Марина Михайлова рассказала, как развиваются малые территории

ForbesОбщество

«У людей синдром выученной беспомощности»: кто и как развивает малые территории

Директор центра «Гарант», регионального партнера Фонда Тимченко, Марина Михайлова в интервью Forbes Life рассказала, как малые территории развиваются благодаря проектам, на которые иногда нужно совсем немного средств и ресурсов и почему именно в них так важно искать активных людей

Екатерина Алеева

Марина Михайлова (Фото DR)

2 марта Фонд Тимченко проведет экспертную конференцию «Солидарные сообщества», где подведет итоги двухлетней работы пилотного проекта с инициативными группами на малых территориях. Один из партнеров фонда, директор центра «Гарант», Марина Михайлова работает в некоммерческом секторе уже 27-й год. По образованию она учитель истории, но в 90-е годы посчитала, что преподавать детям, когда сам не можешь разобраться, что правильно, — это неверно. Вместе с друзьями она открыла образовательный центр, который в 1997 году, согласно государственному постановлению, стало некоммерческим учреждением. Именно тогда Михайлова познакомилась с организацией НКО, а затем начала учебу в ресурсном центре для некоммерческих организаций «Гарант», который расположен в Архангельске. Вскоре после окончания учебы она ушла работать в центр. В интервью Forbes Life Марина Михайлова рассказала, какие инициативы придумывают жители малых территорий, как из ресурсов на одну русскую печь вырастает небольшой бизнес и почему жителям деревень особенно нужно, чтобы в их начинания кто-то поверил.

— Расскажите, когда именно стали заниматься развитием малых территорий?

— Вот уже 25 лет «Гарант» занимается созданием условий для того, чтобы люди проявляли активность и включались в решение социальных задач, обучает и поддерживает некоммерческие организации, но чтобы было, кого поддерживает, нужно, чтобы они в принципе были. Поэтому мы всегдаа много работали с инициативными группами. Сначала больше в городах, но потом стало понятно, что наша помощь очень нужна и в сельской местности, потому что именно там от активности людей сильно зависит качество жизни. Поэтому уже порядка 10 лет мы целенаправленно занимаемся темой развития малых территорий.

— У вас был такой момент-озарение, когда вы приехали в какую-то деревню и поняли, что здесь обязательно нужно что-то делать, или это был постепенный процесс?

— С одной стороны, все было постепенно, потому что к нам приезжали люди из сельских территорий на разные семинары. Но был такой случай, когда мы почти перед самым Новым годом поехали с семинаром по поддержке инициатив в деревню. Была очень теплая зима — а у нас много ледовых переправ в области — и река еще не встала, т.е. на машине нельзя было проехать, поэтому мы пешком шли на другой берег.

Мы дошли, провели семинары, где я рассказывала про инициативы, про социальные проекты. В аудитории сидели люди, в основном, конечно, старшего поколения, и одна женщина подошла ко мне и сказала: «А можно я вас за руку подержу, чтобы убедиться, что вы настоящая? Вы такие вещи рассказываете, нам кажется, что это что-то нереальное».

Уже потом они реализовали много интересных проектов. В деревне появился общественный центр, они стали проводить мастер-классы для детей и создали детскую библиотеку. Когда этих активных женщин старшего возраста – бабушками их нельзя назвать – спросили, почему они стали этим заниматься, они ответили, что к ним перестали ездить внуки, и им стало скучно. А им хочется, чтобы в деревне было интересно, потому что тогда, когда внуки будут приезжать, они тоже увидят, что здесь может быть весело. Так, они смогли изменить пространство не только для своих семей, но и для детей в соседних деревнях.

Когда ты сталкиваешься с такими людьми, ты понимаешь, что с твоей помощью они могут многого добиться. Буквально неделю назад я проводила семинар для активистов в городе Няндома (это ближе к югу Архангельской области), в котором участвовали проектные команды активных людей. За отдельным столом сидела женщина уже в возрасте, которая подошла ко мне в перерыве, потому что стеснялась говорить при всех. Она рассказала, что живет на краю поселка, откуда не очень легко добираться в центр, где сосредоточены все активности, но детей вокруг много, и она хочет сделать для них что-то вроде библиотеки, совмещенной с игротекой. Ей уже пообещали комнату в помещении, но она спрашивала именно меня, стоит ли ей этим заниматься.

