Как фильм «400 ударов» изменил историю мирового кинематографа

СНОБСобытия

33 несчастья. О шедевре «400 ударов»

23 марта в прокат выходит шедевр Франсуа Трюффо «400 ударов». Подробнее — в материале «Сноба».

dear.editor@snob.ru (Дмитрий Елагин)

1_AOYwb0j.jpg
Кадр из фильма «400 ударов». Фото: Les Films du Carrosse

«400 ударов» впервые показали в 1959 году в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Среди соперников картины в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь» были «Сон в летнюю ночь» Иржи Трнки, «Звезды» Конрада Вольфа, «Отчий дом» Льва Кулиджанова, но победил бразильский «Черный Орфей» Марселя Камю. Коллеги и друзья Трюффо были в бешенстве и критиковали жюри фестиваля, которое выбрало, по их мнению, устаревшее кино, а не их манифест молодости или интеллектуальный шедевр Алена Рене «Хиросима, любовь моя». Они не догадывались, что все равно войдут в историю, а через три года их «новая волна» закончится: кинорынок переполнится похожими друг на друга проектами многообещающих дебютантов, поверившие в них продюсеры разорятся, а закадычные друзья перессорятся из-за мелочей. Хотя Франсуа Трюффо уйдет в коммерческое кино, путь его Антуана продолжат герои других фильмов по всему миру. Он передаст эстафету в Великобританию, США, Израиль, Филиппины, СССР и другие страны, чьи герои из десятилетия в десятилетия будут бежать и оглядываться на свою жизнь.

2.jpg
Кадр из фильма «400 ударов». Фото: Les Films du Carrosse

Одним абзацем

В своем дебюте Франсуа Трюффо сумел показать миру жизнь молодого поколения так, как никто прежде не делал. Он использовал факты из своей биографии, чтобы рассказать максимально достоверную историю о подростке, пожелавшем жить по своим правилам. Эта жажда свободы и конфликт со старшим поколением объединили начинающих режиссеров всех планеты — общей точкой отсчета стали именно «400 ударов». Почти никому после не удалось четко сформулировать протест, зато получилось передать легкое дыхание молодости через похожих друг на друга героев, убегающих от проблем и готовых к смерти ради своих принципов.

Подробно

Вся жизнь 14-летнего Антуана Дуанеля (Жан-Пьер Лео) наполнена нелюбовью. Он родился во время Второй мировой войны, до 8 лет прожил в приюте, оттуда переехал к бабушке, а потом к матери Жильберте и отчиму Жюльену. Они живут в маленькой квартирке, кровать Антуана расположена в коридоре рядом с кухней и мусоркой, содержимое которой он выносит каждый вечер. Спит мальчик в мешке из-под картошки, потому что мать предпочитает тратить деньги не на постельное белье для сына, а на новую одежду для себя любимой. Позавтракать нормально Антуану

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении