Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может

Коллекция. Караван историйКультура

Юрий Грымов: "Я глубоко убежден: русский театр сегодня — это духовное бомбоубежище"

Беседовал Серго Кухианидзе

огда работа была закончена, я подошел к Алексею Владимировичу Баталову и напомнил, что его ищет директор картины, чтобы выплатить гонорар. Помню, он поднял на меня свои глаза и спокойно, улыбаясь, спросил: "Юрий, а что, мне за это еще и заплатят? Понимаете, мне самому было интересно работать, а вы, оказывается, и деньги еще заплатите", - рассказывает художественный руководитель театра "Модерн" Юрий Грымов.

— Юрий Вячеславович, театральная жизнь в Москве бьет ключом. В городе в настоящее время более 200 театров. Чем «Модерн» отличается от всех остальных?

— Прежде всего репертуаром. Это ведь самое главное. Если у театра нет внятного репертуара, интересных постановок, то зритель не придет. Мы же работаем на аншлагах. Мы успешны, у нас хорошие продажи. Дело в том, что у меня идет то, чего нет ни в одном другом столичном театре.

Например, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли или «Nirvana» — спектакль, посвященный трагической судьбе Курта Кобейна. Сейчас я работаю над спектаклем «Леонардо да Винчи», эпоха, когда творил этот гений, для меня одна из интереснейших. Кругом смрад, чума, а на фоне всего этого кошмара — Ренессанс: появляются Микеланджело, Леонардо, Рафаэль.

— Как-то в Лондоне я посетил легендарный театр St Martin’s Theatre, где с середины 70-х годов идет спектакль по Агате Кристи «Мышеловка». Меня удивила одна вещь. Те из зрителей, кто не допил виски, купленный во время антракта, легко прошли со стаканами в зал на второе действие...

— Ну, это другая культура. Там это возможно, у нас нет. В театре «Модерн» даже существует мягкий дресс-код. Кстати, так на Руси было испокон веков. Два места, куда русские люди всегда приходили как на праздник, одетые во все красивое, — это церковь и театр.

— Вы, известный любитель русской классики, не могли, конечно, пройти мимо Льва Николаевича Толстого...

— Да, три года назад мы сделали спектакль «Война и мир». Он идет около четырех часов. Тяжело? Возможно. В нем меня прежде всего интересовал не сюжет, а атмосфера. Тот русский дух, которым пропитана каждая страница романа. На сцене дух этот можно передать, если обращать внимание на любую мелочь. Поэтому я старался учесть все детали той эпохи, чтобы полностью погрузить зрителей в происходящее. Специально для постановки гениальный художник Ирэна Белоусова сделала 423 костюма ХIХ века.

— Вы сказали, русский дух? Как и русская душа, это — достаточно заезженные понятия. Для одних это — Баба-яга, для других — балалайка и квас...

— Согласен. Но никому, по-моему, не удалось так передать истинный русский дух, его силу, глубину, патриотизм, как Толстому в «Войне и мире». Неудивительно, что данный роман, нравится это кому или нет, — икона русской литературы. Сам Лев Николаевич был, безусловно, ярким воплощением русского духа.

— Каков он, по-вашему, русский человек?

— Он точно не стяжатель, то есть деньги для него не главное. Как правило, русский человек говорит о чем угодно, но только не про деньги. Вспомните хотя бы произведения Антона Павловича Чехова. В самые тяжелые времена главная мысль русского человека: проживем как-нибудь. Русский — также человек сомневающийся и, как следствие, постоянно развивающийся.

— А кто, с вашей точки зрения, культурный человек?

— Тот, кто умеет сопереживать другому человеку. Нельзя не реагировать на подлость, на трусость. Позиция «это не мое — до свидания» неприемлема для культурного человека. А есть еще одно редкое качество — умение радоваться радостью другого человека. Это тоже очень красноречивый признак.

— Любопытно, вы, столичные режиссеры, поддерживаете отношения друг с другом?

— У меня теплые отношения, наверное, только с одним из них — Сергеем Урсуляком. В моем театре играет его жена Лика Нифонтова. Но знаком я, естественно, со многими режиссерами — по тому же совету худруков Москвы. Мы пересекаемся друг с другом на его заседаниях, да и не только там. Олег Меньшиков, прекрасный, тонкий человек, показывал мне ребят со своего курса. Мне также звонят, приглашают посмотреть молодых артистов Дмитрий Певцов, Нина Дворжецкая, у них тоже хорошие курсы...

