То, что ей пришлось пережить со мной, мало какая жена выдержит!

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена»

«Еще вопрос, чей характер круче — у меня или у Лады. То, что ей пришлось пережить со мной, мало какая жена выдержит! Ладе постоянно звонили, доставали ее прямыми угрозами», — рассказывает легенда мирового хоккея Вячеслав Фетисов.

Серго Кухианидзе

Фото: В. Белоусов/ТАСС

Вячеслав, не так давно на церемонии награждения лучших российских ученых вы заметили: «Мы так хорошо играли в хоккей потому, что хорошо учились». Странная, согласитесь, для большинства людей фраза. Ведь в представлении обывателей спортсмен — это гора накачанных мышц, не более. Говорят же, сила есть — ума не надо. Объясните, насколько важен интеллект в спорте?

— Геракла представляешь? Он, согласно древней мифологии, напомню, не только совершал известные подвиги, но и считался основателем Олимпийских игр, в которых в Древней Греции участвовали такие ребята, как Сократ, Аристотель, Гиппократ, Демокрит, Демосфен, Платон. Причем все эти величайшие умы — философы, врачи, государственные деятели, ораторы — не только принимали участие в разных спортивных состязаниях того времени, но и становились олимпийскими чемпионами. У кого-нибудь язык повернется уничижительно обозвать всех их горой накачанных мышц?

Да, у нас многие боксеры, штангисты, хоккеисты, футболисты получали ученые степени, звания, возглавляли не только кафедры, но и высшие учебные заведения.

Кстати, сам я всегда хорошо учился. Знаешь, как было приятно, когда после одного выступления перед студентами МГУ ко мне подошла девушка и говорит: «Вячеслав Александрович, я правнучка Марии Андреевны, директора школы № 244, в которой вы учились. Прабабушка жива, передает вам привет». Мария Андреевна, помню, мне постоянно говорила: «Эх, Фетисов, из тебя мог бы получиться большой ученый, физик, математик!» Я ей после этих слов всегда при встречах отвечал: «Ну, Мария Андреевна, из меня что-то все же получилось!» (Улыбается.)

Словом, как остроумно заметил однажды легендарный Пеле: «Играют ногами, а выигрывают головой!» Стив Джобс, создатель всемирно известной компании Аpple, любил повторять фразу, сказанную как-то знаменитым канадским хоккеистом Уэйном Гретцки, что бежать надо не в ту сторону, где находится шайба, а туда, где она окажется через секунду.

Без головы худо, чем бы человек ни занимался. Только образование расширяет кругозор, заставляет мозги шевелиться, быть сообразительным, смекалистым, креативным в любой деятельности, в любых ситуациях. При этом, конечно, стремиться надо к гармонии, чтобы все было красиво — и душа, и тело.

С дедом Максимом Степановичем, 1958 год. Фото: В. Набоков/из архива В. Фетисова

— Как тут не вспомнить систему спортивных школ, существовавшую в Советском Союзе, где детям были созданы оптимальные условия и для учебы, и для тренировок. Я выпускник одной из таких школ — № 704 при ЦСКА, которую в разное время окончили хоккеисты Павел и Валерий Буре, Миша Васильев, фигуристки Елена Водорезова, Маша Бутырская. Вообще среди бывших учеников нашей школы более 80 призеров Олимпийских игр, мировых и европейских чемпионатов. Так вот, никогда не забуду, что, если ты не успевал по каким-то предметам, тебя не допускали до тренировок!

— Верно, это был очень важный воспитательный момент, продиктованный прежде всего заботой о подрастающем поколении, его духовном и физическом здоровье. Что, по сути, должно быть наиглавнейшей заботой государства. Сильную страну могут создать только здоровые, крепкие люди.

Сегодня детские спортивные школы в том формате, конечно, не возродить, но использовать принципы, которые лежали в их основе, можно и нужно. Я это стараюсь делать в «Хоккейной академии Фетисова», что открыл в Домодедове. Мальчишек у нас не мучают требованиями результата, которого надо добиться любой ценой. Они растут, наслаждаясь и спортом, и своим детством.

