Когда худруком Вахтанговского стал Михаил Ульянов, я перестала играть, совсем

Караван историйЗнаменитости

Элеонора Шашкова. Мой дом

Когда худруком Вахтанговского стал Михаил Ульянов, я перестала играть, совсем. При нем театр упал, несмотря на то что некоторые спектакли были удачными. Я ни в одном роли не получила. Тяжелая для меня история.

Записала Марина Порк

Фото: П. Щелканцев

Наша профессия — очень трудная. В актерской среде немало зависти, в ней выживает и строит успешную карьеру часто не самый талантливый, а самый пробивной, тот, кто умеет расталкивать других локтями. Здесь нужен сильный характер, потому что важно постоянно быть в обойме, чтобы тебя не забыли. И для этой цели все средства хороши — так многие думают и поступают. Но не я. И вовсе не потому, что такая хорошая, а вокруг все плохие, просто я совершенно независтлива. Хотя тоже не раз мечтала сыграть роль, которую отдали коллеге, и уверена была, что у меня получилось бы гораздо лучше, ярче. Но никогда, хотя играю в Театре Вахтангова уже более полувека, никого ни о чем не просила.

Подолгу сидела без ролей и без денег. Особенно в период руководства театром Михаила Ульянова — почти двадцать лет! Но обид не высказывала, только с близкими подругами могла поделиться. А ведь актер не может без работы. Если он не выходит на сцену — это уничтожает в нем творца. Профессия наша, к сожалению, очень зависимая. Ничего этого я, мечтая о ней в юности, конечно не знала. Но все равно не жалею, что выбрала этот путь, и жизни своей без Театра Вахтангова, кино и любимых коллег не представляю. Вот решила рассказать о некоторых из них и о том, как все начиналось в моей судьбе много лет назад...

Более экзотической профессии, чем театральная актриса, для дочери офицера-пограничника, служившего на Курильских островах, и придумать было нельзя. Тем не менее я отправилась с мамой в Москву. То, что в столице существует несколько театральных училищ, стало для меня открытием. Мамина подруга, у которой остановились, спросила:

— Куда пойдешь?

— Не знаю.

— Тут неподалеку есть училище имени Щукина.

Я записалась на консультацию, и судьба улыбнулась: попала к замечательному артисту — мастеру эпизода и чудному человеку Анатолию Ивановичу Борисову. Он поверил в меня, переговорил с ректором Борисом Евгеньевичем Захавой: «Девушка не без способностей, к тому же приехала издалека, с Курил, обратите на нее внимание».

К третьему туру стал ясен расклад сил. Например, довольно скоро решился вопрос с Людочкой Чурсиной, с которой мы познакомились на прослушиваниях. А по моему поводу у экзаменаторов возникли вопросы, поэтому я страшно нервничала. Начала читать отрывок из «Поднятой целины», и меня, что называется, понесло. Расправив плечи, решительно двинулась к столу, за которым сидел Захава. И как жахну кулаком по зеленому сукну:

— «Отдайте мое заявление в колхоз!»

Борис Евгеньевич, бедный, начал тереть лысину, покраснел:

— Все-все, достаточно!

До стихотворения даже не дошло. Ну, думаю, провалилась!

На третьем туре всегда присутствовали актеры Театра Вахтангова. Заметив Яковлева, который вышел из зала, где принимали экзамены, спросила:

— Юрий Васильевич, такая-то прошла? — про себя уже решила, что провалилась, а с этой девочкой подружилась и переживала за нее.

— Нет, взяли какую-то украинку в синем платье — Шашко.

Я обомлела, поверить не могла, что стала студенткой. Убедилась, только когда вывесили списки зачисленных. Понеслась домой, чтобы обрадовать маму, прямо через Смоленскую площадь, ничего не соображая от радости. Бегу и вдруг слышу жуткий скрежет тормозов. Грузовик летел прямо на меня, водитель успел затормозить в последний момент. Но я и тогда не осознала, что чуть не погибла, находилась в эйфории!

На первом курсе общежития нам с Людочкой Чурсиной, с которой подружились на экзаменах и до сих пор поддерживаем добрые отношения, не дали. Посчитали: раз отцы офицеры, значит, обеспеченные, смогут позволить себе съемное жилье. Комнату мы нашли, но чтобы за нее платить, пришлось работать. Устроились техничками в родном училище. Вставали в шесть утра, приезжали, мыли полы на втором этаже, в коридоре, в аудиториях. Затем шли в душ, приводили себя в порядок и всегда появлялись на занятиях первыми. Если кто-то бросал бумажку или сплевывал на пол, возмущению нашему не было предела, но приходилось сдерживаться. Никто ведь не знал, что работаем уборщицами.

