Формула интеграции: стала ли сильнее «каспийская пятерка»
Появление новых независимых государств на постсоветском пространстве повлекло за собой необходимость разрешения множества проблем — без справедливого раздела моря между «каспийской пятеркой» это не представлялось возможным. Борьба за углеводородные и рыбохозяйственные ресурсы усиливалась. Вашингтон, спешно назначивший специального представителя госдепартамента США по Каспию, стремился взять под свой геополитический контроль Азербайджан, Казахстан и Туркмению. Для Российской Федерации чрезвычайно важно было сохранить свое влияние в регионе.
Состоявшийся в Ашхабаде 23 апреля 2002 года первый Каспийский саммит с участием глав России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана хоть и принес более скромные результаты, чем тогда ожидалось, но все же послужил стартом для дальнейшего урегулирования вопроса правового статуса моря и основой для формирования новой системы координат в Прикаспийском регионе, в центре которой оказалась Россия. «ФедералПресс» вспомнил, как это было, и оценил формулу каспийской интеграции, предложенную в свое время Владимиром Путиным.
Один на пять делится
К моменту проведения первого Каспийского саммита в подходах к определению статуса Каспия более или менее были согласованы позиции России, Казахстана и Азербайджана, выступавших за деление дна по модифицированной срединной линии и за общее пользование водной толщей. Туркмения настаивала на делении и дна, и водной толщи при сохранении 20-мильной зоны для свободного судоходства. Но самой непримиримой была точка зрения Ирана, владеющего 13% береговой линии, но выступавшего за раздел «всем по 20%» и считавшего все сепаратные договоренности сторон недействительными. И если три первых участника переговорного процесса в ожидании скорейших разработок несметных углеводородных ресурсов Каспия торопились с определением его правового статуса, то последние два, не обладавшие крупными запасами, с решением вопроса не спешили. Тегеран, находящийся под западными санкциями, и вовсе считал «идеологической диверсией» появление в каспийских проектах международных корпораций.
На саммите в апреле 2002 года главы прикаспийских государств впервые высказали свои взгляды на правовой статус Каспийского моря — это имело историческое значение.
Президент РФ Владимир Путин с самого начала четко обозначил позицию Москвы: столкновений политических, экономических, военных интересов на Каспии не будет, а все проблемы будут решаться только при взаимном уважении и согласии всей «пятерки».
«Впервые «каспийская пятерка» заявляет о себе «в один голос». Это знаменательно. Взаимопонимание и взаимное доверие пяти государств — ключ к миру и спокойствию на Каспии, рациональному освоению его богатств, сохранению природной среды. От нас зависит, каким быть Каспию: морем сотрудничества или столкновения интересов, — заявил он на саммите. — Нам предстоит вступить в новую фазу многостороннего взаимодействия. Думаю, что для успешной работы в этом формате у нас есть все необходимое. И главное — наше желание развязать сложный узел, как мы часто повторяем, — «каспийский узел». Наше сотрудничество не означает попыток отгородиться от остального мира. Мы не отказываемся от своих ранее принятых обязательств, открыты для взаимовыгодного партнерства и со всеми другими странами, и с транснациональным бизнесом».