Но есть и другая история. Сейчас в России имеется большое количество спортивных объектов, которые соответствуют современным требованиям. Все, что нужно сделать, — наполнить их смыслом. Речь идет о разработке методик подготовки спортсменов, системы спортивных соревнований, определения соответствующего социального статуса, зарплат учителя физкультуры, детского тренера. Спорт вообще, а детско-юношеский особенно, — это социальный феномен, к которому общество должно очень серьезно относиться.

Медицинские исследования, к слову, доказали, что у детей, занимающихся спортом, к 13 годам вырабатывается иммунитет ко всякого рода вредным привычкам — табаку, алкоголю, наркотикам. Не говоря уже о том, что у них вырабатывается характер, сила воли. Откуда возьмется здоровье, если ребенок, да и, чего греха таить, взрослые люди сегодня без конца зависают в гаджетах? Не потому ли появляются демографические ямы?

Родители Александр Максимович и Наталья Николаевна Фетисовы, 1958 год. Фото: В. Набоков/из архива В. Фетисова

«Массовость рождает мастерство» — в советские времена это был не просто лозунг, а реальность. Миллионы людей самого разного возраста занимались физической подготовкой, участвовали в спартакиадах по различным видам спорта, в коллективах, где они работали, учились, сдавали нормы ГТО. И все это не для того, чтобы стать олимпийскими чемпионами, а чтобы, как говорится, в здоровом теле был здоровый дух. С другой стороны, именно благодаря той массовости наш спорт взлетел на недосягаемую высоту — нам не было равных практически ни в одном виде спорта, наш гимн звучал по всей планете.

Неудивительно, что с развалом СССР сдавать позиции начал и отечественный спорт. В течение 15 лет, например, с 1993-го по 2008-й, российские хоккеисты не могли выиграть ни одного чемпионата мира. К сожалению, в то время наступил момент, когда, как я говорю, для многих игроков собственная фамилия на спине хоккейного свитера стала важнее названия страны, написанного большими буквами на груди.

Вячеслав Фетисов и Анатолий Тарасов. Фото: В. Родионов/РИА Новости

— Что было важно для вас, мы хорошо знаем: слезы наших мальчишек, болельщиков, которых вы, выходя на лед, не хотели огорчить, — вот что имело значение. Во всяком случае, именно так вы напутствовали как тренер российских хоккеистов перед вашим матчем плей-офф с чехами на Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк-Сити, верно?

— Да, выйдя из раздевалки, я увидел, что на трибунах сидят (по разные стороны, разумеется) жены наших и чешских хоккеистов со своими детьми.

Тогда у меня и родилась фраза, которую я произнес перед выходом наших ребят на лед: «Если вы не хотите после окончания матча увидеть слезы своих детей, надо побеждать!»

Понимаешь, психология в современном хоккее при всех равных профессиональных качествах дает тренеру то самое преимущество, что сказать, как сказать и когда сказать, чтобы настроить свою команду. Как бы то ни было, но сборная России ту игру у чехов выиграла со счетом 1:0. (Улыбается.)

— В 1998 году, 27 лет назад, в возрасте 40 лет вы ушли из профессионального хоккея. Трудно было расставаться с любимым делом?

— Конечно, умение вовремя закончить карьеру тоже требует от спортсмена большого мастерства, это, если хочешь, искусство. Считаю, что я все сделал правильно, хотя хотелось еще поиграть. Я ждал предложения от клуба НХЛ Detroit Red Wings, за который тогда выступал, с которым за четыре года выиграл два Кубка Стэнли. Оно поступило, но меня не устроило.

Параллельно меня бомбил просьбами Лу Ламорелло, генеральный менеджер New Jersey Devils, чтобы я встал на лавку, стал тренером этой команды. В итоге он меня убедил. Руководить такой крутой командой НХЛ, признаюсь, было во стократ труднее, чем играть. Мой рабочий день, можно сказать, не заканчивался. Я пахал, как папа Карло, сутками напролет.

