Забытые, неоцененные современниками фильмы Казахстана и Средней Азии

Правила жизниСобытия

Кино — дело тонкое: быстрый гид по фильмам Средней Азии и Казахстана

Ренат Газизов

dbd9d908a497cfc3eb34818cd444eb97_ce_1602x1000x198x0.jpg

В кинотеатрах «Иллюзион», «Пионер», Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке и в Музее кино на ВДНХ с 16 по 30 ноября проходит Второй международный фестиваль архивного кино. Показывают забытые, неоцененные современниками или считавшиеся прежде утраченными фильмы, снятые на европейских, американских киностудиях и в бывших республиках СССР. Часть программы отведена под ленты Средней Азии и Казахстана, и, поскольку «Правила жизни» этой осенью развернулись на Восток, логично было бы хоть немного изучить кинематограф этих стран. Что мы, собственно, и делаем — с помощью Рената Газизова, автора журнала о кино Ornament.

Кинематограф Центральной Азии стал развиваться после объединения союзных республик в одну большую страну с общей идеологией, но локальными особенностями. Историки кино обычно относят к этой категории фильмы, которые снимались в пяти странах: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Если же говорить о времени, то центральноазиатское кино можно разделить на три периода: советские фильмы (1919–1987), новая волна (1988–1992) и современные независимые фильмы (1992 — настоящее время). Рассказываем об одном показательном фильме из каждого и исследуем особенности кинопроизводства каждой страны.

Казахстан

Казахстанское кино началось в 1938 году, когда на экранах республики показали фильм «Амангельды» о восстании крестьян в 1916–1919 годах. Первые казахские режиссеры снимали в основном агитационные фильмы с рассказом о судьбе человека, его борьбе и духовном поиске (например, первая послевоенная картина «Песни Абая» Григория Рошаля и Ефима Арона о судьбе поэта и просветителя Абая Кунанбаева). Огромное количество исторических и производственных картин создавалось по госзаказу, так что минимальное разнообразие в кинематографе Казахстана появилось только в 1960-х годах. В перестроечный период фильмы отражали дух времени: популярными стали социальные драмы, лишенные пафоса и помпезности прошлого. Тогда же казахстанское кино начало появляться на фестивалях в Европе и обрело известность за пределами СССР. Современные фильмы значительно возросли в качестве и количестве, но, к сожалению, плохо окупаются. Создатели сетуют, что на артхаусе и серьезном кино не заработаешь. Самым плодовитым казахстанским режиссером сегодня можно назвать Адильхана Ержанова (как минимум вы слышали о его свежей картине «Голиаф», а предыдущий триллер «Штурм» получил Гран-при и приз критиков на кинофестиваля в Реймсе в этом году).

«Сказ о матери» (1963), Александр Карпов

bc18a0198310836b5f67e219a5be2e17.jpeg

Историческая драма о матери, потерявшей сына на войне. Письма с фронта — единственная ниточка между семьей и солдатом. Безграмотная мать решает избавиться от гнетущего ожидания того, пока о ее сыне расскажет кто-то из знакомых, и сама начинает обучаться чтению. Затем она становится почтальоном и разносит письма с фронта соседям, пытаясь утешить других матерей.

«Сказ о матери» считается одним из лучших фильмов Казахстана и отмечен множеством наград: Государственной премией КазССР, премией за лучшую женскую роль на Первом Всесоюзном кинофестивале и почетным дипломом на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1964 году.

«Тень завоевателя / Гибель Отрара» (1991), Ардак Амиркулов

2700247d0442e33e3716e822d21bc0fe.jpeg

Историческая драма о противостоянии хитрого лазутчика Унжу воинству Чингисхана. События фильма развиваются в начале XIII века, когда Чингисхан захватывает Отрар — древний город, с которого начиналось казахское государство. Один из воинов Хорезмского ханства тайно пробирается в стан монголов и за семь лет проходит путь от раба до тысячника, чтобы выведать все секреты Чингисхана.

В фильме Ардака Амиркулова стоит отметить батальные сцены, декорации и костюмы. За роль Унжу Дохдурбек Кыдыралиев получил приз в номинации «Лучшая мужская роль» на «Кинотавре» в 1992 году. На международном кинофестивале в Монреале «Тень завоевателя» получила премию ФИПРЕССИ.

