Искусство в большом городе: что такое паблик-арт?
Поговорили с одним из лидеров паблик-арта в России Мариной Звягинцевой, чтобы узнать, как искусство выживает в условиях города, должен ли художник быть голодным и каких арт-объектов не хватает Москве.
Мы поднимаемся на 24-й этаж многоквартирного дома на окраине Москвы. Там, упираясь в самое небо, располагается студия Марины Звягинцевой – одной из основоположниц паблик-арта в России и самого масштабного site specific художника страны. «Выше – только любовь», – думаю я про себя, стоя перед высоким окном с видом на крошечную Москву. И лишь потом пойму, что выше, оказывается, было искусство.
Вокруг меня – яркие картины в красных, синих, зеленых тонах, выполненные в технике биотипия – авторский метод Марины Звягинцевой. Ее работы посвящены чувствам и отношениям между людьми. Наверное, поэтому они так цепляют. Среди произведений художницы – инсталляция «Water линия» на парковке в Зарядье, проект «Игровые коммуникации» для Морозовской детской больницы, инсталляция «Вечная теплота» на фасаде Публичной библиотеки города Норильска и другие.
GQ: Марина, расскажите нам, что такое паблик-арт? Чем этот вид искусства отличается от стрит-арта?
Марина Звягинцева: Паблик-арт – искусство в общественном пространстве, причем не только на улице. Оно ориентируется на неподготовленного зрителя. Граница между паблик-артом и уличным искусством размыта. В нашей стране, к примеру, уличным искусством считается все несогласованное искусство. Но паблик-арт – это более широкое понятие. Туда входят и граффити, и несогласованные акции, и уличные перформансы на улице, и вообще все художественные события в общественном пространстве.
GQ: А если мы возьмем, к примеру, какой-то объект из музея и выставим его на улицу – это будет считаться паблик-артом?
М.З.: Нет, поскольку паблик-арт сам по себе сильно отличается от искусства в музеях. Нельзя взять объект и выставить его на улицу. Не только, потому что он разрушится, а потому, что музей и улица – это разный контекст. Если мы свалим кучу мусора где-нибудь в музее современного искусства, все будут понимать, что это арт-объект, у которого есть своя концепция. А кучка мусора на улице не будет вызывать никаких ассоциаций. Люди решат, что здесь просто кто-то намусорил – и все.
GQ: А в чем заключается главная идея паблик-арта? Какие задачи он решает?
М.З.: У паблик-арта есть такое понятие, как site-specific – это искусство, вписанное в конкретное место, которое отвечает задачам этого места. Смысл паблик-арта в том, чтобы перепрограммировать пространство, изменить эмоции людей.
GQ: Каким образом?
М.З.: Могу привести в пример мой проект «Спальный район». Благодаря паблик-арту в месте, где люди не ждут никакого искусства, вдруг появляется что-то новое – например, на улице стоят кровати, похожие на мышеловку, на ежедневник, на консервную банку. Те, кто жили на окраине, начинают замечать, что все к ним едут, а значит, у них в спальном районе есть что-то особенное, своя точка притяжения. Трафик, когда за всем интересным едут в центр, вдруг перепрограммируется и начинает идти в обратном направлении, на окраину. А люди, которые живут на окраине, начинают чувствовать, как будто на самом деле они живут в центре.