту сложную профессию, как шли к мечте и приняла ли семья их выбор.

Анастасия Маслова

Было страшно, ведь в составе за моими плечами одиннадцать вагонов с пассажирами.

Я родилась в Москве. В моей семье никто не был связан с железной дорогой, меня просто с детства привлекала романтика поездов. Однако я никогда не думала, что когда-то сама смогу стать частью этого интересного мира. После школы поступила учиться на экономиста в Плехановскую академию. После работала по специальности два года. Тогда и поняла, что мне не подходит работа в офисе с бумагами. В этот переломный момент увидела статью в газете о наборе на обучение профессии «машинист». Информация показалась интересной, но все же я мечтала именно о пригородном транспорте, поэтому пропустила ее. Через пару дней друзья сообщили, что в ЦППК тоже есть возможность для девушек пройти обучение. Вот тогда пошла, не задумываясь, – ведь это было именно то, чего я хотела. Мой молодой человек тоже машинист, поэтому он во всем меня поддерживает. Например, во время обучения мне было страшно – не спала ночами, боялась, что что-то не выучу, забуду. Но благодаря его заботе и поддержке близких все получалось.

Когда началась практика, я ощутила всю ответственность этой профессии. Было страшно, ведь в составе за моими плечами одиннадцать вагонов с пассажирами. Но так было только поначалу, коллеги-машинисты поддерживали меня и с пониманием реагировали на вопросы – объясняли, если мне что-то было непонятно. Сейчас я управляю поездами на Савеловском и Белорусском направлениях намного увереннее.

За время работы были разные случаи. Помню, однажды женщина перебегала пути прямо перед отправляющимся поездом, и если бы не моя внимательность и быстрая реакция, произошло бы непоправимое.

В начале февраля я сдала внутренний экзамен на профессию «машинист электропоезда». В перспективе – сдать экзамен в Ространснадзоре и получить права на управление подвижным составом. Так что скоро еще на одну женщину-машиниста в ЦППК станет больше.

Вера Белоус

Пару раз уходила с обучения в слезах.

Я родилась в Ростовской области. От железнодорожной тематики была далека, но мне нравилась техника – любила проводить время с папой в гараже. Так уж вышло, что сначала отучилась на юриста. Поработала по специальности и поняла, что душа просит чего-то другого. Я даже не думала о железной дороге, но потом на глаза мне попалось интервью с девушками-машинистами. И я загорелась идеей. В Ростове ускоренных курсов по обучению на эту специальность не нашла – только длительное высшее или среднее образование. Поэтому позвонила в Колледж московского транспорта, где мне сказали, что хотя набор в группу закончен, если потороплюсь и приеду на этой неделе, меня возьмут. Я успела.

Несмотря на то, что уже два года девушки и женщины работают помощниками и машинистами на электропоездах, реакция людей на эту профессию совершенно разная. Мои родители, например, сначала были в шоке, но когда приехали и увидели, как обстоят дела, многое поняли и перестали волноваться.

Теория мне давалась легко. Сложно стало, когда началась практика. Вокруг было много мужчин, которые, казалось, разбирались во всем шустрее. Я же была только после обучения, поэтому робела и терялась перед элементарными задачами. Пару раз уходила с «дублерки» в слезах. («Дублерка» – это практическое обучение на настоящих поездах, которые ходят по маршруту. Ученики на этих уроках выполняют роль дублера помощника машиниста. – Прим. ред.) Однажды, когда помощник машиниста рассказывал про неисправности, мне показалось, что все слишком быстро и очень сложно.

Я призналась, что, наверное, никогда не смогу освоить эту науку. В ответ услышала: «Пару лет назад, выходя на работу, я говорил то же самое. Успокойся, у тебя все получится». И он оказался прав. Свою первую поездку в качестве помощника машиниста, а не его дублера, запомнила хорошо. Это было в ноябре 2022 года. Сильно волновалась, думала: «Сейчас обязательно что-то начнется». И, действительно, началось... Но я не запаниковала, отработала блестяще – в слаженной связке с машинистом.

Сегодня все мои мысли заняты дальнейшим обучением на машиниста. Я наконец поняла, в чем мое призвание, поэтому пока не ищу отношений.

Анастасия Козияткина

Мужчины в группе на обучении подшучивали надо мной. Спрашивали, не сломаю ли я ногти?

Любовь к железной дороге мне передалась по наследству. Моя мама там работала и часто брала меня с собой в поездки. Равномерный стук колес, ароматный сладкий чай из стакана в красивом подстаканнике, мелькающие за окном пейзажи – для меня все это было чудом. После школы я поступила в Сельскохозяйственный университет им. Тимирязева, или Тимирязевку, и параллельно устроилась билетным кассиром в ЦППК.

Пойти дальше меня мотивировали статьи о женщинах-машинистах, которые своим примером доказали, что это больше не исключительно мужская профессия. Все больше ловила себя на мысли, что хочу, как они – управлять электропоездом. Стала интересоваться, как попасть на обучение. Реакция мужа на мою новую мечту была бурной. Он не хотел, чтобы я шла в такую сложную профессию. Его пугало и то, что вокруг будут одни мужчины. Но такая позиция не заставила меня отступить. Продолжая работать кассиром в ЦППК, стала учиться профессии помощника машиниста.

Технической информации было много, как и незабываемых впечатлений от поездок. Мир из кабины электропоезда выглядит другим. На обучении в группе действительно были одни мужчины. Они иногда подшучивали надо мной. Например, спрашивали, не сломаю ли ногти, нажимая на тумблеры пульта управления? Не сломала! Ни одного! Единственное, что изменилось, – стиль маникюра. Тогда я любила яркий, а сегодня длину делаю короче, а цвета – темнее.

Сейчас я получила права на управление электропоездом и в перспективе могу самостоятельно водить составы. Муж в процессе обучения поменял свое отношение – стал лояльнее, а моя четырехлетняя дочка Настенька – самая главная моя фанатка, мой талисман. Перед выходом на смену всегда ее обнимаю, а она желает мне счастливого пути. Свободное время у меня теперь тоже связано с электропоездами – дочери нравится прогуливаться вместе со мной до ближайшей к нам станции Балабаново, смотреть на красивые электрички и махать машинистам. Дома ее самая любимая игрушка – большая железная дорога. Часто мы вместе с удовольствием катаем поезда по игрушечным рельсам.

Анастасия Матяш

Ради новой работы пришлось пожертвовать длинными локонами.

Я родилась в семье военных, служила несколько лет в силовых структурах. Но всегда хотелось чего-то более необычного. Поэтому в 2012 году пришла в ЦППК. Работала сначала билетным кассиром, после – кассиром-контролером.

В 2021-м прочитала интервью девушек, которые стали помощниками машинистов электропоезда, и тоже захотела. Я рада, что у женщин появилась возможность проявить себя в этой профессии.

Сейчас с уверенностью могу сказать, что с гордостью иду на работу и наслаждаюсь ею! Теперь меня не мучает чувство, что в жизни «что-то не так». Правда, ради новой работы пришлось пойти на некоторые жертвы. Нельзя на службе распускать волосы – их надо убирать в гладкую прическу. Еще нельзя носить яркий макияж. Но я от таких запретов не страдаю. Помощник машиниста – это сложная работа. Приходится много взаимодействовать с металлом, механизмами. Тут нет времени показывать себя. Однако такой подход не мешает оставаться женщиной, ведь надо держать марку.

Иногда в нашей работе происходят опасные и стрессовые ситуации. Например, на моем направлении после новогодних праздников нетрезвый мужчина упал между поездом и платформой за несколько секунд до отправления поезда. Приложили все усилия, чтобы экстренно его вытащить – все получилось.

Такие случаи только подтверждают, что привлечению внимания к безопасности на дорогах надо уделять больше времени. Сейчас я участвую в проекте ЦППК «Железная дорога детям» – просвещаю школьников родного Орехово-Зуево и соседних населенных пунктов. Для меня это важно в первую очередь как для мамы, ведь моей дочери Ксении 8 лет. Дома я ей тоже рассказываю, как правильно переходить через пути: только в предназначенных для этого местах, не спешить и быть внимательной.

