«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

ЭкспертБизнес

Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» сделал серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет». Опытный образец, оснащенный системами и агрегатами отечественного производства, совершил первый полет. Это важная веха в создании фактически новой машины, первая версия которой более чем на 70% комплектовалась агрегатами иностранного производства

Александр Ивантер, Николай Ульянов

В цехе финальной сборки SSJ-100 авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. Фото: Александр Ивантер

Что же произошло 29 августа на испытательном аэродроме Дзёмги авиазавода в Комсомольске-на-Амуре? Здесь уже полтора десятка лет серийно производится первенец постсоветского российского авиапрома SSJ-100. Но совершивший на прошлой неделе первый полет лайнер серьезно отличается от машины, поднявшейся здесь в воздух 14 мая 2008 года. У той была российской только, выражаясь автомобильным языком, платформа, большинство же систем, включая «сердце» самолета, двигатель, были иностранного производства. Нынешняя версия самолета кардинальным образом русифицирована.

Обретя российскую «начинку», самолет потерял одну букву из своего названия. Это уже не SSJ-100, то есть Sukhoi Superjet 100, а SJ-100. Сокращение произошло после переименования производителя этого самолета — авиастроительной корпорации «Иркут» — в «Яковлев»: исчезла буква, обозначающая первого разработчика лайнера — «Гражданские самолеты Сухого».

Опытный полет длился 54 минуты, он проходил на высотах до 3000 метров со скоростью до 343 км/час. Экипаж, состоящий из летчиков испытателей Леонида Чикунова и Дмитрия Деменева, а также инженера-испытателя Дениса Велижанина, выполнил проверку характеристик устойчивости и управляемости самолета в воздухе, проверку системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвел «посадку на облако» и заход на посадку с уходом на второй круг.

«Первый полет “Суперджета”, созданного по программе импортозамещения систем и компонентов, — успех многотысячных коллективов предприятий авиастроительной и радиоэлектронной отраслей, входящих в контур управления государственной корпорации “Ростех”, — подчеркнул вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров. — Российским разработчикам и производственникам удалось реализовать и поставить на самолет собственные конструкторские решения и технологии, включающие авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, а также системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и многие другие».

Не вполне New

SJ-100 — ближнемагистральный узкофюзеляжный региональный пассажирский самолет, способный перевозить до 103 пассажиров на расстояние до 4320 км.

Вместе с тем полет опытного образца самолета прошел с основными двигателями SaM146. Это силовые агрегаты производства российско-французской компании PowerJet. Из-за санкционных ограничений производство, техобслуживание и ремонт двигателей были прекращены французским партнером, поэтому новые самолеты не могут и не будут комплектоваться этими агрегатами.

Создание импортозамещенной версии «Суперджета» началось в 2019 году. И если поначалу целью было незначительное увеличение доли российских комплектующих — на 10–15%, — то затем было решено довести их практически до 100%, включая и силовую установку. Проект получил название Sukhoi Superjet New, или SSJ-New. Создание SSJNew стало возможным после того, как увенчалась успехом программа создания двигателя ПД-14, предназначенного для среднемагистрального самолета МС-21. На базе и с использованием технологического задела, наработанного при изготовлении ПД-14, было решено создать двигатель с меньшей тягой — 8 тонн, получивший название ПД-8. Понятно, что даже если бы в «Суперджете» были заменены все авиационные системы и комплектующие с иностранных на российские, но не было бы своего двигателя, то вся эта работа становилась бессмысленной в случае ужесточения санкций и отказа в поставке двигателей SaM146. Что, собственно, и произошло после 24 февраля 2022 года. Возможность создания собственного двигателя — самого сложного агрегата в самолете — дала шанс на создание импортозамещенной версии «Суперджета».

Сейчас ПД-8 проходит испытания на летающей лаборатории Ил-76. Сертификация этого двигателя, согласно заявлениям ответственных лиц, ожидается уже в этом году.

После того как на SJ-100 будут установлены российские ПД-8, это будет фактически полностью импортозамещенный самолет. Если при его производстве и будут применяться какие-либо получаемые из-за рубежа материалы и комплектующие, то точно не имеющие критического значения.

