История первой гимназии Санкт-Петербургской Академии наук

Знание – силаИстория

Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление

Владимир Соболев

Одним из важных результатов широкой реформаторской деятельности императора Петра Великого стало создание Санкт-Петербургской Академии наук. «Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств», одобренный императором, предусматривал организацию в ее структуре и академической гимназии, «в которой младые люди нужным наукам обучаются», – первого в России учебного заведения такого типа.

Готлиб Байер

Чтобы организовать гимназию и создать возможности управления ею со стороны властных структур, был приглашен из Пруссии проректор Кёнигсбергской Кафедральной школы, профессор древностей Готлиб (Теофил) Зигфрид Байер. В декабре 1725 года президент Академии наук Лаврентий Блюментрост заключил с ним контракт, по которому Байер получал право создать гимназию по представленному им проекту и заведовать ею. По замыслу ученого, занятия в гимназии должны были проводиться четыре дня в неделю, всего по семи предметам: языки немецкий, французский, латынь и греческий; а также по арифметике, геометрии и географии. В числе первых преподавателей гимназии были Герхард Фридрих Миллер, Георг Вольфганг Крафт, Иван Семенович Горлицкий и другие.

Лаврентий
Блюментрост

Согласно сведениям, извлеченным нами из «Табели ученикам гимназии», в течение 1726 года были приняты на обучение 112 человек, а в 1727 году – 58. В этот первый прием в гимназию поступили молодые люди, которые впоследствии внесли весомый вклад в развитие российской науки: В. Адодуров, П. Кондонди, И. Тауберт и др. С первых дней существования гимназии состав ее учащихся был интернациональным. Среди первых гимназистов были: грек Л. Адмирос, молдаванин Г. Бантыш, «горский черкес» Т. Ассанбеков и др. Были учащиеся и из немецких семей, живших в Петербурге. Конечно, не всем из поступивших удавалось с успехом окончить гимназию, – некоторые бросали учебу. Кроме того, с самого момента учреждения в гимназию принимали детей не только для прохождения всего курса обучения, но и для изучения только некоторых предметов, особенно «новых» иностранных языков.

Первое время гимназия располагалась в двух зданиях на Петербургском острове – в доме П. П. Шафирова и доме И. П. Строева. Весной 1728 года ее перевели на Васильевский остров, во вновь отстроенный дворец царицы Прасковьи Федоровны, который правительство передало Академии наук. И только в 1747 году для университета и гимназии было впервые предоставлено отдельное специальное здание на том же Васильевском острове – дом баронов Строгановых.

В 1728 году количество детей, поступивших в академическую гимназию, резко сократилось – их оказалось всего двадцать шесть. Это было вызвано тем, что двор императора Петра II переехал в Москву, а вслед за ним туда же переехали и многие знатные фамилии с детьми. Академия наук предприняла энергичные меры к тому, чтобы наполнить состав учащихся за счет приема детей из семей невысокого социального положения, и в следующем, 1729 году в гимназию поступили уже 74 человека. Среди них были дети адмиралтейских десятских и плотников, солдат, мастеровых… Правда, такие ученики чаще всего не оканчивали полного курса обучения.

Через несколько лет на долю гимназии выпало еще одно серьезное испытание: в 1731 году в Санкт-Петербурге был учрежден Кадетский (Шляхетский) корпус. Окончившим его корпус давал право получения классных чинов по действовавшей «Табели о рангах», а значит – право поступления на государственную службу. Те же, кто окончил академическую гимназию, никаких прав по государственной службе не получали. В связи с этим резко возросло число «абитуриентов» в корпус, а количество желавших поступить в гимназию, соответственно, сократилось. Теперь гимназия должна была рассчитывать только на учеников – представителей низшего сословия и на детей иностранных подданных, у которых права поступления на учебу в Шляхетский корпус не было.

Кадетский корпус

В первые десятилетия органы государственной власти практически не регламентировали деятельности ни Академии наук, ни, соответственно, академической гимназии. Поэтому профессора, на которых Академия возлагала функции руководства гимназией, не раз пытались разрабатывать свои организационно-нормативные документы, необходимые для ее повседневной жизни. В сентябре 1731 года Теофил Байер ввел в действие разработанную им «Инструкцию ректору и учителям гимназии» (12 листов на немецком языке). В соответствии с этим документом гимназия подразделялась на две школы: немецкую и латинскую. В «Инструкции» излагалась методика преподавания и объяснения ученикам материала, организация проверки их знаний и др.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как размножаются математики Как размножаются математики