Знаете, я контактный человек, но очень долго и внимательно присматриваюсь к людям, приглядываюсь к актерам. Мы встречаемся, общаемся на репетициях, во время них человек серьезно проявляется. У меня в театре, между прочим, никто никогда не опаздывает, знаете почему?

Алексей Баталов, начало 2000-х

— Почему?

— Репетиции начинаются у нас каждый день в 12.00. Без пяти двенадцать я уже сижу в зале. Почему я должен опоздать? Почему все должны меня ждать? Но точно такой же железной дисциплины я требую от каждого артиста. Разве я не вправе?

— Вообще, наблюдая за вами, хочу сказать, что вы производите впечатление брутального, крутого, очень уверенного в себе режиссера.

— Только не нужно делать из меня диктатора! Я абсолютно вменяемый человек. (Смеется.) Я знаю, где, когда, с кем надо сжать кулак, а где, когда и с кем — расслабить его.

— Интересно, что вы думаете о так называемой смене поколений. Последнее время мы наблюдаем этот естественный процесс в театральной жизни Москвы...

— Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может. Когда в театр приходит новый художественный руководитель, начинается новая жизнь. Пришел Эфрос — стал новый «Ленком». Пришел Захаров — «Ленком» стал другим. Пришел Любимов — появилась «Таганка». Конечно, каждый худрук обязан приходить со своей концепцией, ему должна поверить труппа, потом должен поверить зритель. Проблема еще в том, что нам бы хорошо привыкнуть, что у каждого из нас свое мнение. У вас одно, у меня — другое. С этим надо сжиться. Что же касается вопроса, может ли хороший актер стать хорошим режиссером, то ответ на него положительный. Прецеденты были — и Олег Ефремов, и Олег Табаков, и Александр Калягин...

Я считаю, что людей надо судить по поступкам. Мне жаль, что с уходом Марка Захарова на протяжении трех лет в «Ленкоме» не было художественного руководителя. Это, по-моему, противоречит его памяти. Театр не может существовать без худрука. Если его функции выполняет директор, то так и скажите. Это все равно, что собрать оркестр и заявить, что выступать будем без дирижера. Музыканты, мол, и так все талантливые, играть на своих инструментах умеют, зачем нам еще какой-то дирижер? И что в таком случае получится?

Открыть вам тайну, для кого играют артисты? Конечно, для зрителя, но прежде всего — для своего художественного руководителя. Только он может сказать, что сегодня у кого получилось, а что нет. Я практически каждый день на спектакле: если по какой-то причине не могу присутствовать, то смотрю его по монитору, затем звоню артистам, мы все обсуждаем по горячим следам. Когда я спрашиваю Анну Каменкову: «Ань, как ты сегодня?» — и она отвечает: «Сегодня что-то не так», мы начинаем разбираться, что именно не так и почему. В такие моменты я счастлив.

Знаете, что самое тяжелое? Когда актер считает, что играл на сцене блестяще, а я так не думаю. И еще. Меня прямо-таки возмущает, как ведут себя сегодня молодые актеры. Они запросто могут подойти перед репетицией и спросить: «Юрий Вячеславович, а во сколько мы сегодня закончим?» Так нельзя. Это — неуважение к театру, к профессии, которую ты выбрал. Недаром про людей театра говорят, что они служат, то есть так же, как в церкви, как в армии. Сюда не приходят за деньгами, здесь совсем другая жизнь, иная атмосфера.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нина Дорошина. Не советская девочка с балетной походкой Нина Дорошина. Не советская девочка с балетной походкой

В Дорошиной никогда не было ни зависти, ни каких-либо понятий о конкуренции

Коллекция. Караван историй
Есть в комнате, пить из горлышка и еще 5 неряшливых привычек, которые вредят здоровью Есть в комнате, пить из горлышка и еще 5 неряшливых привычек, которые вредят здоровью

Если вы бунтуете против гигиенических норм — не удивляйтесь, если заболеете

Psychologies
Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица? Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица?