Мой супруг Артур тоже работает в ЦППК. Он – машинист. Мы, собственно, и познакомились на работе. Зимой я вышла ненадолго из кабины на конечной станции в одной кофточке, и Артур, который работал в другой бригаде, сделал мне замечание. Такая забота послужила началом нежных отношений. Когда сказала о решении обучаться дальше и тоже стать машинистом, муж спокойно воспринял эту информацию. Сейчас после смены мы часто обсуждаем рабочие ситуации, а если у меня выдался трудный день – муж всегда обнимет и пожалеет.

Екатерина Леонтович

Путь к профессии был непростым.

Мой дедушка был железнодорожником, а сама я родилась в легендарной Кубинке – подмосковной колыбели авиации. С юного возраста я пробовала себя в разных профессиях. Например, после школы хотела стать архитектором и, чтобы заработать денег на мечту, работала в пекарне – лепила настоящие шедевры из теста. Когда в 2005-м появился на свет любимый сын Влад, нужно было думать о финансовой стабильности. Тогда я успела поработать продавцом, менеджером и секретарем. В 2011 году пришла в ЦППК – и вот уже 12 лет в компании. Сначала работала кассиром-контролером, потом выросла до инструктора участка. В марте 2021 года стала помощником машиниста.

Путь к профессии был непростым. Пришлось на практике изучить подвижной состав и продемонстрировать упорство и силу характера. Претендентов оценивали, не делая скидок на пол и возраст, – помощниками машиниста могут быть только лучшие! Коллеги, друзья и родные меня очень поддерживали, за что им благодарна!

Закончив обучение и получив профессию, я закрепила знания практической работой в депо. Почти два года я помогала управлять поездами ЦППК на Белорусско-Савеловском направлении. В этой профессии меня вдохновляет потрясающий вид из окна, который открывается во время поездок. Кроме того, восхищение вызывает чудо техники – современный электропоезд. В работе с ним требуется огромное внимание и высочайшая профессиональная подготовка, ведь в кабине поезда почти столько же тумблеров, датчиков и кнопок, сколько у пилота в самолете.

В январе прошлого года я решила продолжить обучение. Летом получила права на управление подвижным составом и скоро самостоятельно буду работать машинистом. У меня уже подрастает молодая смена – 17-летний сын Владислав учится на втором курсе в Российском университете транспорта по специальности «устройство и ремонт локомотивов». Возможно, в будущем он тоже решит получить квалификацию помощника машиниста.

Фото: PR.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В носочках и под музыку В носочках и под музыку

6 приемов для лучшего секса, доказанные наукой

Лиза
Шедевр разночтений: в чем феномен «Черного квадрата» Шедевр разночтений: в чем феномен «Черного квадрата»

«Черный квадрат» — одна из самых загадочных картин в истории

Правила жизни
10 историй о происхождении типичных шуток из голливудских фильмов 10 историй о происхождении типичных шуток из голливудских фильмов

Американский юмор не такой тупой, как ты думаешь

Maxim
Как бывший гендиректор Microsoft строит новую арену для собственного клуба НБА Как бывший гендиректор Microsoft строит новую арену для собственного клуба НБА

Как Стив Балмер строит для «Лос-Анджелес Клипперс» роскошную спортивную арену

Forbes
Секреты успеха некрасавиц Секреты успеха некрасавиц

Раскроем тайну притягательности

Добрые советы
Твой камень-талисман по знаку зодиака Твой камень-талисман по знаку зодиака

Хочешь привнести волшебство в свою жизнь и обзавестись талисманом на удачу?

VOICE
Маммопластика Маммопластика

Все плюсы и минусы маммопластики

Здоровье
Рок-н-ролл мертв, но в твердой памяти Рок-н-ролл мертв, но в твердой памяти

«Дейзи Джонс и The Six»: Райли Кио и Сэм Клафлин собирают стадионы

Weekend
Квартира 22 Квартира 22

История о современной мусульманской женщине — той, что носит дизайнерскую одежду

Seasons of life
Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета

Амелия Эрхарт не боялась новых рекордов, даже если это было слишком рискованно

Forbes
Как помыть натяжной потолок без разводов: лайфхак для тех, кто ни разу этого не делал Как помыть натяжной потолок без разводов: лайфхак для тех, кто ни разу этого не делал

Как отмыть матовые, глянцевые или сатиновые натяжные потолки?

