Королева британского соула: как Эми Уайнхаус изменила музыку, отдав ей свою жизнь
14 сентября 2023 года Эми Уайнхаус могло бы исполниться 40 лет. Эми ушла в 27, вписав себя в историю музыки не только благодаря своему бунтарскому нраву и искренности, но и профессиональным достижениям: альбом Back To Black принес Уайнхаус пять статуэток «Грэмми» и стал вторым самым продаваемым британским альбомом в XXI веке. В день рождения Эми Уайнхаус Forbes Woman рассказывает, какой была ее жизнь и как она изменила музыку.
«Эми навсегда изменила поп-музыку», — твитнула Леди Гага 24 июля 2011 года, на следующий день после смерти певицы. Уайнхаус повлияла не только на Гагу, но и на Адель, Сэма Смита, Лану Дель Рей, которая после новости об уходе Уайнхаус даже думала перестать петь.
Некоторые критики считают, что Эми начала третье «британское вторжение» — когда музыка Великобритании снова заполнила музыкальные рейтинги разных стран. Первое вторжение прошло под знаком The Beatles в 1960-х, лидерами второго в 1980-х были The Police.
Меня зовут Эми
Отец Эми, Митчелл Уайнхаус, работал водителем такси и любил петь. Во время поездок он часто ставил диски Фрэнка Синатры и Тони Беннетта, Эми слушала и подпевала. «Она всегда мечтала быть певицей. Все время пела дома и могла напевать I will survive Глории Гейнор, лежа в ванной», — вспоминала мать Эми Дженис.
Осваиваться на сцене Эми начала рано — в восемь лет она поступила в театральную школу и сменила целых три. В 10 лет она вместе с подругой основала рэп-дуэт Sweet‘n’Sour, вдохновившись нью-йоркской хип-хоп-группой Salt-n-Pepa. «Они были настоящими женщинами, которые не боялись говорить о мужчинах, и получали то, что хотели», — говорила Эми о своих кумирах. В 13 лет Эми научилась играть на гитаре брата, а в 14 купила и свой инструмент.
В подростковом возрасте Эми не носила школьную форму, жевала жвачку на уроках и носила кольцо в носу — некоторые СМИ писали, что ее за это исключили из известной в Лондоне театральной студии Сильвии Янг. Сама Сильвия говорила, что это миф, и на самом деле один из учителей за ее спиной позвонил матери Эми и сказал, что та завалит выпускные экзамены, если не уйдет из школы. Того учителя вскоре уволили, но в студию Эми не вернулась. Она перешла в другую школу, где за музыку получала двойки — все из-за непослушания. Родители Эми к тому моменту развелись. После ухода отца из семьи Эми решила, что может делать что хочет: носить макияж, встречаться с парнями, набивать татуировки (первую она сделала в 15 — по собственному признанию, всегда хотела иметь изображение героини мультфильмов 1930-х годов Бетти Буп на спине).
В 16 лет Эми уже пела в молодежном джазовом оркестре. Когда она пришла на прослушивание, то начала диалог со слов: «Привет, меня зовут Эми Уайнхаус, это еврейское имя», — вспоминал руководитель оркестра Билл Эштон. Эми никогда не стеснялась своей национальности, но от религии она была далека: «Быть еврейкой для меня — это о том, чтобы быть в настоящей дружной семье», — говорила она.
Одно из выступлений с оркестром стало для Эми поворотным в ее судьбе — друг со связями в музыкальной индустрии предложил записать пару песен в студии, чтобы потом дать их послушать продюсерам. Так Эми сразу попала на лейбл влиятельного музыкального и телепродюсера Саймона Фуллера, который работал со Spice Girls, а потом подписала контракт с Universal.
Быть честной
«Уайнхаус звучит так, будто она тысячу раз выступала в дымных джаз-клубах. Поэтому для меня стало неожиданностью, что ей всего 19 лет, и она выросла в северном Лондоне», — так начинается рецензия британской газеты The Guardian на альбом «Frank», с которым Эми дебютировала на музыкальной сцене в октябре 2003 года.
Критики приняли Frank тепло. «Винтажную» манеру пения Эми они сравнивали с тем, как пели Элла Фицджеральд, Билли Холидэй и другие джаз-дивы. В текстах песен Уайнхаус оправдывала название альбома, честно рассказывая о своих переживаниях. «Современная музыка не выражала, что я чувствую. Поэтому я начала писать песни», — признавалась Эми. В открывающем альбом треке «Stronger Than Me» героиня обращается к своему партнеру, который хотя и старше нее на семь лет, но не ведет себя как взрослый мужчина и постоянно требует внимания к себе. В песне «I Heard Love Is Blind» она просит прощения за измену, а в «Take The Box» рассказывает о возвращении вещей бывшего.