Фото: Г. Тер-Ованесов/Global Look Press

У нас с Людой появилась традиция: с каждой стипендии мы ходили в шашлычную «Риони». Там было все недорого и очень вкусно. Однажды вышли оттуда, стоим ждем троллейбус. Мимо идут два амбала и ни с того ни с сего бьют меня по плечу, а Люду по лицу. Стоявшие на остановке прячут лица, отворачиваются, даже не думают заступаться. А эти «герои» спокойненько через десяток метров разворачиваются и снова направляются прямо к нам, явно намереваясь повторить свой «подвиг». Краем глаза замечаю, что из соседнего кафе вываливается компания щукинцев с лакского курса. Как закричу: «Наших бьют!» Кавказец Ислам, не раздумывая, бросился на защиту. Бывший боксер, он метелил хулиганов так, что пришлось их от него защищать!

В съемном жилье провели год, потом общежитие нам все-таки дали. С соседками по комнате мы дружили, помогали друг другу, случалось, с трудом наскребали денег на еду, но не грустили. Были молодыми, еще не побитыми жизнью. Кстати, и я, и Людочка Чурсина весили тогда под девяносто килограммов! Пышнотелость не мешала обеим танцевать и двигаться легко. Нас даже на занятиях по хореографии и сцендвижению в пример ставили.

Режиссером дипломного спектакля «Вишневый сад» был Евгений Рубенович Симонов. Его отец, главреж Театра Вахтангова Рубен Николаевич, будучи в натянутых отношениях с нашим ректором, в «Щуку» не приходил. Когда Захава возглавил училище, принципиально не переступал его порога. Но ради сына сделал исключение. Правда, выбрался только на утренний спектакль в воскресенье, точно зная, что не столкнется с ректором. Постановка ему понравилась, всю нашу группу — двадцать пять человек, занятых в «Вишневом саде», он пригласил на ужин в ресторан «Прага».

Почему-то впервые переступив порог училища, сразу поняла: это мой дом, никуда отсюда не уйду. История повторилась. Я вошла в служебный подъезд Театра Вахтангова, села на большую красивую деревянную лавку и подумала: отсюда ни ногой, это тоже мой дом! Так и случилось, хотя принимали в труппу сложно.

Людочка Чурсина после поступления быстро сбросила вес и на последних курсах уже играла на сцене Театра Вахтангова одну из рабынь в «Принцессе Турандот». А мои килограммы оставались при мне, поэтому перед выпуском из «Щуки» встал вопрос: что Шашкова будет делать в Вахтанговском?

Легендарный новосибирский «Красный факел» прислал на меня заявку. Знающие люди советовали: «Вы через пять лет получите там народную! И квартиру сразу дадут». Я почти решила ехать. Симонов, услышав об этом, остановил:

— Ни в коем случае!

— Евгений Рубенович, вы пригласили в Малый театр (он им тогда руководил) четырех человек с нашего курса, а меня не берете!

— Не торопись! У тебя решается вопрос с Вахтанговским.

И я ждала. Масла в огонь подливал тогдашний директор театра Иванов, который невзлюбил меня с первого взгляда. Я отвечала взаимностью, правда, пакостей ему не делала. А он накручивал Рубена Николаевича: «Ну сами посудите, что ей у нас играть?!»

Но Симонов принял решение: «Мимо этой индивидуальности мы пройти не можем». Его поддержал и многолетний директор-распорядитель театра Исай Исаакович Спектор. Он по-настоящему любил театр и был безумно предан жене, приме Вахтанговской сцены Юлии Борисовой. Актриса ярчайшей индивидуальности, с неповторимыми интонациями в голосе, Юлия Константиновна в любых ситуациях оставалась доброжелательной, за кулисами могла поболтать, посмеяться, но всегда держала дистанцию. Никто про нее ничего не знал. Борисова ни с кем не делилась подробностями личной жизни и никогда ни во что не вмешивалась, избегала любых конфликтов.

Они с мужем вырастили замечательного сына. Мальчишкой Саша часто ездил с нами на гастроли, влюблялся в артисток. По родительским стопам не пошел, окончил МГИМО, стал дипломатом. Иногда сталкиваемся в театре, он доставляет маму на спектакли. Юлии Константиновне уже за девяносто, но она в прекрасной форме. После смерти Исая Исааковича многие мужчины мечтали занять его место, но Борисова осталась верна памяти мужа. Посвятила себя двум внучкам и пятерым правнукам.