Важно, что она занималась этим не одна, сперва ей помогали три человека из поселка, во второй год их стало уже 20, а всего там человек 300 живет. Недавно мы собрали для нее книги, настольные игры, планируем подарить им компьютер — у детей в этом отдаленном районе будет игровая комната и люди, которые готовы с ними заниматься. И таких примеров миллион.

— Почему, как вы думаете, ей нужно было какое-то одобрение или понимание того, что она делает это не зря? Почему она задала такой вопрос?

— У наших людей синдром выученной беспомощности: они не верят, что могут что-то сделать сами, им кажется, что кто-то должен прийти и сделать это за них. Или что у них недостаточно знаний, полномочий, у них не получится, им страшно делать первый шаг. Возникает много вопросов: как на меня посмотрят? Может, я делаю что-то не так? А где мне взять ресурсы?

Работая с малыми территориями, мы видим задачу в том, чтобы находить таких активистов и помогать им понять, что конкретно они могут сделать. Иногда их идеи трудно воплотимы, но стоит мечту чуть опустить на землю – и она легко становится реальностью. Иногда им надо помочь найти ресурсы, которые могут быть прямо под боком, а иногда нужно немного дополнительных средств со стороны, чтобы они поверили в себя. А потом на их примере появляются новые активисты. Мы всегда стараемся, чтобы в каждой территории появились свои лидеры, которым мы передаем наши знания, чтобы близко к людям был тот, кто может поддерживать, обучать, консультировать. Чтобы для этого не нужно было каждый раз звонить в Архангельск.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Недостающая деталь пазла: как ChatGPT может улучшить экономику брокеров Недостающая деталь пазла: как ChatGPT может улучшить экономику брокеров

Как ChatGPT помогает создавать дешевый контент

Forbes
Любить нельзя стесняться Любить нельзя стесняться

Почему любовь к себе – большой ресурс в отношениях с другими?

Новый очаг
«Мы шутили, что к нам еще только медведь не пришел»: Анастасия Стежко о съемках сериала «Вампиры средней полосы» «Мы шутили, что к нам еще только медведь не пришел»: Анастасия Стежко о съемках сериала «Вампиры средней полосы»

Анастасия Стежко раскрыла секреты съемок экшн-сцен «Вампиров средней полосы»

VOICE
Стоматолог в США убил свою жену, отравляя ее протеиновые коктейли. Семейная трагедия Стоматолог в США убил свою жену, отравляя ее протеиновые коктейли. Семейная трагедия

Джеймс Крейг убил супругу, чтобы начать новую жизнь с новым любовным партнером

ТехИнсайдер
Самый жестокий эксперимент в истории, который доказал всему миру, что надежда умирает последней Самый жестокий эксперимент в истории, который доказал всему миру, что надежда умирает последней

Как Курт Рихтер доказал, что надежда действительно умирает последней

ТехИнсайдер
Эти цветы нельзя дарить женщинам: отдай их обратно поклоннику и больше не ходи с ним на свидание! Эти цветы нельзя дарить женщинам: отдай их обратно поклоннику и больше не ходи с ним на свидание!

Рассказываем, какие цветы дарить не стоит, и объясняем, почему

VOICE
Бывает ли «поздно» терять девственность и есть ли идеальный возраст для этого? Бывает ли «поздно» терять девственность и есть ли идеальный возраст для этого?

Есть ли идеальный возраст для потери девственности?

