Забытые, неоцененные современниками фильмы Казахстана и Средней Азии

Правила жизниСобытия

Кино — дело тонкое: быстрый гид по фильмам Средней Азии и Казахстана

Ренат Газизов

dbd9d908a497cfc3eb34818cd444eb97_ce_1602x1000x198x0.jpg

В кинотеатрах «Иллюзион», «Пионер», Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке и в Музее кино на ВДНХ с 16 по 30 ноября проходит Второй международный фестиваль архивного кино. Показывают забытые, неоцененные современниками или считавшиеся прежде утраченными фильмы, снятые на европейских, американских киностудиях и в бывших республиках СССР. Часть программы отведена под ленты Средней Азии и Казахстана, и, поскольку «Правила жизни» этой осенью развернулись на Восток, логично было бы хоть немного изучить кинематограф этих стран. Что мы, собственно, и делаем — с помощью Рената Газизова, автора журнала о кино Ornament.

Кинематограф Центральной Азии стал развиваться после объединения союзных республик в одну большую страну с общей идеологией, но локальными особенностями. Историки кино обычно относят к этой категории фильмы, которые снимались в пяти странах: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Если же говорить о времени, то центральноазиатское кино можно разделить на три периода: советские фильмы (1919–1987), новая волна (1988–1992) и современные независимые фильмы (1992 — настоящее время). Рассказываем об одном показательном фильме из каждого и исследуем особенности кинопроизводства каждой страны.

Казахстан

Казахстанское кино началось в 1938 году, когда на экранах республики показали фильм «Амангельды» о восстании крестьян в 1916–1919 годах. Первые казахские режиссеры снимали в основном агитационные фильмы с рассказом о судьбе человека, его борьбе и духовном поиске (например, первая послевоенная картина «Песни Абая» Григория Рошаля и Ефима Арона о судьбе поэта и просветителя Абая Кунанбаева). Огромное количество исторических и производственных картин создавалось по госзаказу, так что минимальное разнообразие в кинематографе Казахстана появилось только в 1960-х годах. В перестроечный период фильмы отражали дух времени: популярными стали социальные драмы, лишенные пафоса и помпезности прошлого. Тогда же казахстанское кино начало появляться на фестивалях в Европе и обрело известность за пределами СССР. Современные фильмы значительно возросли в качестве и количестве, но, к сожалению, плохо окупаются. Создатели сетуют, что на артхаусе и серьезном кино не заработаешь. Самым плодовитым казахстанским режиссером сегодня можно назвать Адильхана Ержанова (как минимум вы слышали о его свежей картине «Голиаф», а предыдущий триллер «Штурм» получил Гран-при и приз критиков на кинофестиваля в Реймсе в этом году).

«Сказ о матери» (1963), Александр Карпов

bc18a0198310836b5f67e219a5be2e17.jpeg

Историческая драма о матери, потерявшей сына на войне. Письма с фронта — единственная ниточка между семьей и солдатом. Безграмотная мать решает избавиться от гнетущего ожидания того, пока о ее сыне расскажет кто-то из знакомых, и сама начинает обучаться чтению. Затем она становится почтальоном и разносит письма с фронта соседям, пытаясь утешить других матерей.

«Сказ о матери» считается одним из лучших фильмов Казахстана и отмечен множеством наград: Государственной премией КазССР, премией за лучшую женскую роль на Первом Всесоюзном кинофестивале и почетным дипломом на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1964 году.

«Тень завоевателя / Гибель Отрара» (1991), Ардак Амиркулов

2700247d0442e33e3716e822d21bc0fe.jpeg

Историческая драма о противостоянии хитрого лазутчика Унжу воинству Чингисхана. События фильма развиваются в начале XIII века, когда Чингисхан захватывает Отрар — древний город, с которого начиналось казахское государство. Один из воинов Хорезмского ханства тайно пробирается в стан монголов и за семь лет проходит путь от раба до тысячника, чтобы выведать все секреты Чингисхана.

В фильме Ардака Амиркулова стоит отметить батальные сцены, декорации и костюмы. За роль Унжу Дохдурбек Кыдыралиев получил приз в номинации «Лучшая мужская роль» на «Кинотавре» в 1992 году. На международном кинофестивале в Монреале «Тень завоевателя» получила премию ФИПРЕССИ.

