У нас в театре такого еще не было, это беспрецедентный случай

Коллекция. Караван историйКультура

Анна Большова: "Не понимаю, как я могла так нагло разговаривать с Захаровым. Но в "Ленком" он меня принял!"

Беседовала Инна Фомина

ахаров решил ввести в "Юнону и Авось" сразу двух новых исполнительниц. Я должна была играть второй по счету. Утром в день спектакля был прогон. Идет репетиция, начинается второй акт. Вдруг Марк Анатольевич ее останавливает: "У нас в театре такого еще не было, это беспрецедентный случай. Но мы сейчас попросим Анну Леонидовну пройти с начала второй акт", — вспоминает актриса театра "Ленком Марка Захарова" Анна Большова.

— Анна, вы много снимаетесь в кино, играете в мюзиклах, выступали в ледовом телешоу, победили в конкурсе пародистов «Повтори!» на Первом канале. Но все-таки самая большая часть вашей творческой жизни — это театр «Ленком», в котором вы работаете 24 сезона...

— Боже, уже четверть века! Как время летит. Самое интересное, что в свое время единственным театром, в котором мне хотелось работать после окончания ГИТИСа, был... «Ленком». Но наш курс туда даже не показывался...

Быть актрисой хотела всегда. Хотя мои родители не имели никакого отношения к театру или кино. Папа Леонид Александрович — ученый-физик, академик РАН, много лет руководит Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики, лауреат Госпремии, кавалер ордена Мужества за участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии. Одним словом, приличный человек! Но, видимо, все-таки пересилили гены моей бабушки по материнской линии. Она была примой провинциальных театров, играла трагических героинь — Марию Стюарт, Катерину в «Грозе». Я на сцене ее не видела, потому что она ушла, когда мне было 12 лет. Но сколько себя помню, я была одержима идеей стать актрисой и играть на сцене. Поэтому после седьмого класса поступила в только что открывшийся театральный лицей «Арлекин». А уже через год — в ГИТИС на экспериментальный курс Бориса Гавриловича Голубовского.

На съемках сериала «Остановка по требованию», 2000 год

— Подождите, сколько же вам тогда было лет?

— Пятнадцать! В этом и был эксперимент: на нашем курсе студенты-режиссеры были обычных возрастов, а вот в актерскую группу набрали юношей и девушек 15—16 лет. Поэтому мы все были с незаконченным школьным образованием. Только одна девочка потом параллельно экстерном окончила школу и получила аттестат...

Общеобразовательными предметами нас не мучили. Зато с утра до вечера мы занимались по программе ГИТИСа, включавшей в себя огромное количество специальных дисциплин: мастерство актера, танец, вокал, сценречь, сцендвижение, фехтование. По замыслу мы должны были учиться три года, а затем нас автоматически переводили на четвертый курс ГИТИСа. Но юридическую сторону вопроса никто до конца не продумал. В итоге нашу группу назвали «колледжем режиссерского факультета».

Вот так в 19 лет мы окончили ГИТИС. Кто-то из моих однокурсников пошел еще поучиться: Зоя Кайдановская, Петя Красилов. Но большинство — Паша Трубинер, Костя Ивин, Миша Калиничев, поступив в разные театры, начали работать. При этом наши гитисовские педагоги, к сожалению, а может быть, по счастью, особо не занимались нашими показами, так что мы сами пытались что-то организовать. Я успела показаться в «Сатирикон» к Константину Райкину, когда наш педагог, ныне покойный Владимир Георгиевич Боголепов (он в тот период работал в Театре имени Гоголя), сказал: «Аня, идите к нам и никуда больше не показывайтесь! Сергей Иванович (Яшин, в те годы главный главный режиссер Театра имени Гоголя. — Прим. ред.) ставит «Бесприданницу» и ищет актрису на главную роль». Я подумала: «Господи, конечно, ну кто, как не я, такая талантливая, может сыграть эту роль?!» (Смеется.) Пошла, показала отрывок из дипломного спектакля, и Яшин меня взял.

— И вы в 19 лет сыграли знаменитую роль Ларисы Огудаловой?

— Нет! Яшин дал мне Машу в спектакле «Чужой ребенок», который репетировал Александр Сергеевич Бордуков (когда мы «разыгрались», спектакль имел у зрителей большой успех, там были чудесные декорации, костюмы). А в «Бесприданницу» Сергей Иванович взял совсем другую актрису. Это был первый шок, первая моя встреча с театральной действительностью. Сейчас, задним числом, понимаю, что Яшин был прав. Я никак не вписывалась в его замысел, да и оценивала себя не вполне адекватно. Изнутри мнила себя «блондинкой с голубыми глазами», а в реальности была веснушчатым, кареглазым, рыжеволосым созданием с пухлыми щеками и большими амбициями. Все, что ни делается, — все к лучшему. Театр имени Гоголя стал для меня очень щадящим погружением в театральный мир и в профессию, о которой у меня было очень абстрактное представление. Хотя необходимые для актера некая наглость и уверенность присутствовали. Оказавшись на большой сцене, я, например, сразу обнаружила, что совершенно не умею разговаривать на огромный зал. В итоге три года в Театре имени Гоголя стали для меня очень хорошей школой.