ТехИнсайдер
Ускользающая красота Ускользающая красота

Почему вымирают бабочки и что теряет с их уходом наша планета

Вокруг света
Зачем мы едим на самом деле: 3 главные функции — узнайте, как стать счастливее Зачем мы едим на самом деле: 3 главные функции — узнайте, как стать счастливее

Зачем мы принимаем пищу?

Psychologies
Оценка в настоящем и будущем: взгляд грантодающих организаций | The Present and the Future of Evaluation: The Donors’ View Оценка в настоящем и будущем: взгляд грантодающих организаций | The Present and the Future of Evaluation: The Donors’ View

Какие значимые изменения произошли в 2022 году в сфере оценки в целом?

Позитивные изменения
Почему дергается глаз: рефлекс, о причинах которого мы не догадываемся Почему дергается глаз: рефлекс, о причинах которого мы не догадываемся

Что вызывает глазной тик и когда пора обратиться к врачу?

ТехИнсайдер
Как правильно подобрать тренировку в 20, 30, 40 и после 50-ти лет Как правильно подобрать тренировку в 20, 30, 40 и после 50-ти лет

Как с возрастом должна меняться физическая нагрузка?

РБК
Траты на буррату: как итальянский сыр из Новомосковска появился в федеральных сетях Траты на буррату: как итальянский сыр из Новомосковска появился в федеральных сетях

Как предприниматели из Тульской области запустили производство итальянских сыров

Forbes
Художник за час: почему на мастер-классе тебя не научат рисовать? Художник за час: почему на мастер-классе тебя не научат рисовать?

Мастер-класс «Картина за час». Идти нельзя не идти? Где поставить запятую?

VOICE
Полет на Маркс Полет на Маркс

Авангардистам редко удавалось осуществить свои утопические фантазии на практике

Правила жизни
Космос близко Космос близко

Как попасть на Байконур и увидеть запуск ракеты в космос

Отдых в России
Как образуются песчаные дюны и почему они вообще существуют Как образуются песчаные дюны и почему они вообще существуют

Ученые до сих пор не понимают, от чего зависят формы песчаных дюн

ТехИнсайдер
На АвтоВАЗе стартовало производство обновленной Lada Vesta На АвтоВАЗе стартовало производство обновленной Lada Vesta

АвтоВАЗ возобновил производство модернизированной Lada Vesta

РБК
Как выглядит кожа женщины, сбросившей 71 килограмм: почему лучше не набирать вес, чем потом худеть Как выглядит кожа женщины, сбросившей 71 килограмм: почему лучше не набирать вес, чем потом худеть

Как выглядит девушка, похудевшая на 71 килограмм

VOICE
30 лет спустя Mercedes-Benz вспоминает свой первый G-класс с двигателем V8 30 лет спустя Mercedes-Benz вспоминает свой первый G-класс с двигателем V8

Именно он заложил основу последующего триумфа знакового внедорожника

4x4 Club
Сбой запроса дескриптора USB устройства: что делать? Сбой запроса дескриптора USB устройства: что делать?

Сбой запроса дескриптора USB устройства Код 43. Что это за проблема?

CHIP
Нитками вместо красок Нитками вместо красок

Журнал и картины Веры — нежные, чуть наивные, живые — соединились

Seasons of life
Без стандартов, но по призванию. Является ли оценка проектов и программ профессией? | No Standards, Just Calling. Is Project and Program Evaluation a Profession? Без стандартов, но по призванию. Является ли оценка проектов и программ профессией? | No Standards, Just Calling. Is Project and Program Evaluation a Profession?

Является ли оценка проектов и программ профессией?

Позитивные изменения
Лига чемпионов Лига чемпионов

Способны ли российские компании восполнить дефицит технологий?

Robb Report
«Как обследовать росомаху» «Как обследовать росомаху»

Истории из ветеринарной практики

N+1
На мажорной ноте: 5 книг для тех, кто интересуется музыкой На мажорной ноте: 5 книг для тех, кто интересуется музыкой

Книги, которые станут проводниками в мир музыки и ее талантливых исполнителей

ТехИнсайдер
Открыть в приложении