Симонов не любил полных актрис и не брал меня в рабыни в «Турандот». Спектакль повезли на гастроли в Свердловск, Людочка Чурсина поехала, а я — нет, хотя уже решился вопрос с моим зачислением в труппу. Но удача улыбнулась и мне, правда через два года.

«Живой труп» в Театре Вахтангова всегда собирал битком набитые залы. Роль Феди Протасова блистательно исполнял гениальный Николай Гриценко, его большую любовь цыганку Машу — Людмила Максакова. Сезон подходил к концу, а она вдруг заболела. Потребовалась срочная замена. И Рубен Николаевич дал шанс мне.

Ввод срочный — день и ночь репетировали с Анатолием Кацынским, причем не только в театре, но и у Симонова дома. Толя был занят в роли Александрова, который передает Феде пистолет, но буквально грезил Протасовым. Гриценко на репетиции не являлся, поскольку был обижен на Симонова из-за своей гражданской жены Ирины Буниной, которая играла цыганку в очередь с Максаковой. Те, кто видел Ирину на сцене, утверждали, что она была самой потрясающей Машей. Но Бунину уволили из театра, она уехала в Киев, поступила в русский драматический театр (актрису прославили роли в фильмах «Вечный зов», «Грачи», «Верьте мне, люди» и «Старые письма». — Прим. ред.). Николай Олимпиевич очень переживал и демонстративно игнорировал репетиции. Так что работать с ним пришлось, что называется, вслепую. Я сыграла один спектакль, по общему мнению справилась. За кулисами Рубен Николаевич подписал мне программку: «Желаю таких же успехов в дальнейшей творческой жизни в театре». И прибавил: «А устно вам скажу — надо похудеть!»

Во время отпуска жестко взялась за себя и за лето сбросила девятнадцать килограммов. Встретив меня в коридорах театра, Рубен Николаевич поразился, похвалил за старания, а Исай Исаакович произнес: «Если бы такой пришла в театр два года назад, не взял бы он тебя!» В новом облике я могла претендовать на роли героинь, которых уже играли другие, а Симонов боялся любой конкуренции между актерами и связанного с этим напряжения. Он был очень душевным, добрым, наивным человеком. Иногда обстоятельства заставляли хитрить, но это у него плохо получалось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Паскина: Пример для подражания Ольга Паскина: Пример для подражания

Как у Ольги Паскиной получается жонглировать более чем 30 активами холдинга

Cosmopolitan
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Татьяна Тотьмянина и Алексей Ягудин: Татьяна Тотьмянина и Алексей Ягудин:

Откровенное интервью Татьяны Тотьмяниной и Алексея Ягудина

Караван историй
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Сталь ждет восстановления Сталь ждет восстановления

Что способствует росту производства стали в России

Ведомости
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Дмитрий Средин: «Наша цель – обеспечить устойчивое развитие бизнеса компаний» Дмитрий Средин: «Наша цель – обеспечить устойчивое развитие бизнеса компаний»

Как выживают крупные корпорации и какую роль играют в этом финансовые институты

Ведомости
«Хаббл» увидел пару из белого карлика и голубого бродяги «Хаббл» увидел пару из белого карлика и голубого бродяги

«Хаббл» подтвердил рождение голубого бродяги от пары с белым карликом

N+1
Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата» Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата»

ИТ-эксперт о необходимых законах об ИИ и угрозах бесконтрольной цифровизации

ФедералПресс
Игра в классику Игра в классику

Стася Толстая — о причастности к фамилии и самом «семейном счастье»

OK!
Многофакторность климата Многофакторность климата

Факторы, которые способствуют росту средней температуры в полярных областях

Знание – сила
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
Куда уходит секс? Куда уходит секс?

Что убивает наш секс?

Men Today
Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября

Почему именно 1 сентября отмечается День знаний в России и странах бывшего СССР

ТехИнсайдер
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Такие деловые: зачем бизнесу этикет Такие деловые: зачем бизнесу этикет

Нужен ли сегодня бизнес-этикет, если можно просто встретиться за чашкой кофе?

Grazia
Андрей Соколов: «Самое дорогое, когда ты можешь быть самим собой» Андрей Соколов: «Самое дорогое, когда ты можешь быть самим собой»

Личная жизнь у меня есть. Но о женщинах самое правильное — молчать

Коллекция. Караван историй
Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР

Визит Акио Мориты в СССР: почему советские рабочие отпугнули основателя Sony

ТехИнсайдер
США: ловушка долгового государства США: ловушка долгового государства

Чем грозит раскручивание долговой спирали и кто в США может решиться на дефолт?

Монокль
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Открыть в приложении