Забытые, неоцененные современниками фильмы Казахстана и Средней Азии

Правила жизниСобытия

Кино — дело тонкое: быстрый гид по фильмам Средней Азии и Казахстана

Ренат Газизов

dbd9d908a497cfc3eb34818cd444eb97_ce_1602x1000x198x0.jpg

В кинотеатрах «Иллюзион», «Пионер», Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке и в Музее кино на ВДНХ с 16 по 30 ноября проходит Второй международный фестиваль архивного кино. Показывают забытые, неоцененные современниками или считавшиеся прежде утраченными фильмы, снятые на европейских, американских киностудиях и в бывших республиках СССР. Часть программы отведена под ленты Средней Азии и Казахстана, и, поскольку «Правила жизни» этой осенью развернулись на Восток, логично было бы хоть немного изучить кинематограф этих стран. Что мы, собственно, и делаем — с помощью Рената Газизова, автора журнала о кино Ornament.

Кинематограф Центральной Азии стал развиваться после объединения союзных республик в одну большую страну с общей идеологией, но локальными особенностями. Историки кино обычно относят к этой категории фильмы, которые снимались в пяти странах: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Если же говорить о времени, то центральноазиатское кино можно разделить на три периода: советские фильмы (1919–1987), новая волна (1988–1992) и современные независимые фильмы (1992 — настоящее время). Рассказываем об одном показательном фильме из каждого и исследуем особенности кинопроизводства каждой страны.

Казахстан

Казахстанское кино началось в 1938 году, когда на экранах республики показали фильм «Амангельды» о восстании крестьян в 1916–1919 годах. Первые казахские режиссеры снимали в основном агитационные фильмы с рассказом о судьбе человека, его борьбе и духовном поиске (например, первая послевоенная картина «Песни Абая» Григория Рошаля и Ефима Арона о судьбе поэта и просветителя Абая Кунанбаева). Огромное количество исторических и производственных картин создавалось по госзаказу, так что минимальное разнообразие в кинематографе Казахстана появилось только в 1960-х годах. В перестроечный период фильмы отражали дух времени: популярными стали социальные драмы, лишенные пафоса и помпезности прошлого. Тогда же казахстанское кино начало появляться на фестивалях в Европе и обрело известность за пределами СССР. Современные фильмы значительно возросли в качестве и количестве, но, к сожалению, плохо окупаются. Создатели сетуют, что на артхаусе и серьезном кино не заработаешь. Самым плодовитым казахстанским режиссером сегодня можно назвать Адильхана Ержанова (как минимум вы слышали о его свежей картине «Голиаф», а предыдущий триллер «Штурм» получил Гран-при и приз критиков на кинофестиваля в Реймсе в этом году).

«Сказ о матери» (1963), Александр Карпов

bc18a0198310836b5f67e219a5be2e17.jpeg

Историческая драма о матери, потерявшей сына на войне. Письма с фронта — единственная ниточка между семьей и солдатом. Безграмотная мать решает избавиться от гнетущего ожидания того, пока о ее сыне расскажет кто-то из знакомых, и сама начинает обучаться чтению. Затем она становится почтальоном и разносит письма с фронта соседям, пытаясь утешить других матерей.

«Сказ о матери» считается одним из лучших фильмов Казахстана и отмечен множеством наград: Государственной премией КазССР, премией за лучшую женскую роль на Первом Всесоюзном кинофестивале и почетным дипломом на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1964 году.

«Тень завоевателя / Гибель Отрара» (1991), Ардак Амиркулов

2700247d0442e33e3716e822d21bc0fe.jpeg

Историческая драма о противостоянии хитрого лазутчика Унжу воинству Чингисхана. События фильма развиваются в начале XIII века, когда Чингисхан захватывает Отрар — древний город, с которого начиналось казахское государство. Один из воинов Хорезмского ханства тайно пробирается в стан монголов и за семь лет проходит путь от раба до тысячника, чтобы выведать все секреты Чингисхана.

В фильме Ардака Амиркулова стоит отметить батальные сцены, декорации и костюмы. За роль Унжу Дохдурбек Кыдыралиев получил приз в номинации «Лучшая мужская роль» на «Кинотавре» в 1992 году. На международном кинофестивале в Монреале «Тень завоевателя» получила премию ФИПРЕССИ.

