«Цветов у тебя не будет никогда, но колбасы и всего остального — сколько угодно»

Коллекция. Караван историйКультура

Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами»

«Жора всегда брал саксофон с собой, даже в отпуск. Помню, в каком-то гостиничном номере, чтобы никому не мешать своей игрой, он вошел... в шкаф и там немножко позанимался».

Беседовала Елена Цыганкова

Фото: Игорь Гаврилов/из архива Н. Гаранян

Георгий Арамович часто заканчивал свои концерты знаменитой джазовой пьесой «Караван». И объявлял он ее всегда одинаково: «Какая песня без баяна, какой же джаз...»

— Без Гараняна!

— Да, зал всегда хором заканчивал эту фразу именно так, хотя подразумевалось: без «Каравана». А действительно, какой же джаз без Гараняна?

— Ну какой джаз... Отвечу не как жена Георгия, а как журналист, который всю жизнь писал и снимал телесюжеты о культуре: роль Гараняна в советском джазе огромна. Когда-то я спросила его: «Что ты считаешь самым важным из того, что сделал?» И он, знаменитый музыкант, создавший три прекрасных биг-бенда и легендарный ансамбль «Мелодия», композитор, чья музыка звучит в «Покровских воротах» и других любимых миллионами фильмах, непревзойденный виртуоз-саксофонист, сказал: «Может быть, учебник?»

— О каком учебнике речь?

— Гаранян написал учебник по аранжировке, по которому учатся все джазовые музыканты. Это реальный бестселлер. И представляете, этот уникальный учебник написал человек без музыкального образования! Ведь Георгий — инженер, окончил Станкин по специальности «Приборы точной механики».

— Но вклад Георгия Гараняна, конечно же, неизмеримо больше, чем учебник по джазовой аранжировке...

— Конечно. Процитирую слова Владимира Чижика, гениального джазового трубача, друга Георгия. Он говорит, что Жора всю страну научил играть свинг (это такое направление в джазовой музыке). «Мы не понимали, почему у нас это не получалось, — говорит Чижик. — А Жора благодаря своим математическим мозгам во всем разобрался, пришел в оркестр и сказал: «Я все понял: трубы играют так, тромбоны — так, а саксофоны — вот так!» И действительно, все сразу получилось! «Но самое главное, — продолжает Чижик, — это то, что Гаранян стал писать аранжировки в этом формате. Теперь все было в нотах, и любой джазовый музыкант мог легко свинговать».

— Ох, в какие музыкальные дебри мы забрались! Давайте выбираться! Вот в 70—80-е годы огромной популярностью у нас в стране пользовался инструментальный ансамбль «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна. Это же «Мелодия» записала пластинку Владимира Высоцкого, ставшую легендарной?

— Да, и Андрея Миронова с песнями Яна Френкеля. И Александра Калягина с песенками кота Леопольда. И еще многих-многих других музыкантов и артистов. Алексей Рыбников говорил мне, что он ходил по кабинетам и выколачивал для записи «Мелодию» и только «Мелодию» — тогда все хотели записываться именно с ней, потому что знали, что это гарантированное качество.

Музыка в исполнении ансамбля «Мелодия» звучит в огромном числе кинофильмов — «31 июня», «Романс о влюбленных» — всех не перечесть. Но уникальность «Мелодии» прежде всего в том, что она стала исполнять музыку советских композиторов в джазовой обработке. Это было, можно сказать, рождением нового направления в джазе.

Большой зал консерватории. Георгий Гаранян с возрожденным ансамблем «Мелодия», 2006 год. Фото: из архива Н. Гаранян

— Нелли, а Георгий Арамович застал те времена, когда джаз в нашей стране считался чуждым, инородным для советского человека искусством? «Сегодня он играет джаз, а завтра — Родину продаст!» — под этим лозунгом с джазом неутомимо боролись...

— Застал, конечно! Жора рассказывал, как, когда он учился в Станкине и играл в студенческом оркестре, ребят вызывали в комитет комсомола и на полном серьезе угрожали: «Мы вам саксофоны-то разогнем!» Это ж надо было додуматься до такого! Жора помнил, как в газете «Правда» писали: «Пагубный пример утери самостоятельности показывают эти стиляги, которые идут на поводу у западной культуры...» Это все было при нем. И поэтому, когда я недавно прочитала интервью молодого музыканта, который утверждает, что «запрет джаза в СССР — это миф», я подумала: «Ну а ты-то откуда это можешь знать?»