Но мы не только за четыре года выиграли Кубок Стэнли. Главное, я как менеджер приобрел бесценнейший опыт, который позже, когда возвратился на родину, мне очень помог.

Думаю, без него не стал бы успешным во всех ипостасях, связанных в дальнейшем с моей деятельностью в государственных структурах России. В большой политике в общей сложности к сегодняшнему дню я нахожусь уже 23 года. Сначала трудился на посту министра спорта, затем сенатора, позже, девять лет назад, начал работать в Государственной думе, где в настоящее время являюсь первым заместителем председателя Комитета Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.

Вячеслав Фетисов (в центре) с Валерием Харламовым и Виктором Тихоновым. Фото: В. Набоков

— Лу Ламорелло вообще сыграл в вашей жизни, возможно, одну из ключевых ролей. Но познакомил вас с ним, насколько знаю, Стас Намин?

— Нет, хотя Стас знал Ламорелло, они пересекались в Штатах по делам, связанным с его группой «Парк Горького», которую он тогда раскручивал. Вообще, Стас — мой очень близкий друг, товарищ, я ему очень благодарен за то, что он мне чрезвычайно помог на этапе, когда надо было оформлять все необходимые контракты, подписывать документы для выезда за океан, что тогда было делом прямо-таки адским.

В поле же зрения Ламорелло я попал в начале 80-х годов, когда хозяин этого клуба доктор Джон Макмаллен выбрал меня на драфте НХЛ. У Макмаллена были очень хорошие связи с людьми из высшего эшелона советской власти, и он горел желанием, чтобы первый хоккеист из СССР в НХЛ появился непременно в его команде.

— Отсюда начинается почти детективная история в вашей жизни, не правда ли? Понимая, что Фетисову никто из СССР уехать не позволит, Ламорелло предлагал вам даже бежать из страны?

— Да, как-то во время нашей очередной встречи в Нью-Йорке (ЦСКА находился тогда в США, где участвовал в Суперсерии клубных команд) Лу пригласил меня в ресторан, где во время ужина сказал: «Слава, из Советского Союза тебя никто никогда не отпустит. Поехали, я покажу тебе твою машину, твой дом... Подписывай контракт и оставайся, а спустя время мы перевезем в Штаты и твою семью».

Однако я ответил: «Нет, Лу, вези меня обратно в гостиницу. Я не убегу из своей страны. Не имею права этого сделать ни по моральным, ни по этическим, ни по мужским, ни по каким бы то ни было еще причинам. Я не хочу быть предателем. Я слишком ценю своих родителей и уважаю свое имя». Лу все понял и обнял меня. В Москву потом, пока все не разрешилось, он звонил мне каждый день. Неудивительно, что, подписав прямой контракт с New Jersey Devils, я тут же купил для детско-юношеской хоккейной школы ЦСКА, которая воспитала меня, всю экипировку, от шлемов до коньков, а также подарил два автобуса детским домам.

Команда хоккейной школы ЦСКА. Вячеслав Фетисов — второй справа, рядом с тренером
Юрием Чабариным, конец 60-х годов. Фото: из архива В. Фетисова

— Все те мытарства, через которые вам пришлось пройти, чтобы подписать тот прямой контракт с клубом НХЛ, наверное, вспоминаете сегодня, как жуткий сон?

— Сон? Да я все вижу, будто это случилось вчера. Чтобы описать мои злоключения, более точного слова, чем абсурд, наверное, не придумаешь. Но такова была тогда советская реальность.

Понимаешь, ведь инициатива отправиться играть в НХЛ исходила, в конце концов, не от меня, а от спортивного руководства СССР, которое за моей спиной обо всем в результате договорилось с New Jersey Devils. По сути, меня решили продать как раба, и мне это очень не понравилось.