«Уроки гармонии» (2013), Эмир Байгазин

70ccf17ffd73fff2c820e54a55278dd2.jpg

Школьная драма о подростке, который проходит через унижения. Во время медосмотра одноклассники начали издеваться над тринадцатилетним Асланом, а позже объявили его изгоем. Мальчик впадает в депрессию, у него начинается расстройство личности, что приводит к непредсказуемым последствиям. Фильм Эмира Байгазина вошел в основную программу Берлинале в 2013 году и получил «Серебряного медведя» за выдающееся художественное произведение. В том же году «Уроки гармонии» были удостоены Гран-при на фестивалях в США, Словакии, Бразилии, Швейцарии, России и других призов.  

Кыргызстан

В 1930-е годы съемочные группы из союзных республик часто посещали Киргизскую ССР из-за прекрасной натуры. Пока одни снимали, другие показывали кино — по городам республики передвигались мобильные кинотеатры, демонстрировавшие популярные тогда фильмы. Официально кино появилось в Кыргызстане в 1941 году с указом о создании Фрунзенской студии кинохроники, которая позже стала называться «Кыргызфильм».

Первый фильм студии «Салтанат» вышел в 1955 году. Это драма о девушке-зоотехнике из высокогорного колхоза, которая чуть не погибла в снежной буре. По-настоящему киргизский кинематограф расцвел в 1960-е, когда в республику вернулись молодые режиссеры, получившие высшее образование в лучших университетах Советского Союза — например, выпускники ВГИКА Болот Шамшиев, Мелис Убукеев, Геннадий Базаро. В год выходило от пяти до десяти фильмов, полностью снятых в Кыргызстане. Тогда же зародился феномен локального кино, который позже, в 1970-х, назвали «кыргызским чудом». Под это определение подпадали фильмы о степном народе, снятые молодыми режиссерами. Фильмы Кыргызстана начали завоевывать популярность не только в СССР, но и за границей, а в 1977 году на «Кыргызфильме» открылась студия анимации. Распад СССР почти похоронил киноиндустрию, производство новых фильмов в Кыргызстане снизилось в несколько раз. Сегодня кинематограф медленно, но верно продолжает восстанавливаться, среди главных тем — различия в образе жизни городских и сельских жителей, вопросы национального самоопределения, социальные потрясения и тревоги простых людей.

«Выстрел на перевале Караш» (1968), Болотбек Шамшиев

78d924d8571c307f36595a37e9b4605c.jpg

Восточный вестерн (истерн) о мести раба своему хозяину. Киргизия, начало ХХ века, бедный житель высокогорной деревни Бахтыгул вынужден выполнять преступные приказы своего господина (мирзы) Жарасбая. Вскоре преданный Бахтыгул попадает в тюрьму, из которой бежит и возвращается в родные места отомстить Жарасбаю.

Болотбек Шамшиев экранизировал повесть казахского классика Мухтара Ауэзова «Событие на Кара-Караш». На IV Всесоюзном кинофестивале в Минске фильм получил первый приз и премию. Также «Выстрел на перевале Караш» отметили жюри VIII Смотра-соревнования кинематографистов Средней Азии и Казахстана: приз «Горный орел», дипломы первой степени и за лучшую мужскую роль.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Антидворянец: уроки коллекционирования Алексея Бахрушина Антидворянец: уроки коллекционирования Алексея Бахрушина

Слухи и сплетни столетней давности: об известном коллекционере Бахрушине

Правила жизни
Закриптованный: как молодой миллиардер Сэм Бэнкман-Фрид разорил биржу FTX Закриптованный: как молодой миллиардер Сэм Бэнкман-Фрид разорил биржу FTX

Как Сэм Бэнкман-Фрид в одиночку подорвал доверие ко всем криптовалютным биржам

Правила жизни
«Жизнь превращается в ад»: 6 фильмов и сериалов об эмоциональном насилии «Жизнь превращается в ад»: 6 фильмов и сериалов об эмоциональном насилии

Манипулятивные приемы из фильмов и сериалов

Psychologies
Кто кому мама: 4 роли, которые играют дети в семье инфантильных родителей Кто кому мама: 4 роли, которые играют дети в семье инфантильных родителей

К чему приводит путаница детских и родительских ролей?

Psychologies
Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть

Как научиться трезво оценивать свой список задач и успевать намного больше?