Так что «Мелодия» не зря родилась! Если бы джаз не запрещали, может, Георгию и не пришла бы в голову такая мысль, что надо играть советскую, всенародно любимую музыку, но... в джазовой обработке. А знаете, как появился ансамбль «Мелодия»? Это же произошло после разгона эстрадного оркестра под управлением Вадима Людвиковского, в котором Жора работал саксофонистом и вторым дирижером. Это был один из самых ярких оркестров нашей страны. Но его закрыли и уволили всех музыкантов. Композитор Матвей Блантер, автор песни «Катюша», пытался защитить оркестр, пошел к Сергею Лапину, главе Гостелерадио, старался его убедить: «Это же такой хороший оркестр! Его даже Би-би-си передает!» — «Вот поэтому они нам и не нужны!» — отрезал Лапин. Тогда музыкантам стало понятно, что джаз никогда не будет «любимым ребенком» у нас в стране, что в любой момент могут снова полностью закрутить гайки. И чтобы в этих условиях все-таки продолжать играть джаз, Гаранян и Чижик создали новый ансамбль из числа музыкантов оркестра Людвиковского. И они стали исполнять любимую советскую музыку в джазовом ключе. И первая же выпущенная ими пластинка разлетелась тиражом в четыре миллиона экземпляров. На заре создания ансамбля Чижик говорил: «Знаешь, Жора, у меня такая мечта — вот мы с тобой идем, например, по Новосибирску или по Костроме летом, окна распахнуты, и оттуда звучит наша музыка». И ведь они это сделали! Так потом и было. Музыка в исполнении ансамбля «Мелодия» действительно гремела из всех радиоприемников и телевизоров.

— И все-таки как же так получилось, что человек без музыкального образования стал выдающимся музыкантом?

— А потому, что Георгий был очень устремленным. Как он сам говорил, ставил перед собой цели и их реализовывал. Сначала захотел стать музыкантом, саксофонистом. Стал. Потом — дирижером. Стопроцентное попадание! Затем — композитором, аранжировщиком. Причем вот именно в такой последовательности, потому что Жора считал, что аранжировщика не бывает без композитора. И опять все получилось. Причем каждый раз Георгий устанавливал себе самую высокую планку — иначе не мог. А однажды Жора мне сказал: «Слушай, а все музыканты признают, что я музыкант другого уровня». Я говорю: «Признают, несомненно, иначе как бы ты руководил оркестром?»

Нелли Гаранян, Бенни Голсон, Георгий Гаранян и Валерий Пономарев, начало 2000-х годов. Фото: Александр Забрин/из архива Н. Гаранян

— А причем тут был Станкин, технический вуз, если Георгий Арамович хотел стать музыкантом?

— Георгий поступил туда исключительно ради своего отца, инженера, потому что очень уважал и почитал его. Это отец сказал ему: «Надо получить настоящую профессию, а потом занимайся чем хочешь». Он видел интерес сына к музыке, но не воспринимал это всерьез, считая напрасной тратой времени. Жору поддержала мама. Однажды она пошла к соседке, учительнице музыки, и попросила: «Можешь позаниматься с Жорой?» Та сказала, что у нее совсем нет времени. Тогда мама Жоры предложила: «А давай я тебе компенсирую твое время? Есть что-то, что ты не любишь делать дома?» — «Белье не люблю стирать», — сказала соседка. На том и договорились: пока Жора занимался с учительницей фортепиано, мама стирала белье. Но занятия быстро закончились, потому что он не хотел играть гаммы. Выучил сразу «Венгерскую рапсодию» Листа и «переиграл» руки. Учительница сказала: «Музыкантом тебе не быть!»

А джазом Жора заболел, посмотрев американский фильм «Серенада солнечной долины», где играет знаменитый биг-бенд Гленна Миллера. Жора ходил на этот фильм семь раз — так ему понравилась музыка! Тогда он понял, что хочет играть только джаз. Поэтому в Станкине первым делом создал музыкальный ансамбль, где сам играл на клавишах. А когда Жора принес домой саксофон и стал на нем заниматься, отец чуть не выгнал сына из дома. Но, как обычно, на помощь пришла мама Жоры.

— Георгий Арамович говорил вам, почему он выбрал именно саксофон?

— Счастливое стечение обстоятельств. Староста группы попросил Георгия отнести саксофон в починку. Жора отнес, потом пришел забирать инструмент из ремонта, дунул, чтобы посмотреть, как починили, и ему это понравилось. Так все и началось. Джаз, который играли в Станкине будущие инженеры, пользовался огромной популярностью не только в своем институте. Туда приходили послушать музыку и потанцевать студенты со всей Москвы. А потом Жора окончил институт, получил «настоящую» профессию, как хотел его отец, и пошел... в Москонцерт. Саксофонистом. Работал в разных ансамблях — начал с Эдит Утесовой, а потом пошел в ЦДРИ к Юрию Саульскому, в оркестр «Первый шаг».

— Как легко у него все получилось!