В «Совинтерспорте» — организации, созданной специально для того, чтобы заниматься вопросами продажи советских спортсменов за рубеж, мне прямым текстом заявили, что я буду получать, условно, не более тысячи долларов в месяц. Все же остальные деньги по моему контракту с американским клубом будет забирать «Совинтерспорт». Стране, мол, нужна валюта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Константин Купервейс: «Если б я так умел играть, я бы горы свернул!» — сказал мне Булат Окуджава» Константин Купервейс: «Если б я так умел играть, я бы горы свернул!» — сказал мне Булат Окуджава»

Пианист Константин Купервейс вспоминает о работе с легендами

Коллекция. Караван историй
Кто вы, мистер Освальд? Кто вы, мистер Освальд?

В биографии Ли Харви Освальда всё ещё очень много белых пятен и мифов

Дилетант
Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось» Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось»

О народной любимице, певице Людмиле Зыкиной рассказывает журналист Олег Перанов

Коллекция. Караван историй
Иван Янковский: Для меня путь важнее, чем точка назначения Иван Янковский: Для меня путь важнее, чем точка назначения

Иван Янковский — про испытание популярностью и работу с Юрой Борисовым

Ведомости
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Вечный дозор: феномен Тимура Бекмамбетова в 10 его фильмах Вечный дозор: феномен Тимура Бекмамбетова в 10 его фильмах

10 проектов, которые расскажут о пути Тимура Бекмамбетова в кино

Правила жизни
Нам незачем больше встречаться Нам незачем больше встречаться

Андрей Малахов перечитывает сообщения от Аллы Константиновны Вербер

Tatler
Наука под знаком «Аненербе» Наука под знаком «Аненербе»

Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – сила
Тайна завещания Леонида Быкова Тайна завещания Леонида Быкова

Воспоминания Глеба Скороходова о Леониде Быкове

Коллекция. Караван историй
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Красота и время Красота и время

Женская красота — та самая условность, которая влияет на всю нашу жизнь

Новый очаг
Кристина Березовская Кристина Березовская

Кристина Березовская о том, как манифестирует себя в роли продюсера выставок

Собака.ru
В отрасль такси вовлечено около миллиона человек В отрасль такси вовлечено около миллиона человек

Какие принципы позволяют считать отдельную цифровую платформу эффективной

Эксперт
«Средневековье в латах» «Средневековье в латах»

Как умирали и какие раны наносили друг другу средневековые воины

N+1
Как мы переживали Как мы переживали

Суббота 23 ноября 1963 была рабочим днём, радио выдавало новость за новостью...

Дилетант
Исследование: мы заменяем младенцев собаками Исследование: мы заменяем младенцев собаками

Связано ли снижение показателей рождаемости с восприятием собак как замены детям

ТехИнсайдер
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Где есть Где есть

Где и чем вкусно кормят в Петербурге

СНОБ
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
Беспокойное хозяйство Беспокойное хозяйство

От чего стоит застраховать загородный дом

Деньги
Палеонтологи впервые идентифицировали череп древнего человека-денисовца Палеонтологи впервые идентифицировали череп древнего человека-денисовца

Как ученые выделили генетический материал из черепа «человека-дракона»

ТехИнсайдер
Сила трав Сила трав

Встречаем день Ивана Купалы: обычаи, гадания и сбор диких растений

Лиза
Государство не будет спасать девелоперов Государство не будет спасать девелоперов

Рынок новостроек все сильнее погружается в кризис

Монокль
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
Гибкость и координация Гибкость и координация

Пластика кроссовера Omoda C7

Автопилот
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Карина Разумовская Карина Разумовская

Актриса БДТ Карина Разумовская выкрутила тумблер нашей эмпатии на максимум

Собака.ru
«Люблинская уния» «Люблинская уния»

Дискуссии о механизме объединения Польши и Литвы продолжались несколько лет

Дилетант
Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу

Из 34,5 миллиона мобилизованных в годы войны почти полмиллиона составили женщины

ФедералПресс
Ученые объяснили, как езда на велосипеде способствует снижению риска развития деменции Ученые объяснили, как езда на велосипеде способствует снижению риска развития деменции

Езда на велосипеде полезнее, чем вы думали

ТехИнсайдер
Открыть в приложении