Psychologies
Одиночество как табу: почему фильм «Эмили» отказывает своей героине в независимости Одиночество как табу: почему фильм «Эмили» отказывает своей героине в независимости

Каким получился биографический фильм «Эмили» об авторе «Грозового перевала»?

Forbes
Школа не учит свободе выбора: как в образовании работают гендерные стереотипы Школа не учит свободе выбора: как в образовании работают гендерные стереотипы

Почему учителя воспроизводят гендерные стереотипы?

Forbes
Чеки особого назначения Чеки особого назначения

Ваучерной приватизации в России — 30 лет

Деньги
Codecasa 43 Boji Codecasa 43 Boji

Каждая яхта Codecasa уникальна, как произведение искусства и как ее владелец

Y Magazine
Родитель года: почему вставать на сторону ребенка нужно не всегда Родитель года: почему вставать на сторону ребенка нужно не всегда

Все родители любят своих детей. Хорошо, почти все. Очень и очень многие

Maxim
Как читать метафорические карты? Представляем новую колоду и рассказываем принципы работы с ней Как читать метафорические карты? Представляем новую колоду и рассказываем принципы работы с ней

Новая авторская колода метафорических карт «Сад царевны»

Psychologies
Недооцененные прелести секса Недооцененные прелести секса

Сегодня мы ищем ответ на вопрос «Зачем нужен мейоз?»

СНОБ
Грабеж, обман, обогащение: 10 фильмов про мошенников и аферистов Грабеж, обман, обогащение: 10 фильмов про мошенников и аферистов

Лучшие художественные фильмы талантливых, но опасных людей

Forbes
Неосторожный пост в соцсетях может погубить вашу репутацию. Вот несколько правил безопасности Неосторожный пост в соцсетях может погубить вашу репутацию. Вот несколько правил безопасности

Соцсети размывают границу между нашей личной и профессиональной жизнью

Psychologies
Непокорный хан Кучум Непокорный хан Кучум

Как победитель Ермака предпочел почетному плену смерть в изгнании

Вокруг света
Праздник жизни Праздник жизни

Новый проект Татьяны Мироновой впечатляет искрящейся витальностью

SALON-Interior
Не так вредно, как кажется Не так вредно, как кажется

6 неожиданных причин есть макароны как можно чаще

Лиза
Неправильный прикус, морщины на лбу Неправильный прикус, морщины на лбу

Неочевидные бьюти-дефекты из-за плоскостопия

Лиза
«Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте «Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте

Главное из интервью серийного предпринимателя Антона Гладкобородова

VC.RU
Танцевальная чума: как танец убивал людей и поднимал демографию Танцевальная чума: как танец убивал людей и поднимал демографию

Танцевальная чума 1518 года

ТехИнсайдер
Ревность, подозрительность и гиперопека: 8 признаков паранойи — проверьте себя Ревность, подозрительность и гиперопека: 8 признаков паранойи — проверьте себя

По каким признакам определить параноидальное расстройство личности?

Psychologies
Страшная песенка про пять минут Страшная песенка про пять минут

Почему часы — атрибут смерти и воплощение быстротечности жизни?

Вокруг света
Александра Флоринская. Неправильная актриса Александра Флоринская. Неправильная актриса

Думаю, в моем случае судьбы артистки трудно было избежать

Караван историй
Грядки растут вверх Грядки растут вверх

Вертикальные фермы расширяют экспансию в регионы

Агроинвестор
«В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера «В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера

Почему театр — это идеологическое поле и почему во главе должен стоять режиссер

Forbes
Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами

В чем актуальность ценностей, изъятых 100 лет назад из буддийских монастырей?

Forbes
Каменный цветок Каменный цветок

Монохромный минималистичный интерьер от студии DKart

SALON-Interior
14 признаков настоящей дружбы: проверьте себя 14 признаков настоящей дружбы: проверьте себя

Ученые попытались разложить дружбу на составляющие

Psychologies
Токсичная, атакующая, жертвенная мать: как поведение родителей отпечатывается на нас Токсичная, атакующая, жертвенная мать: как поведение родителей отпечатывается на нас

Отрывок из книги «Материнский сценарий» — о том, как примириться с родителями

Forbes
Нет предела совершенству Нет предела совершенству

Как перфекционистам перестать все преобразовывать?

Лиза
Открыть в приложении