Железный цех
Eye Tracking
Управлять играми взглядом
Чем дальше движется индустрия, тем больше разговоров об альтернативных контроллерах. Не о стандартных геймпадах или клавиатуре с мышкой, а о таких устройствах, что способны в корне изменить наш игровой опыт. Про VR-гарнитуры мы уже говорили немало, про дополненную реальность вроде Microsoft Hololens тоже. Даже созданный работником Valve прибор, который крепился к нёбу и давал управлять компьютером с помощью языка, – и тот получил свою минуту славы.
А вот про контроллер, позволяющий влиять на происходящее с помощью взгляда, мы пока особо не рассказывали. Пора это исправлять! Технология, о которой пойдёт речь, называется Eye Tracking, и она умеет следить за тем, куда и как смотрит человек. В некоторых играх это позволяет делать очень интересные вещи.
Захватывая взгляды
В том, как работают наши с вами глаза, учёные разобрались относительно поздно. Лишь в 1879 году парижанин Луи Эмиль Жаваль наконец выяснил, что человеческий взгляд перемещается от одной «цели» к другой не равномерно, а быстрыми скачками (их назвали саккадами). И лишь кратковременно фокусируется на каких-то объектах, делая паузы (так называемые фиксации), во время которых мозг и усваивает новую информацию.
Именно открытие Жаваля позволило уже другому учёному, Эдмунду Хью, создать первый Eye Tracker ещё в начале двадцатого века. И хотя точность была невелика, а механизм приносил людям сильный дискомфорт (на глаз надевалось что-то вроде контактной линзы, а к ней крепилась указка, которая и помогала отслеживать перемещения зрачка), начало было положено.
Уже несколько позже, в 1920-х годах, учёный из Чикаго научился отслеживать перемещение взгляда без лишних инструментов: он фиксировал отражения лучей от глаза с помощью чувствительной к свету пленки. За следующие несколько десятилетий исследователи из разных стран продвинулись даже дальше, так что уже в 1970-х появилось множество куда более точных технологий, не требующих прямого контакта с глазами человека.
Со временем было изобретено немало самых разных техник, однако самая популярная сейчас заключается в использовании инфракрасных лучей и камер. Если немного упростить, работает механизм так: устройство отправляет в сторону глаз человека лучи, создающие блики на глазном яблоке. Специальные камеры фиксируют это на видео или высокоскоростную фотокамеру, а затем расположение этих бликов на кадрах анализируется компьютером с помощью определённого алгоритма. После чего можно точно сказать, как расположены ваши глаза, куда и на что они смотрят и так далее.
Делая мир удобнее
Сначала коммерческие организации начали использовать системы отслеживания глаз для проверки качества своего продукта. Выяснилось, что наблюдение за взглядом у фокус-группы позволяет понять, насколько эффективна реклама (на какое изображение или товар человек реагирует охотнее), привлекателен и удобен ли сайт (проверить, какая связь существует между перемещениями взгляда и кликами). Или насколько хорошо написан тот или иной текст: какие куски трудно читать, а какие вызывают у людей интерес.