Каждый путь математика к звездам проходит через тернии

Знание – сила
Гортензии на любой вкус и цвет Гортензии на любой вкус и цвет

Вторая половина лета и осень — пора цветения гортензий

Наука и жизнь
Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
Уроки на удаленке Уроки на удаленке

Полезные приложения и лучшие интернет-ресурсы для домашнего образования

Лиза
Петровский флот Петровский флот

«Полтава» — первый полноценный линейный корабль русского флота на Балтике

Дилетант
Глеб Калюжный и Юрий Стоянов Глеб Калюжный и Юрий Стоянов

Любимый динамический дуэт Стоянов — Калюжный снова в деле

Собака.ru
Небо Сибири Небо Сибири

Они называют себя современным оператором запусков в ближний космос (стратосферу)

Популярная механика
АвтоВАЗ: перестройка и экспансия АвтоВАЗ: перестройка и экспансия

Флагман российского автопрома наращивает выпуск автомобилей. Впереди — изменения

Эксперт
IQ идет в рост IQ идет в рост

Статья для желающих обзавестись десятком-другим дополнительных «умственных сил»

Лиза
5 самых распространенных проблем со стопами — почему они возникают и что с ними делать 5 самых распространенных проблем со стопами — почему они возникают и что с ними делать

Пять самых распространенных подологических патологий

VOICE
Взгляд на город Взгляд на город

Борис Уборевич-Боровский об урбанизме, приватности и человеческом факторе

SALON-Interior
Для упругих ягодиц Для упругих ягодиц

10 упражнений, которые помогут тебе обрести соблазнительные формы

Лиза
«Власть дает художникам свободу поиска, пока не устоялся канон» «Власть дает художникам свободу поиска, пока не устоялся канон»

Евгений Марголит о том, как советские режиссеры не совпадали с линией партии

Weekend
Переиграть Китай в зеленых технологиях будет сложно Переиграть Китай в зеленых технологиях будет сложно

Европа нацелилась на вытеснение КНР с позиций в производстве зеленых технологий

Эксперт
Золотой Плёс Золотой Плёс

Приехать в Плес и не влюбиться в него невозможно!

Лиза
Ведро, чарка, мерзавчик: Как на Руси мерили водку Ведро, чарка, мерзавчик: Как на Руси мерили водку

Почему именно ведро стало точкой отсчета для торговли спиртным

Maxim
12 главных проблем, которые создает трезвый образ жизни 12 главных проблем, которые создает трезвый образ жизни

Почему воздержание от алкоголя — плохая идея

Maxim
Субботы терпкий вкус Субботы терпкий вкус

Рисовать в Шаббат? Художница Елена Репетур убедилась, что Израиль — страна чудес

Seasons of life
Алло, мы ищем таланты! Алло, мы ищем таланты!

Что делать, когда вы не знаете, где искать свое призвание?

Добрые советы
Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься» Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься»

Русланова была великой актрисой, играла все: от высокой трагедии до комедии

Караван историй
За водой на лунный южный полюс («Луна-25» и другие) За водой на лунный южный полюс («Луна-25» и другие)

Задачи, которые стояли перед «Луной-25», никуда не делись. Их придётся решать

Наука и жизнь
5 предметов, которые исчезли из школьной программы. Навсегда ли? 5 предметов, которые исчезли из школьной программы. Навсегда ли?

Возможно, школьные дисциплины времен СССР пригодились бы и сегодня?

Psychologies
Уметь = преуспеть Уметь = преуспеть

Есть такие особенные умения, которые пригодятся везде и всегда

Добрые советы
Личные границы Личные границы

Каким должен быть забор между соседями в частном доме по закону

Лиза
Филипп Чижевский: «Замыкаться на какой-то одной эпохе для меня невозможно» Филипп Чижевский: «Замыкаться на какой-то одной эпохе для меня невозможно»

Филипп Чижевский о том, что значит быть дирижером и об отношениях с оркестром

Эксперт
Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

Валери Зоидова о первой потерянной любви и несогласии со Скарлетт О'Харой

VOICE
Интерьер — это ответ на запрос Интерьер — это ответ на запрос

Юлия Тряскина об изменениях в городской среде и о перезагрузке стиля жизни

SALON-Interior
Автомобили Автомобили

Лимитированные версии и прорывные технологии в автомобильной сфере

Robb Report
«Я за то, чтобы жить настоящим» «Я за то, чтобы жить настоящим»

С Камилем Лариным мы поговорили о его новой роли, роботах и спорах с Siri

Лиза
Секрет фирмы Секрет фирмы

Раздаем полезные советы по менеджменту (бесплатно)

Лиза
Открыть в приложении