— Это только так кажется. На самом деле за этим стоял огромный труд и упорство Георгия. Он рассказывал, как, занимаясь часами, разбивал губы в кровь и подстилал, спасая пол, газетку. Как дирижер однажды сказал ему после репетиции: «А завтра можешь не приходить, у нас концерт». «И я понял, — сказал Жора, — что на репетициях я играть мог, а вот на концерт меня не зовут, потому что там будут играть только мастера». И он стал заниматься еще больше. В какой-то момент отчаялся, решил, что у него ничего не выйдет, бросил занятия. Но через неделю все-таки не выдержал, взял саксофон — и звук пошел, полился так, как ему хотелось.

Георгий Гаранян, 2005 год. Фото: Игорь Гаврилов/из архива Н. Гаранян

— А в те годы, наверное, купить саксофон было непросто?

— Вот этого я не знаю. Но то, что к инструменту своему он относился очень трепетно, — это я видела. Долгое время Георгий не давал мне даже прикоснуться к его саксофону. Жора очень любил играть, но никогда не мучил своими репетициями соседей. Помню, как мы ехали в лифте вместе с соседкой, и Жора спросил у нее: «Надеюсь, я не очень шумлю?» — «Вы очень мало шумите, — с сожалением сказала она. — Мне жалко, что я живу за три этажа от вас. Вот соседям, которые живут выше, повезло больше».

И надо сказать, что обычно Жора занимался очень мало, так, дунет пару раз — и все. Но он всегда брал саксофон с собой, даже в отпуск. Помню, в каком-то гостиничном номере, чтобы никому не мешать своей игрой, он вошел... в шкаф и там немножко позанимался. Был и еще один способ никого не беспокоить: Жора мог заниматься без инструмента, только с одним мундштуком — чтобы губы не теряли упругость, чтобы дыхание сохранялось.

— На каком саксофоне играл Гаранян? Это же имеет огромное значение для музыканта-профессионала.

— Георгий коллекционировал саксофоны, и каждый из них (а он играл на всех) имел большую ценность. Одному — более ста лет, он 1904 года выпуска, это американский инструмент фирмы Conn, редчайшая вещь. Сейчас все пять саксофонов Гараняна находятся в Российском национальном музее музыки. Их все можно будет увидеть на выставке, которую готовит музей к 90-летию Георгия — оно широко будет отмечаться в этом году.

Фото: из архива Н. Гаранян

— Джаз — это огромная, но все-таки часть жизни Георгия Арамовича. Расскажите, пожалуйста, о его работе в кино.

— Георгий был дирижером Государственного оркестра кинематографии. Он записал музыку более чем к двумстам фильмам. К «Иронии судьбы...», например. А в «Бриллиантовой руке» Андрей Миронов танцует на палубе под саксофон Гараняна. Как отрицательный персонаж, замечу. И в мультике «Ну, погоди!» в одной из серий тоже звучит саксофон Георгия и уже упомянутая джазовая пьеса «Караван». Надо сказать, в советских фильмах и мультфильмах отрицательных персонажей всегда озвучивали джазом. Но вообще оркестр кинематографии был не джазовым, а симфоническим. И Георгий как-то сказал: «Я был единственным в мире дирижером симфонического оркестра без музыкального образования». Кстати, вспомнилась одна смешная история, мне рассказал ее не Георгий, а человек, который был участником той же телепередачи. Прямой эфир был посвящен теме музыкального образования. Позвали Гараняна, мэтра джаза, о теме его не предупредили. Он пришел. Начался эфир. И ведущая к нему обращается с вопросом: «А что вы думаете о музыкальных школах, Георгий Арамович?» И Гаранян чуть не завалил всю передачу. «А зачем они нужны? — сказал он. — Если человек захочет учиться музыке, он и сам выучится, вот как я, например». Представляете, что было с ведущей? Она не знала, как вырулить из этой ситуации!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
Как убедиться, что фотографии действительно удалены с телефона Как убедиться, что фотографии действительно удалены с телефона

Как сделать так, чтобы личные фотографии не вернулись из цифровой могилы

ТехИнсайдер
Кого на самом деле всю жизнь любила Клавдия Шульженко Кого на самом деле всю жизнь любила Клавдия Шульженко

«Я это исполнять не буду. Что за платочки? Банально, приторно!»

Коллекция. Караван историй
Без оглядки на маму: почему незавершенная сепарация вызывает чувство вины Без оглядки на маму: почему незавершенная сепарация вызывает чувство вины

Как избавиться от чужих сценариев и построить здоровые отношения с родителями?