ТехИнсайдер
Абьюз, шлепки, контроль: более 20 млн россиян сталкивались с партнерским насилием Абьюз, шлепки, контроль: более 20 млн россиян сталкивались с партнерским насилием

В России миллионы пострадавших от насилия, и в основном это женщины

Forbes
Как Рокки Бальбоа повлиял на мир спорта Как Рокки Бальбоа повлиял на мир спорта

«Рокки был супергероем без суперсил, но объединял всех»

Maxim
Вагинальный секс изменил микробиом мужской уретры Вагинальный секс изменил микробиом мужской уретры

Занятие вагинальным сексом влияет на микробиом уретры полового члена

N+1
Когнитивный невролог Сара Мэннинг Пескин: «Истории о том, как ломается мозг» Когнитивный невролог Сара Мэннинг Пескин: «Истории о том, как ломается мозг»

Сара Мэннинг Пескин рассказывает об уязвимости человеческого мозга

СНОБ
Ученые засняли уникальные кадры ударов молний по высотным зданиям Ученые засняли уникальные кадры ударов молний по высотным зданиям

Как выглядит молния во время её удара?

ТехИнсайдер
Удивительные тапиры: что вы слышали об этом существе? Удивительные тапиры: что вы слышали об этом существе?

Тапиры: как они выглядят, где обитают, что едят?

ТехИнсайдер
Музыкант Павел Артемьев: Нас мало и нам нужно держаться вместе Музыкант Павел Артемьев: Нас мало и нам нужно держаться вместе

Мы поговорили с фронтменом коллектива ARTEMIEV Павлом Артемьевым

СНОБ
Беременная (опять) Рианна и Сальма в Беременная (опять) Рианна и Сальма в

Модный парад на "Оскаре-2023"

VOICE
Лучшие игры про Супер Марио: топ представителей серии, в которые можно сыграть сегодня Лучшие игры про Супер Марио: топ представителей серии, в которые можно сыграть сегодня

Какие проекты Супер Марио можно запустить сегодня на актуальных платформах

CHIP
4 мифа о сексуальной жизни — проверьте себя 4 мифа о сексуальной жизни — проверьте себя

Наша сексуальная жизнь полна мифов

Psychologies
Самые интересные российские вина из шардоне Самые интересные российские вина из шардоне

Чем интересны российские вина из «шардоне» и на какие стоит обратить внимание

СНОБ
Нейросети, доступные каждому: большой актуальный каталог Нейросети, доступные каждому: большой актуальный каталог

Составили для вас большой каталог нейросетей на все случаи жизни

CHIP
Таиланд. Превращение в Эдем Таиланд. Превращение в Эдем

Как в Таиланде обстоит дело с яхтингом, мы решили узнать поподробнее

Y Magazine
Эксперт рассказал, как гладить кота, чтобы он не злился на вас Эксперт рассказал, как гладить кота, чтобы он не злился на вас

Забавный факт: вашей кошке, вероятно, не нравится, как вы ее гладите

ТехИнсайдер
Пятнадцать лет на одно зернышко Пятнадцать лет на одно зернышко

Элитный картофель, конкурентоспособная свекла и зимостойкая пшеница

Наука
Cordiant Off-Road 2. В поисках идеального баланса Cordiant Off-Road 2. В поисках идеального баланса

Всё самое интересное начинается там, где заканчивается асфальт

4x4 Club
Урок зельеварения Урок зельеварения

Зачем лабораториям крысиные хвосты и бледные поганки

N+1
Музыка, грим, спецэффекты: за какие фильмы женщины впервые получали «Оскар» Музыка, грим, спецэффекты: за какие фильмы женщины впервые получали «Оскар»

Женщины, которые шаг за шагом отвоевывали свое место в киноиндустрии

Forbes
Детская забава Детская забава

Прыжки через скакалку – простой путь к стройности!

Лиза
Как принимать витамин С Как принимать витамин С

10 продуктов и препаратов, которые не дают витамину С нормально усваиваться

Лиза
Независимость или самопожертвование: о гранях женской любви рассказали актрисы сериала «Содержанки» Независимость или самопожертвование: о гранях женской любви рассказали актрисы сериала «Содержанки»

Нужна ли нам привязанность, если она заставляет страдать? Отвечают «Содержанки»

Psychologies
Учить всему всех всеми Учить всему всех всеми

Нарастающее усложнение современного мира — это системный вызов образованию

Наука
5 решений, которые делают цветочный бизнес экологичнее 5 решений, которые делают цветочный бизнес экологичнее

Простые экологичные решения в сфере флористики

СНОБ
Открыть в приложении