Анна Большова, Ольга Дроздова, Дмитрий Певцов и Андрей Руденский в сериале «Остановка по требованию», 2000 год

— Но эта труппа в те годы была не очень популярной, ее считали «театром на задворках»: путь к нему пролегал через подземный переход под Курским вокзалом...

— Вы не правы, народ в него ходил! Там были (и есть) прекрасные Светлана Михайловна Брагарник, Ольга Николаевна Науменко — знаменитая Галя из «Иронии судьбы, или С легким паром!». Если в труппе не так много медийных, снимающихся в кино актеров, это же не значит, что там плохие артисты, слабые постановки. В Театре имени Гоголя была очень хорошая труппа и очень хорошая атмосфера — может быть, в силу того, что людям нечего было делить...

Я сыграла главную роль в «Чужом ребенке», а потом — тишина, новых ролей не предлагают. Как это часто бывает, ситуация изменилась, когда я срочно подменила заболевшую актрису. Играла в ее костюме. И меня как будто увидели с другой стороны: оказывается, Большова может быть разной, у нее есть талия, фигура, ноги, хорошие волосы. И «пошли роли». Судьбоносной для меня стала Варя в малоизвестной, но очень-очень выигрышной пьесе Аверкиева «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничей Нардын-Нащокина дочери Аннушке». Один мой коллега характеризовал ее так: «Это русский «Фигаро». Спектакль ставил Бордуков, на последних двух неделях репетиций подключился Яшин, а он высочайший профессионал, и получился яркий, безумно красивый спектакль. О «Фроле Скобееве» заговорила театральная Москва. Его не только любила публика, постановку приходили смотреть актеры и режиссеры. Помню, увидела в зале Караченцова, которого обожала и по фильмам, и по телеверсии спектакля «Юнона и Авось». Могла ли тогда подумать, что вскоре буду играть с Николаем Петровичем в этой легендарной постановке!

— Так как вы оказались в «Ленкоме»?

— Как я уже говорила, после ГИТИСа о показе в «Ленком» не было и речи. Но, видимо, судьба! Замдиректора Театра имени Гоголя Александр Сергеевич Мясников дружил с Юрием Аркадьевичем Махаевым — правой рукой Захарова. Однажды на каком-то дне рождения у них зашла речь о том, что «Ленком» ищет молодую артистку на определенные роли. «А у нас есть такая!» — сказал Мясников. Махаев передал это Захарову, и Марк Анатольевич решил меня посмотреть. А Захаров — это же кумир моего детства, я обожала его фильмы. В ГИТИСе мы учились параллельно с его курсом. Когда кафедра приходила на экзамены, было такое счастье видеть за столом и Фоменко, и Хейфеца, и, конечно, Захарова...

То, что иду показываться в «Ленком», знали только самые близкие — держала это в строжайшей тайне. Утром собираюсь в театр, меня всю трясет, думаю: «Господи, я так боюсь». И вдруг папа говорит: «Главное, не бойся бояться». Эта формулировка меня «расслабила»: волнение сохранилось, но появился какой-то зазор, позволяющий более или менее свободно существовать...

Показ проходил в репетиционном зале. Захаров спрашивает:

— Расскажите, кто вы, откуда.

А я:

— Марк Анатольевич, ну как, Анна Большова, колледж Голубовского.

Он с интересом посмотрел на меня:

— То есть я вас вообще-то уже видел?!

— Вообще-то да.

— Но вы покажете что-нибудь?

— Да, конечно. Ну так, условно.

— Ну, давайте условно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Соколов: Андрей Соколов:

Все, что ты делаешь, все равно делаешь о себе в той или иной степени

Караван историй
Как жить с ментальными особенностями: 7 книг о расстройствах, людях и их борьбе Как жить с ментальными особенностями: 7 книг о расстройствах, людях и их борьбе

Что происходит с человеком, у которого обнаружено ментальное расстройство?

Psychologies
Регина Тодоренко: «Чувствую себя под крылом большой птицы, которая летит вверх, покоряя новые высоты» Регина Тодоренко: «Чувствую себя под крылом большой птицы, которая летит вверх, покоряя новые высоты»

Регина Тодоренко — о съемках в «Орел и решка» и новых тревел-проектах

Караван историй
Математики решили задачу, предложенную Леонардом Эйлером в середине XVIII века Математики решили задачу, предложенную Леонардом Эйлером в середине XVIII века

Математики сделали важный шаг к решению уравнений Навье-Стокса

ТехИнсайдер
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Правило 6 + 2. Врач Кливлендской клиники рассказал, как улучшить здоровье и увеличить продолжительность жизни Правило 6 + 2. Врач Кливлендской клиники рассказал, как улучшить здоровье и увеличить продолжительность жизни

Стоит ли пытаться влиять на продолжительность жизни?