«Уроки гармонии» (2013), Эмир Байгазин

70ccf17ffd73fff2c820e54a55278dd2.jpg

Школьная драма о подростке, который проходит через унижения. Во время медосмотра одноклассники начали издеваться над тринадцатилетним Асланом, а позже объявили его изгоем. Мальчик впадает в депрессию, у него начинается расстройство личности, что приводит к непредсказуемым последствиям. Фильм Эмира Байгазина вошел в основную программу Берлинале в 2013 году и получил «Серебряного медведя» за выдающееся художественное произведение. В том же году «Уроки гармонии» были удостоены Гран-при на фестивалях в США, Словакии, Бразилии, Швейцарии, России и других призов.  

Кыргызстан

В 1930-е годы съемочные группы из союзных республик часто посещали Киргизскую ССР из-за прекрасной натуры. Пока одни снимали, другие показывали кино — по городам республики передвигались мобильные кинотеатры, демонстрировавшие популярные тогда фильмы. Официально кино появилось в Кыргызстане в 1941 году с указом о создании Фрунзенской студии кинохроники, которая позже стала называться «Кыргызфильм».

Первый фильм студии «Салтанат» вышел в 1955 году. Это драма о девушке-зоотехнике из высокогорного колхоза, которая чуть не погибла в снежной буре. По-настоящему киргизский кинематограф расцвел в 1960-е, когда в республику вернулись молодые режиссеры, получившие высшее образование в лучших университетах Советского Союза — например, выпускники ВГИКА Болот Шамшиев, Мелис Убукеев, Геннадий Базаро. В год выходило от пяти до десяти фильмов, полностью снятых в Кыргызстане. Тогда же зародился феномен локального кино, который позже, в 1970-х, назвали «кыргызским чудом». Под это определение подпадали фильмы о степном народе, снятые молодыми режиссерами. Фильмы Кыргызстана начали завоевывать популярность не только в СССР, но и за границей, а в 1977 году на «Кыргызфильме» открылась студия анимации. Распад СССР почти похоронил киноиндустрию, производство новых фильмов в Кыргызстане снизилось в несколько раз. Сегодня кинематограф медленно, но верно продолжает восстанавливаться, среди главных тем — различия в образе жизни городских и сельских жителей, вопросы национального самоопределения, социальные потрясения и тревоги простых людей.

«Выстрел на перевале Караш» (1968), Болотбек Шамшиев

78d924d8571c307f36595a37e9b4605c.jpg

Восточный вестерн (истерн) о мести раба своему хозяину. Киргизия, начало ХХ века, бедный житель высокогорной деревни Бахтыгул вынужден выполнять преступные приказы своего господина (мирзы) Жарасбая. Вскоре преданный Бахтыгул попадает в тюрьму, из которой бежит и возвращается в родные места отомстить Жарасбаю.

Болотбек Шамшиев экранизировал повесть казахского классика Мухтара Ауэзова «Событие на Кара-Караш». На IV Всесоюзном кинофестивале в Минске фильм получил первый приз и премию. Также «Выстрел на перевале Караш» отметили жюри VIII Смотра-соревнования кинематографистов Средней Азии и Казахстана: приз «Горный орел», дипломы первой степени и за лучшую мужскую роль.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выигрышная комбинация: режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе на свадьбах и о том, как он попал в кино Выигрышная комбинация: режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе на свадьбах и о том, как он попал в кино

Режиссер Никита Власов — о проблемах индустрии и об исторических сериалах

Правила жизни
Оцепенение, замирание, деперсонализация: механизмы защиты от шока Оцепенение, замирание, деперсонализация: механизмы защиты от шока

Поговорим об оцепенении — так люди нередко автоматически реагируют на опасность

Psychologies
«Птица» с Барри Кеоганом: магический реализм в британской глубинке «Птица» с Барри Кеоганом: магический реализм в британской глубинке

Как Андреа Арнольд возвращается к корням и находит надежду в магическом реализме

Forbes
Иван Шадр в Новой Третьяковке: в плену соцреализма Иван Шадр в Новой Третьяковке: в плену соцреализма

В Третьяковской галерее проходит выставка классика советской скульптуры

Эксперт
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
Чего боятся мужчины в постели: 3 главных страха Чего боятся мужчины в постели: 3 главных страха

Список мужских страхов, связанных с сексом, и рекомендации специалиста

Psychologies
Танцевальная чума: как танец убивал людей и поднимал демографию Танцевальная чума: как танец убивал людей и поднимал демографию

Танцевальная чума 1518 года

ТехИнсайдер
Конец русского Рокамболя Конец русского Рокамболя

До сих пор нет ни одной научной биографии этого человека

Дилетант
5 полезных свойств цикория, о которых вы не знали: рассказывают эксперты 5 полезных свойств цикория, о которых вы не знали: рассказывают эксперты

Какие же преимущества есть у цикория?