«Уроки гармонии» (2013), Эмир Байгазин

70ccf17ffd73fff2c820e54a55278dd2.jpg

Школьная драма о подростке, который проходит через унижения. Во время медосмотра одноклассники начали издеваться над тринадцатилетним Асланом, а позже объявили его изгоем. Мальчик впадает в депрессию, у него начинается расстройство личности, что приводит к непредсказуемым последствиям. Фильм Эмира Байгазина вошел в основную программу Берлинале в 2013 году и получил «Серебряного медведя» за выдающееся художественное произведение. В том же году «Уроки гармонии» были удостоены Гран-при на фестивалях в США, Словакии, Бразилии, Швейцарии, России и других призов.  

Кыргызстан

В 1930-е годы съемочные группы из союзных республик часто посещали Киргизскую ССР из-за прекрасной натуры. Пока одни снимали, другие показывали кино — по городам республики передвигались мобильные кинотеатры, демонстрировавшие популярные тогда фильмы. Официально кино появилось в Кыргызстане в 1941 году с указом о создании Фрунзенской студии кинохроники, которая позже стала называться «Кыргызфильм».

Первый фильм студии «Салтанат» вышел в 1955 году. Это драма о девушке-зоотехнике из высокогорного колхоза, которая чуть не погибла в снежной буре. По-настоящему киргизский кинематограф расцвел в 1960-е, когда в республику вернулись молодые режиссеры, получившие высшее образование в лучших университетах Советского Союза — например, выпускники ВГИКА Болот Шамшиев, Мелис Убукеев, Геннадий Базаро. В год выходило от пяти до десяти фильмов, полностью снятых в Кыргызстане. Тогда же зародился феномен локального кино, который позже, в 1970-х, назвали «кыргызским чудом». Под это определение подпадали фильмы о степном народе, снятые молодыми режиссерами. Фильмы Кыргызстана начали завоевывать популярность не только в СССР, но и за границей, а в 1977 году на «Кыргызфильме» открылась студия анимации. Распад СССР почти похоронил киноиндустрию, производство новых фильмов в Кыргызстане снизилось в несколько раз. Сегодня кинематограф медленно, но верно продолжает восстанавливаться, среди главных тем — различия в образе жизни городских и сельских жителей, вопросы национального самоопределения, социальные потрясения и тревоги простых людей.

«Выстрел на перевале Караш» (1968), Болотбек Шамшиев

78d924d8571c307f36595a37e9b4605c.jpg

Восточный вестерн (истерн) о мести раба своему хозяину. Киргизия, начало ХХ века, бедный житель высокогорной деревни Бахтыгул вынужден выполнять преступные приказы своего господина (мирзы) Жарасбая. Вскоре преданный Бахтыгул попадает в тюрьму, из которой бежит и возвращается в родные места отомстить Жарасбаю.

Болотбек Шамшиев экранизировал повесть казахского классика Мухтара Ауэзова «Событие на Кара-Караш». На IV Всесоюзном кинофестивале в Минске фильм получил первый приз и премию. Также «Выстрел на перевале Караш» отметили жюри VIII Смотра-соревнования кинематографистов Средней Азии и Казахстана: приз «Горный орел», дипломы первой степени и за лучшую мужскую роль.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Книжная полка: 7 книг аргентинских авторов, которые стоит прочитать Книжная полка: 7 книг аргентинских авторов, которые стоит прочитать

Как современные аргентинские авторы продолжают дело Борхеса и Кортасара

Правила жизни
Эдуард Успенский: главный сказочник страны, который страшно ненавидел детей. Но почему? Эдуард Успенский: главный сказочник страны, который страшно ненавидел детей. Но почему?

За маской величайшего детского писателя скрывался садист и алкоголик

ТехИнсайдер
«По-любому ты — брат мне»: почему «Бригада» — великий сериал «По-любому ты — брат мне»: почему «Бригада» — великий сериал

Феномен «Бригады», повлиявшей на индустрию и умы целого поколения

Правила жизни
Любовь к иностранцам и тонны документов: нужно ли открывать бизнес во Вьетнаме Любовь к иностранцам и тонны документов: нужно ли открывать бизнес во Вьетнаме

О чем нужно помнить, чтобы открыть бизнес во Вьетнами и не прогореть?

Forbes
Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов

Как две девушки сделали бизнес на блюдах с яйцами?

