Интернет
Отдел кадров
Купленный Цукербергом за $1 млрд Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) успешно растет внутри Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Кто больше выиграл от этой сделки?
Новая звезда социальных медиа — 79-летний Франциск, папа римский, имеющий 9,6 млн подписчиков в твиттере. В надежде привлечь молодежь он обратился к помощи человека, который вполне может конкурировать с католической церковью в борьбе за сердца молодых, — Кевина Систрома, гендиректора Instagram (более 500 млн пользователей, среди них 63% американских миллениаллов). В феврале состоялась встреча Франциска и Систрома в Ватикане, и ловкий «продажник» принес с собой буклет с инстаграмовскими фотографиями: мирный протест, беженцы, лунное затмение — сюжеты, которые не могли оставить понтифика равнодушным. «Он говорил, что часто встречается с детьми и они не всегда понимают язык друг друга, но дети показывают ему фото на телефоне, и это помогает установить коммуникацию», — рассказывает Систром. В конце встречи они вдвоем спели гимн, глядя в электронный подстрочник. Через три недели Систром снова полетел в Рим. «Во второй раз мы с папой встретились так, будто вместе в школе учились или играли в одном гольф-клубе», — рассказывает он. Под руководством Систрома папа завел себе аккаунт @ franciscus и запостил фото. И вскоре получил 327 000 лайков. За четыре месяца у понтифика появилось 2,9 млн фоловеров , это примерно треть его аудитории в твиттере, которая сформировалась за четыре года. А сколько у него фоловеров в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)? Ни одного! Он до сих пор не имеет там аккаунта, следить за его жизнью можно только в твиттере и инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). И Цукерберга это устраивает. Когда он принимал решение о покупке за $1 млрд приложения с фотографиями, у которого было всего 30 млн пользователей, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) имел все признаки очередного пузыря Кремниевой долины. Но компания оправдала ожидания. За четыре года Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) стал одной из наиболее быстрорастущих платформ за все времена, у него уже столько же пользователей, сколько у Twitter (310 млн), Snapchat (более 100 млн) и Pinterest (100 млн), вместе взятых. И при этом он еще и зарабатывает: выручка в 2015 году составила $630 млн, согласно eMarketer. Конечно, это мизер, если сравнивать с Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с его 1,7 млрд пользователей и выручкой $18 млрд. Но в эру цифровых технологий, как мы знаем, любой гигант, будь он Yahoo, AOL или BlackBerry, может в одночасье уступить место другому. Кто придет на смену? Спросите любого парня или девушку до 18 лет, и почти наверняка они ответят: Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). По оценке Forbes, сегодня стоимость этой сети могла бы составить $25–50 млрд. При этом Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) до сих пор функционирует внутри Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) как опытное производство: его 350 сотрудников — это всего лишь 3% всего штата Цукерберга (14 500 человек). «Комбинация визуальной возможности рассказать о себе как о личности с маркетингом и бизнесом оказалась очень сильной, — говорит главный исполнительный директор Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Шерил Сэндберг. — Драйвером было руководство Кевина». Как и все крупные компании, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) становится неуклюжим. А Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и конкретно Систром олицетворяют дух предпринимательства.
Территория Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в калифорнийском Менло-Парк вынесена на расстояние небольшой велосипедной прогулки от главного здания Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). На стене офиса постеры с фотографиями из инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): гора Эверест, озеро Мерритт в Окленде, латте арт. На другой стене — коллаж с гигантскими отпечатками пальцев. Систром и одевается не так, как Цукерберг: в хорошем костюме и стильных ботинках он составляет контраст боссу, которого привыкли видеть в футболках и худи. И все же его путь в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) был предопределен. Еще в 2005 году Цукерберг уговаривал Систрома бросить университет (ему оставался еще год в Стэнфорде) и разработать проект с фотографиями для Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Систром отказался и пошел подрабатывать в кофейню, где ему как-то довелось обслуживать Цукерберга, а потом нанялся в Google и в стартап Odeo. В 2010-м Систром и его приятель Майк Кригер, вдохновившись успехом приложений с геолокацией, выпустили игру Burbn. И вскоре Систром уже всерьез взялся за мобильное приложение с фотографиями и разработал свой первый фильтр X-Pro II. За ним последовали новые фильтры, их оценили новые пользователи, счет которым пошел на миллионы.