Рейтинг франшиз
Бизнес в аренду
Покупка франшизы — один из вариантов начать свой бизнес, не инвестируя в создание продукта.
В этом году Forbes публикует юбилейный, пятый рейтинг франшиз. По сравнению с первым, вышедшим в 2013 году, состав участников обновился почти на 90%, а лонг-лист франшиз вырос практически в два раза. Интерес к франчайзингу по-прежнему остается довольно высоким. По данным НАФИ (Национальной ассоциации финансовых исследований), 17% предпринимателей хотели бы открыть бизнес по франшизе. Как и в прошлом году, лидером стала «Лабораторная служба Хеликс». За прошедший год число точек в сети увеличилось на 25%. Новосибирская служба доставки СДЭК — лидер рейтинга по количеству точек — выросла почти на 40%. Для продавца франшизы рост франчайзинговой сети — это возможность масштабировать бизнес, не вкладывая собственные средства. А для покупателя — взять в аренду готовую бизнес-модель и получать помощь и советы от команды владельца франшизы. Слишком быстрый рост сети тоже палка о двух концах. «Полгода назад нам пришлось заморозить продажи франшизы, чтобы не потерять качество продукта, а сейчас мы снова готовы принимать новых партнеров», — говорит Барно Турсунова, совладелец франшизы автоцентров «Вилгуд». Компания — новичок рейтинга — за год выросла в 2,5 раза благодаря повторным продажам франшиз, количество точек сети увеличилось в четыре раза. Средняя годовая прибыль точки «Вилгуд» в 1,3 раза превышает затраты на ее открытие.
Рейтинг Forbes — это демонстрация окупаемости затрат на франшизу, однако долгосрочный успех франчайзи зависит не только от бренда и бизнес-модели, но и от ситуации на рынке и в неменьшей степени — от его собственных предпринимательских и управленческих способностей.
Лонг-лист — всего 194 франшизы — мы составляли, используя каталоги Beboss.ru, Myfranch.ru, Franshiza.ru, Buybrend.ru и базу данных Forbes. Отбирали только те компании, которые начали продавать франшизы не позднее декабря 2015-го (чтобы использовать для расчетов выручку и прибыль франчайзинговой точки за полный год) и открыли не менее 50 точек в России. Мы не вводили ограничений по размеру стартовых вложений (паушальный взнос, стоимость ремонта и оборудования, минимально необходимого объема товаров, аренды за первый месяц и т. д.). В шорт-листе осталась 51 франшиза, нижний порог инвестиций — на уровне 100 000 рублей. Данные нам предоставляли компании — владельцы франшиз. В полуфинальный список не попали франшизы, не предоставившие финансовых показателей, а также те, у кого число закрытых точек за 2016 год превысило 50% от числа открытых.
Франшизы в шорт-листе оценивались по средней годовой выручке одной франчайзинговой точки (максимальный балл 20), по маржинальности — отношению прибыли к выручке (максимальный балл 40) и соотношению прибыли и стартовых вложений — этот показатель позволяет рассчитать срок окупаемости франшизы (максимальный балл 40). Сумма баллов определяет место франшизы в рейтинге.
25 самых выгодных франшиз в России
*Данные на май 2017.
**Средние показатели одной франчайзинговой точки в 2016 году.
Первые франчайзинговые точки появились в России в 1996 году
4707 франчайзинговых точек у 25 компаний рейтинга
431 точка находится в собственности у компаний рейтинга
18 688 308 млн рублей составил оборот малых предприятий в 2016 году
473 318 коммерческих компаний было зарегистрировано в 2016 году
677 413 индивидуальных предпринимателей были зарегистрированы в 2016 году
594 795 индивидуальных предпринимателей прекратили деятельность в 2016 году
5 050 000 сотрудников работают на малых предприятиях
Доля отраслей в общем обороте малых предприятий России в 2016 году, %
Россияне и малый бизнес
Объем субсидий, выделенных предпринимателям, млрд руб.
Количество ИП, признанных банкротами
«Пробуйте, ошибайтесь и не теряйте к этому вкус — вот что самое главное».
1. Лабораторная служба Хеликс
Запуск франшизы: 2007 год
Собственные/франчайзинговые точки: 20/242
Открытые/закрытые в 2016 году точки: 61/3
Вложения: 0,7 млн руб.
Выручка/прибыль: 23,4 млн руб. / 6,1 млн руб.
Идея проекта принадлежит выпускнику биофака СПбГУ Юрию Андрейчуку. С 1998 года он занимался разработкой новых видов вакцин, а позже открыл небольшую лабораторию «Хеликс». Первая франшиза была продана в Петербурге в 2007 году. Сегодня «Лабораторная служба Хеликс» — это более 250 центров по всей России. Франшиза представлена в пяти вариантах с разным стартовым капиталом: открыть центр с нуля стоит 700 000 рублей, для владельцев действующих клиник инвестиции составят около 150 000 рублей. «Хеликс» обещает потенциальным франчайзи бесплатное обучение и дополнительный доход от врачебных услуг.
2. Слетать.ру
Запуск франшизы: 2014 год
Собственные/франчайзинговые точки: 1/377
Открытые/закрытые точки в 2016 году: 148/22
Вложения: 0,2 млн руб.
Выручка/прибыль: 2,3 млн руб. / 1,4 млн руб.
С 2010 года интернет-гипермаркет «Слетать.ру» занимается подбором туров и предоставляет площадку для размещения предложений туристическим компаниям. В группу компаний также входят центр бронирования и IT-компания, разрабатывающая сервисы для туроператоров. В октябре 2014 года «Слетать.ру» начала строить франчайзинговую сеть. У компании одно собственное агентство в Санкт-Петербурге и 377 франчайзинговых точек в России от Калининграда до Хабаровска, 139 из них работают в Москве и Московской области. В год каждое агентство продает путевки на 29 млн рублей.
3. IQ007
Запуск франшизы: 2013 год
Собственные/франчайзинговые точки: 7/247
Открытые/закрытые точки в 2016 году: 112/0
Вложения: 1,2 млн руб.
Выручка/прибыль: 21,6 млн руб. / 7,2 млн руб.
Первая школа скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта для детей и взрослых IQ007 открылась в 2009 году в Златоусте. Систему франчайзинга владельцы школы запустили в 2013 году. Компания обещает франчайзи помощь в поиске помещения, ведении документооборота и планировании рекламных кампаний, а также берет на себя интернет-маркетинг в регионе партнера. Паушальный взнос для города с населением от 500 000 до 1 млн человек составляет около 600 000 рублей, выручка такого центра — около 540 000 рублей. Сегодня у IQ007 почти 250 филиалов в 136 городах России и ближнего зарубежья.
4. Unibrait
Запуск франшизы: 2013 год
Собственные/франчайзинговые точки: 2/83
Открытые/закрытые в 2016 году точки: 26/5
Вложения: 1,7 млн
Выручка/прибыль: 7,6 млн руб. / 5,4 млн руб.
Компания Unibrait, созданная в Новосибирске, поставляет оборудование и компоненты для нанесения долговременного зеркального покрытия на изделия из любых материалов: от автомобильных дисков до рекламных щитов. У компании пять франчайзинговых предложений на каждую из собственных разработок. Самое дешевое — Unibrait Iron, позволяющее наносить на поверхность железо, — обойдется покупателю франшизы в 150 000 рублей. Чтобы не допускать конкуренции, компания ограничивает число франчайзи: до пяти в одном городе. Выплата роялти начинается с пятого месяца работы.