Forbes
Русская сказка. П. Аксенов Русская сказка. П. Аксенов

Ювелир, атлет, алтарник и распорядитель балов Петр Аксенов пережил ребрендинг

Собака.ru
Постотпускной синдром Постотпускной синдром

Почему можно впасть в депрессию после отдыха и что с этим делать

Лиза
Максим Никулин. Под счастливой звездой Юрия Никулина Максим Никулин. Под счастливой звездой Юрия Никулина

Максим Никулин — о своем отце Юрии Никулине и судьбе, переплетенной с цирком

Коллекция. Караван историй
Что вытворяют тарантулы во время стресса и какой вид смертельно опасен для человека: 50 шокирующих фактов о пауках Что вытворяют тарантулы во время стресса и какой вид смертельно опасен для человека: 50 шокирующих фактов о пауках

Пауки не только устрашающе выглядят, но и полны загадок

ТехИнсайдер
Выбраться из сетей Выбраться из сетей

Типичные ситуации агрессивного поведения взрослых и детей: как их решить?

Psychologies
Нейтроны нарушили неравенство Леггетта — Гарга Нейтроны нарушили неравенство Леггетта — Гарга

Нейтроны подтвердили свою квантовую природу

N+1
От модели до CEO: как Брук Шилдс основала собственный бьюти-бренд для зрелых женщин От модели до CEO: как Брук Шилдс основала собственный бьюти-бренд для зрелых женщин

Брук Шилдс о том, как она решилась начать новую карьеру — в бизнесе

Forbes
Вы невнимательны, и это совершенно нормально. Почему? Вы невнимательны, и это совершенно нормально. Почему?

С возрастом мы теряем способность к концентрации внимания. В чем же причина?

Psychologies
Суздаль — город крепкий: мэр города Алиса Бирюкова Суздаль — город крепкий: мэр города Алиса Бирюкова

Суздаль: о программе к юбилею, постоянном благоустройстве, местных жителях

СНОБ
«Это ЗИЛ?!» Как советские инженеры изобретали совершенный вездеход «Это ЗИЛ?!» Как советские инженеры изобретали совершенный вездеход

Машины, по проходимости которым не было бы равных

ТехИнсайдер
Миссия выполнима Миссия выполнима

В песнях ST (Александра Степанова) очень много любви

OK!
«Славянская нечисть. От природных духов и вредоносных сущностей до гостей с того света» «Славянская нечисть. От природных духов и вредоносных сущностей до гостей с того света»

«Славянская нечисть»: чем опасна полудница

N+1
Последние роли Орловой, Гурченко, Мордюковой и других великих советских актрис Последние роли Орловой, Гурченко, Мордюковой и других великих советских актрис

Мы решили вспомнить фильмы, которые стали для артисток последними

VOICE
Три митрополита Три митрополита

Роль церкви в период правления Ивана Калиты

Дилетант
Нобелевские премии по физике в контексте истории Нобелевские премии по физике в контексте истории

Как Карл Озеен сделал все, чтобы Эйнштейн получил заслуженную Нобелевскую премию

Наука и жизнь
Что такое станция техобслуживания автомобилей, и какие работы проводят Что такое станция техобслуживания автомобилей, и какие работы проводят

Все о станциях техобслуживания: виды, какие работы проводят

РБК
Лоскутное одеяло: в стиле пэтчворк Лоскутное одеяло: в стиле пэтчворк

Как создать лоскутные украшения дома из обрезки старых тканей?

КАНТРИ Русская азбука
Кого поставить в угол Кого поставить в угол

Взрослые глазами детей: у них тоже есть к нам обоснованные претензии!

Лиза
За невидимым щитом За невидимым щитом

Как защититься от космической радиации, чтобы летать к другим планетам?

ТехИнсайдер
Крым: как устроить человеческое житьё Крым: как устроить человеческое житьё

Летом 1920 года в Крыму царил осторожный оптимизм

Дилетант
Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся» Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся»

Виталий Алтухов о тонкостях профориентации и карьерного трека

РБК
5 способов укрепить свой внутренний стержень 5 способов укрепить свой внутренний стержень

Как развивать внутреннюю опору, которая поможет справляться с трудностями

Psychologies
4 признака, что отправляться в совместное путешествие с человеком не стоит 4 признака, что отправляться в совместное путешествие с человеком не стоит

Иногда стили отдыха даже самых близких людей не совпадают, и это нормально

Psychologies
Эмоциональный инцест: 4 признака, что вы слишком близки с ребенком Эмоциональный инцест: 4 признака, что вы слишком близки с ребенком

Где та грань, за которой близость с родителями становится нездоровой?

Psychologies
Почему люди из Азии пахнут иначе? Вот как мутация одного гена повлияла на их тела! Почему люди из Азии пахнут иначе? Вот как мутация одного гена повлияла на их тела!

Ген ABCC11 сильно влияет на запах тела у представителей разных этнических групп

ТехИнсайдер
Приручить внутренних драконов: советы для любителей спорить и бездумно говорить «да» Приручить внутренних драконов: советы для любителей спорить и бездумно говорить «да»

Проверенные стратегии для укрощения «драконов» — вредных ментальных привычек

Forbes
Открыть в приложении