ТехИнсайдер
Выходные в Рязани Выходные в Рязани

Что можно успеть увидеть на рязанской земле всего за уик-энд?

Лиза
«Муж кричал дочери: „Отвернись!“ и продолжал меня резать»: история покалеченной визажистки из Алматы — от первого лица «Муж кричал дочери: „Отвернись!“ и продолжал меня резать»: история покалеченной визажистки из Алматы — от первого лица

27-летняя Ирина Веденяпина пережила домашнее насилие

Psychologies
«God укажет нам путь»: отрывок из новой книги Наринэ Абгарян «God укажет нам путь»: отрывок из новой книги Наринэ Абгарян

Отрывок из книги «Молчание цвета» — история разных людей

Forbes
Нут! Нут!

Нут — он же бараний или турецкий горох

Здоровье
«Ну как вы там, потомки?» Полет Гагарина в космос как главный позитивный нарратив Советского Союза «Ну как вы там, потомки?» Полет Гагарина в космос как главный позитивный нарратив Советского Союза

О Юрии Гагарине и его месте в культурной памяти.

СНОБ
Лес исторических заблуждений Лес исторических заблуждений

Путешествие по следам Большого террора в онлайн-проекте «Сандормох»

Weekend
«Я благодарен всем хейтерам» «Я благодарен всем хейтерам»

Мы поговорили с артистом SHAMAN о его непростом пути к славе

OK!
Нетоксичная благотворительность: как не выгореть, помогая другим Нетоксичная благотворительность: как не выгореть, помогая другим

Как распределить свои ресурсы и не выгореть?

Psychologies
Как скачать WhatsApp на HUAWEI из AppGallery Как скачать WhatsApp на HUAWEI из AppGallery

Вотсап – один из популярных мессенджеров. Как установить его на HUAWEI?

CHIP
Гарвардские ученые после 74 лет исследования узнали, что делает людей счастливыми (но мы делаем все наоборот) Гарвардские ученые после 74 лет исследования узнали, что делает людей счастливыми (но мы делаем все наоборот)

От чего же зависит, насколько счастливыми мы себя чувствуем?

Inc.
Головоногие моллюски смогли пройти когнитивный тест, предназначенный для человеческих детей Головоногие моллюски смогли пройти когнитивный тест, предназначенный для человеческих детей

Cтранные мозги каракатиц сложнее, чем мы думали

ТехИнсайдер
Анемия у детей Анемия у детей

Причины и симптомы анемии у детей

Лиза
Офис — боль Офис — боль

Какие болезни грозят белым воротничкам

Лиза
Стресс налицо... Стресс налицо...

Переживания неизбежно отражаются на нашем облике

Лиза
Что выбрать: пауэрбанк или портативную зарядную станцию Что выбрать: пауэрбанк или портативную зарядную станцию

Правильно ли сравнивать пауэрбанки и портативные зарядные станции?

ТехИнсайдер
Штамповка или литьё? Проверьте, правильно ли вы выбрали колёса на зиму Штамповка или литьё? Проверьте, правильно ли вы выбрали колёса на зиму

Зимой и летом на выбор дисков влияют разные факторы

ТехИнсайдер
“Честное пионерское!” Этот старый способ оплаты за проезд сейчас кажется странным “Честное пионерское!” Этот старый способ оплаты за проезд сейчас кажется странным

В СССР тоже был общественный транспорт без кондуктора

ТехИнсайдер
Художники XX и XXI веков изобразили мужчин с большими пенисами Художники XX и XXI веков изобразили мужчин с большими пенисами

Ученые исследовали размер половых органов на картинах XV-XXI веков

N+1
Как Марта Геллхорн стала военкором и отказывалась жить в тени Эрнеста Хемингуэя Как Марта Геллхорн стала военкором и отказывалась жить в тени Эрнеста Хемингуэя

Марта Геллхорн — одна из первых женщин, которая освещала военные конфликты

Forbes
Сама по себе Варя Сама по себе Варя

Варвара Феофанова — об узнаваемости, экспериментах в кино и работе с мужем

OK!
Сладкая кровь: причины и способы лечения диабета Сладкая кровь: причины и способы лечения диабета

К 2050 году диабет станет не страшнее, чем кариес сегодня

Вокруг света
Открыть в приложении