Inc.
Светлана Немоляева: Светлана Немоляева:

Наша судьба была предопределена

Коллекция. Караван историй
«Ты же староста. Ты же должна»: отрывок из романа Аси Володиной «Протагонист» «Ты же староста. Ты же должна»: отрывок из романа Аси Володиной «Протагонист»

Глава из «Протагониста» Аси Володиной — трагедии о покончившем с собой студенте

Forbes
Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону» Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону»

По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен

Караван историй
Гены древних людей Гены древних людей

Биолог Сванте Паабо создал отдельную научную дисциплину — палеогеномику

Наука и жизнь
Юрий Мороз: Юрий Мороз:

Юрий Мороз — о работе с актерами, своей киноистории и «Содержанках»

Караван историй
Лучшие выходы первой леди Южной Кореи, которая в 50 лет выглядит как фарфоровая кукла Лучшие выходы первой леди Южной Кореи, которая в 50 лет выглядит как фарфоровая кукла

А ты можешь поверить, что эта красотка отметила 50-й день рождения?!

VOICE
Мария Аниканова: «Сергей Соловьев написал за меня сочинение, когда я призналась, что никогда в жизни его не напишу» Мария Аниканова: «Сергей Соловьев написал за меня сочинение, когда я призналась, что никогда в жизни его не напишу»

«У Соловьева на площадке царила особая атмосфера, которая просто обволакивала»

Караван историй
Темный лорд от мира моды: что нужно знать о дизайнере Рике Оуэнсе Темный лорд от мира моды: что нужно знать о дизайнере Рике Оуэнсе

Уже четверть века именно он ассоциируется с авангардной неоготикой в моде

Правила жизни
Надежда Бабкина: «Когда у меня есть любовь, я не мертва» Надежда Бабкина: «Когда у меня есть любовь, я не мертва»

«Сыграла обычную деревенскую бабу, но с огоньком — бабу-звезду, бабу-заводилу»

Коллекция. Караван историй
Как принимать решения: три техники на каждый день Как принимать решения: три техники на каждый день

Когда сомнения помогают, а когда вредят?

Правила жизни
«Женщина, на паровоз!»: как Зинаида Троицкая добивалась права работать машинистом «Женщина, на паровоз!»: как Зинаида Троицкая добивалась права работать машинистом

С 1940-х по 1980-е женщины руководили составами и целыми депо

Forbes
Космическая прогулка Космическая прогулка

Боровск и Калуга: где жил и работал Константин Циолковский

Отдых в России
Плата за дружбу Плата за дружбу

Как путешествовать с домашними питомцами

Деньги
Перестаньте за все извиняться на работе. Почему это вредно и какие фразы лучше использовать — советы эксперта Перестаньте за все извиняться на работе. Почему это вредно и какие фразы лучше использовать — советы эксперта

Для многих говорить «извините» стало вредной привычкой

Inc.
Никнейм за $1 млн: кто и зачем покупает имена в Telegram Никнейм за $1 млн: кто и зачем покупает имена в Telegram

Кто продает никнеймы и зачем это нужно?

Forbes
Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века

Шлитци Сёртис — артист уличного цирка, страдавший микроцефалией

ТехИнсайдер
В обстановке модерна В обстановке модерна

Как визуально раздвинуть границы статусной квартиры?

Идеи Вашего Дома
«Что изменилось в вашей жизни, когда вы стали психологом?»: честные истории 16 экспертов Psychologies «Что изменилось в вашей жизни, когда вы стали психологом?»: честные истории 16 экспертов Psychologies

Что психология дает самим психологам?

Psychologies
9 самых популярных видов маникюра: уход, лечение и нейл-арт 9 самых популярных видов маникюра: уход, лечение и нейл-арт

Рассказываем об основных профессиональных видах ухода за ногтями

РБК
Они боялись утратить душу: восстановлено лицо единственной в мире беременной мумии Они боялись утратить душу: восстановлено лицо единственной в мире беременной мумии

Ученые исследовали мумию писца и жреца богов Гора и Тота по имени Хор-Джехути

Вокруг света
Время перемен: зачем ученые изменили систему мер и весов Время перемен: зачем ученые изменили систему мер и весов

Зачем нужны реформы мер и весов?

Forbes
Главные проблемы китайских смартфонов Главные проблемы китайских смартфонов

После этого ты точно захочешь потратить деньги на флагман

Maxim
Дело Линды ЛеКлэр: как студентка возглавила сексуальную революцию в университетах США Дело Линды ЛеКлэр: как студентка возглавила сексуальную революцию в университетах США

Как дело Линды ЛеКлэр привело к тому, что к студенткам начали относиться иначе

Forbes
Секс будет лучше? Как обрезание влияет на мужчин: эксперты все объяснили Секс будет лучше? Как обрезание влияет на мужчин: эксперты все объяснили

Вот главное, что нужно знать о последствиях обрезания

ТехИнсайдер
Открыть в приложении