Штирлиц пройдет с ним через всю жизнь, став героем тринадцати романов и повести

Коллекция. Караван историй
Мегазвезда: как рэперша Меган Ти Сталлион строит империю в шоу-бизнесе Мегазвезда: как рэперша Меган Ти Сталлион строит империю в шоу-бизнесе

Как Меган Ти Сталлион стала звездой первой величины

Forbes
Тайны личного архива Лили Брик: переписка с Маяковским Тайны личного архива Лили Брик: переписка с Маяковским

Пожалуй, никто не причинил Маяковскому столько боли, сколько она

Коллекция. Караван историй
Нужно больше заводов Нужно больше заводов

России необходимо опережающее развитие химической промышленности

Эксперт
Недослышанные Недослышанные

В России впервые провели инициативный опрос 14-летних

Огонёк
Праздник жизни Праздник жизни

Новый проект Татьяны Мироновой впечатляет искрящейся витальностью

SALON-Interior
Чувства меры Чувства меры

Очень трудно любить сразу двоих – и себя, и своего мужчину

Cosmopolitan
Интервью с группой «Сова» о новом альбоме «В памяти навечно» Интервью с группой «Сова» о новом альбоме «В памяти навечно»

Группа «Сова» о новом альбоме «В памяти навечно», зимней музыке и Екатеринбурге

СНОБ
Ольга Лерман: «Берегите родных вашему сердцу и душе людей. А все остальное можно пережить» Ольга Лерман: «Берегите родных вашему сердцу и душе людей. А все остальное можно пережить»

Было странно сидеть без работы и участвовать в основном в массовых сценах

Коллекция. Караван историй
Семь признаков диабета Семь признаков диабета

Какие симптомы говорят о том, что нужно измерить сахар в крови?

Здоровье
Как сделать день лучше: 3 техники от КПТ-терапевта Как сделать день лучше: 3 техники от КПТ-терапевта

Как облегчить себе сложные дни?

Psychologies
«Худшая мать»: история Лейси Спирс, которая отравила сына ради популярности в Сети «Худшая мать»: история Лейси Спирс, которая отравила сына ради популярности в Сети

Лейси Спирс казалась настоящей героиней, борющейся за жизнь своего ребенка

VOICE
Переключать код: как помочь детям освоить новый язык и сохранить русский в эмиграции Переключать код: как помочь детям освоить новый язык и сохранить русский в эмиграции

О трудностях и возможностях языковой адаптации в эмиграции

Forbes
Кукольность, ребячество и минимализм: записки об идеале красоты в Китае Кукольность, ребячество и минимализм: записки об идеале красоты в Китае

Как китайские представления о женской красоте расходятся с европейскими канонами

Psychologies
Лидия Сандгрен: «Собрание сочинений». Отрывок из дебютного романа, мгновенно ставшего бестселлером Лидия Сандгрен: «Собрание сочинений». Отрывок из дебютного романа, мгновенно ставшего бестселлером

Отрывок из большого романа Лидии Сандгрен

СНОБ
Роботы в аграрной отрасли Роботы в аграрной отрасли

Уровень использования новых технологий на сельхозпредприятиях остается невысоким

Агроинвестор
10 малоизвестных польских автопроизводителей: машины, которые обожали в СССР 10 малоизвестных польских автопроизводителей: машины, которые обожали в СССР

Что сейчас происходит на польском автопроме

ТехИнсайдер
Практики сопротивления виртуальной власти Практики сопротивления виртуальной власти

Современного человека нельзя описать исходя из его цифрового следа

Эксперт
Модный приговор Модный приговор

Omoda — открытие года

Автопилот
Секс будет лучше? Как обрезание влияет на мужчин: эксперты все объяснили Секс будет лучше? Как обрезание влияет на мужчин: эксперты все объяснили

Вот главное, что нужно знать о последствиях обрезания

ТехИнсайдер
Дисфункциональная семья: 10 негласных правил токсичных родителей Дисфункциональная семья: 10 негласных правил токсичных родителей

Как понять, что ваша семья токсична?

Psychologies
5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой 5 причин, почему вы не пожалеете о поездке в Абхазию зимой

В Абхазии даже в холодный сезон достаточно развлечений

Вокруг света
Генеральная конференция мер и весов отказалась от Генеральная конференция мер и весов отказалась от

Вращение Земли не дает нужной человечеству точности в измерении времени

ТехИнсайдер
Алексей Иова Алексей Иова

Кризисы приходят и уходят, а яхтинг был, есть и будет, пока есть вода

Y Magazine
В одном окопе В одном окопе

Россия обнаружила значительный потенциал сотрудничества с Ираном

Эксперт
Почему пароход был «философским»? Почему пароход был «философским»?

Почему пароход был философским и что собой вообще представляла русская философия

Дилетант
«На Западном фронте без перемен»: почему экранизация Ремарка кажется такой актуальной «На Западном фронте без перемен»: почему экранизация Ремарка кажется такой актуальной

«На Западном фронте без перемен» — стоит ли смотреть новое прочтение классики

Forbes
«Еда и микробиом» «Еда и микробиом»

Какие микробы живут в алкогольных напитках

N+1
Открыть в приложении