Рукотворный штопор

К моменту развала СССР весь внутренний рынок авиаперевозок — и значительная часть международных рейсов — обслуживали авиалайнеры отечественной конструкции, начинки и производства. Главной рабочей лошадкой советского неба был среднемагистральный самолет Ту-154 (152–180 кресел, дальность 3900 км), более тысячи единиц которого произвели в разных модификациях за 45 лет выпуска (1968–2013, последний пассажирский рейс состоялся в октябре 2020 года). К работе над более современной машиной на смену 154-му туполевцы плотно приступили в начале 1980-х. Параллельно на «Пермских моторах» шла работа над более мощным и экономичным двигателем для новой машины (эти же силовые агрегаты предполагалось использовать для машин семейства Ил96). Сертификат типа на самолет Ту-204 с двигателями ПС-90А был получен 29 декабря 1994 года, а чуть больше года спустя лайнер совершил первый коммерческий рейс. Однако стать массовой заменой Ту-154 новой машине не пришлось. К этому времени Россия открыла настежь свой рынок для авиатехники, часто подержанной, западного производства, в результате наладить выпуск нового самолета в крупной серии так и не удалось.

Есть расхожая версия, что это Советский Союз «проспал» директивы Евросоюза и ИКАО, резко ужесточивших во второй половине 1980-х годов международные требования по шуму и выбросам вредных веществ, и таким образом наш авиапром был объективно выдавлен с внешнего, а потом и с внутреннего рынка более совершенными западными изделиями. Однако эта сплетня не имеет никакого отношения к действительности: двигатель ПС-90 отвечал всем актуальным на тот момент экологическим нормативам. Отечественное производство самолетов — как и автомобилей, станков, скоростных поездов, список можно продолжить — мы отправили в глубокий нокаут по собственной инициативе, впав в безвольное очарование вредоносной идеологемы о невидимой руке рынка.

В чисто рыночной системе координат наш авиапром, развивавшийся с момента рождения за железным занавесом, защищавшим от международной конкуренции куда лучше, чем от потребительских и информационных соблазнов, начисто проигрывал конкуренцию с западными бортами прежде всего по экономичности. А неведомая нам мощь финансовых институтов, обеспечивавших смешные лизинговые ставки для иностранных самолетов, при полном попустительстве государства окончательно обнулили спрос на российскую технику.

Однако если в среднемагистральном сегменте отечественный авиапром в 1990-е все же предпринимал, как мы видим, попытки создать новые образцы самолетов, то в сегменте региональных машин — речь идет о расстояниях 2000–4000 км и вместимости салона в диапазоне 70–120 пассажиров — первое рыночное десятилетие можно считать потерянным. На внутренних рейсах прочно обосновались ближнемагистральные самолеты канадской Bombardier и бразильской Embraer. Наши машины этого класса были представлены ветеранами — Ту-134 (76–80 кресел, дальность 2100 км, разработка начала 1960-х), более новым, но менее массовым Як-42 (120 кресел, дальность 2790 км, разработка середины 1970-х). На некоторых линиях продолжал летать и турбовинтовой раритет Ил-18 (80–122 кресла, дальность 4300 км, разработка середины 1950-х). Понятно, что по экономичности и комфорту по правилам свободного рынка с варягами нам тягаться было не под силу.

Первый полет импортозамещенной версии «Суперджета», лайнера SJ-100, 29 августа 2023 года. Борт оснащен пока прежними, франко-российскими двигателями SaM-146. Фото: пресс-служба ПАО «ОАК»/ТАСС

Джентльмены, помогите подняться

Примечательно, что первые внятные усилия по реанимации отечественного авиапрома предприняло вовсе не государство, а сами самолето- и двигателестроители — на свой страх, риск и почти прозрачный тогда кошелек, как принято дипломатично изъясняться в отрасли, «в инициативном порядке».

До 2000 года фирма «Сухой» занималась исключительно военной тематикой, но на рубеже веков тогдашний гендиректор ОАО «Компания “Сухой”» Михаил Погосян решил, что компания должна всерьез заняться гражданской авиатехникой для стабилизации не слишком устойчивого тогда портфеля военных заказов. В качестве первого гражданского проекта компания выбрала именно региональный самолет: по результатам опроса авиакомпаний этот сегмент испытывал наибольший спрос на современный авиалайнер с просторным салоном, расходом топлива и летными характеристиками на уровне лучших мировых стандартов. Первым главным конструктором проекта был

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зеленая эпоха уходит Зеленая эпоха уходит

Все больше стран отказываются от доллара в пользу национальных валют

Эксперт
Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки» Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки»

Как нейросети и другие технологии помогут с выбором верного жизненного пути

РБК
Готовится ли Тайвань к войне? Готовится ли Тайвань к войне?