Forbes
«Наблюдатель»: стоит ли смотреть новый сериал Райана Мерфи о таинственном сталкере «Наблюдатель»: стоит ли смотреть новый сериал Райана Мерфи о таинственном сталкере

Мини-сериал «Наблюдатель» — проект Райна Мерфи, основанный на реальных событиях

Forbes
Как прожить долгую и счастливую жизнь: 20 шагов к хорошему самочувствию — воспользуйтесь нашими советами Как прожить долгую и счастливую жизнь: 20 шагов к хорошему самочувствию — воспользуйтесь нашими советами

Делимся простыми советами, которые принесут вам здоровье и удовольствие

Psychologies
Думать – правильно Думать – правильно

Психотерапевт, гуру ТВ и один из топов Сбера о себе и правилах, по которым живет

Psychologies
Как актриса Дженнифер Кулидж перезапустила карьеру после 60 лет Как актриса Дженнифер Кулидж перезапустила карьеру после 60 лет

Дженнифер Кулидж наконец-то обрела долгожданное признание

Forbes
Исповедь содержанки, или как я мечтала стать слабой и зависимой женщиной Исповедь содержанки, или как я мечтала стать слабой и зависимой женщиной

Как наша героиня согласилась стать содержанкой и что из этого вышло

VOICE
«Мусорный» сон: почему, даже проспав 8–10 часов, мы просыпаемся уставшими «Мусорный» сон: почему, даже проспав 8–10 часов, мы просыпаемся уставшими

Почему по утрам вы чувствуете себя уставшими?

Psychologies
«Через море Русской Революции» «Через море Русской Революции»

Как сложилась судьба известных пассажиров «философских пароходов» и поездов?

Дилетант
Heesen Lusine Heesen Lusine

Верфь Heesen Yachts показывала две свои новые моторные яхты

Y Magazine
Дитя ночи: история Евы Ионеско, которая снимает фильмы о сексуальной эксплуатации Дитя ночи: история Евы Ионеско, которая снимает фильмы о сексуальной эксплуатации

Ева Ионеско в 11 снялась для Playboy и дебютировала в фильме для взрослых

Forbes
«Корпорация самозванцев» «Корпорация самозванцев»

Теневая экономика и коррупция в сталинском СССР — отрывок из книги

N+1
Наследники по прямой: как юное поколение распорядится капиталом в $20 трлн Наследники по прямой: как юное поколение распорядится капиталом в $20 трлн

Мир переживает самую массовую передачу капитала от одного поколения другому

РБК
Совместимость, близость и свобода: на чем сегодня строится счастливый брак Совместимость, близость и свобода: на чем сегодня строится счастливый брак

Каждый человек хоть раз задавался вопросом — зачем нам отношения?

Psychologies
Как Silent змéя приручила Как Silent змéя приручила

Кайт может служить эффективным движителем для моторных катамаранов

Y Magazine
Мотивация для похудения: 10 советов и рекомендации экспертов Мотивация для похудения: 10 советов и рекомендации экспертов

Почему для похудения так важна мотивация, где ее найти и чем вдохновиться

РБК
Физики построили модель идеального писсуара. Брызг не будет Физики построили модель идеального писсуара. Брызг не будет

Каким должен быть идеальный писсуар

ТехИнсайдер
Нет предела совершенству Нет предела совершенству

Как перфекционистам перестать все преобразовывать?

Лиза
Юрий Грымов: Юрий Грымов:

Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может

Коллекция. Караван историй
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований

Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать

Inc.
История ушанки, ставшей знаковым предметом в СССР История ушанки, ставшей знаковым предметом в СССР

Статус советского человека легко можно было определить по его зимней шапке

Maxim
Какие находки XXI век оставит археологам будущего: новая геологическая эпоха уже началась Какие находки XXI век оставит археологам будущего: новая геологическая эпоха уже началась

Залежи останков коров, кур и самих людей – это маркер целой геологической эпохи

ТехИнсайдер
Герой и правда: обязательные составляющие маркетинговой истории Герой и правда: обязательные составляющие маркетинговой истории

Рецепт хорошей маркетинговой истории

VC.RU
Дьявол под видом ботаника: как Сэм Бэнкман-Фрид всех одурачил Дьявол под видом ботаника: как Сэм Бэнкман-Фрид всех одурачил

Сэм Бэнкман-Фрид создал финансовую пирамиду и не отрицал это

Forbes
Маски долой Маски долой

Организаторам MYS стоит вспомнить, что лучшее — враг хорошего

Y Magazine
Главные вопросы секса: как и зачем Главные вопросы секса: как и зачем

Как эволюция могла породить мейоз?

СНОБ
В поисках убитого прошлого В поисках убитого прошлого

Как Алексей Герман вернул в советское кино 1930‑е годы

Weekend
Открыть в приложении