Китаевед Андрей Дагаев — о том, как устроено тайваньское общество

Эксперт
Евгений Липовицкий: Как я открыл вселенную автохимии Евгений Липовицкий: Как я открыл вселенную автохимии

Таинственный мир моторных масел, допусков, сертификаторов и других жидкостей

4x4 Club
Сдержанное чудо Сдержанное чудо

Российское инвестиционное чудо: существует ли оно

Эксперт
Мясная отрасль переходит на длинные контракты Мясная отрасль переходит на длинные контракты

Почему дорожает мясо?

Эксперт
Война, родившая джип Война, родившая джип

Наибольшее число типов армейского автотранспорта породила Вторая мировая война

Популярная механика
Весы Роберваля Весы Роберваля

В рычажных весах точки опоры и подвеса чаш образуют равнобедренный треугольник

Наука и жизнь
«Развитие Севморпути — это правовая и экономическая дилемма» «Развитие Севморпути — это правовая и экономическая дилемма»

О правовом статусе Северного морского пути и нерешенных вопросах в Арктике

Эксперт
Врастание машин Врастание машин

«Конец индивидуума»: чем нам на самом деле грозит искусственный интеллект

Weekend
Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
Как создается экономический рост Как создается экономический рост

РЖД — один из крупнейших инвесторов в инфраструктуру в России

Эксперт
Алкуин и Каролингское возрождение Алкуин и Каролингское возрождение

Как спасти из мрачной бездны неведения культуру Западной Римской империи?

Знание – сила
Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься» Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься»

Русланова была великой актрисой, играла все: от высокой трагедии до комедии

Караван историй
Анна Меркулова: «Развитие метростроительства связано с цифровизацией» Анна Меркулова: «Развитие метростроительства связано с цифровизацией»

Как развивается транспортная инфраструктура в регионах

РБК
Наука в России: «Открываются очень большие перспективы» Наука в России: «Открываются очень большие перспективы»

Как достигнуть научного и технологического суверенитета в стране?

ФедералПресс
Наш мозг — ксенофоб: почему люди боятся тех, кто отличается от них Наш мозг — ксенофоб: почему люди боятся тех, кто отличается от них

Почему мы мыслим категориями «все они такие» и как победить в себе ксенофоба?

Forbes
«Мы строим новую экономику»: Игнат Петухов о развитии Оренбуржья «Мы строим новую экономику»: Игнат Петухов о развитии Оренбуржья

Оренбургская область из «аутсайдеров» вырывается в «динамично развивающиеся»

ФедералПресс
Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино

Как франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар повлиял на кино.

Правила жизни
Космическая сила Космическая сила

Почему бы не построить солнечную электростанцию прямо в космосе?

TechInsider
Тянет на сладкое Тянет на сладкое

3 неожиданных причины, почему вам так хочется сладкого, и что с этим делать

Лиза
Почему болит живот Почему болит живот

Причины болей в животе, о которых вы даже не догадывались

Добрые советы
«Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно» «Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно»

Михаил Гельфанд — о лжеученых и своей собственной научной работе

Наука
Семь необычных причин головной боли Семь необычных причин головной боли

Как самим определить «нестандартные» причины возникновения головной боли?

Здоровье
Самодостаточность — не изоляция Самодостаточность — не изоляция

Успешно ли трансформируется IT-отрасль и будет ли достигнут цифровой суверенитет

FP. BusinessReview
Совы во льдах. Как американский орнитолог спасал рыбного филина на Дальнем Востоке Совы во льдах. Как американский орнитолог спасал рыбного филина на Дальнем Востоке

Отрывок из документального рассказа о Дальнем Востоке

СНОБ
Нейросоцсеть Нейросоцсеть

Разговор с креативным директором LOOKY Артемом Коноваловым

TechInsider
Оскар Конюхов: «С детства понимал, что мой отец делает невероятные вещи» Оскар Конюхов: «С детства понимал, что мой отец делает невероятные вещи»

Оскар Конюхов мечтал стать океанологом, но жизнь его сложилась еще лучше

VOICE
Моя идеальная свадьба Моя идеальная свадьба

Как прошла свадьба Ирены Понарошку и Руслана Годизова

OK!
Крик души Крик души

Истории о людях, которые чересчур эмоционально и громко выражают свои эмоции

Лиза
Открыть в приложении