История первой гимназии Санкт-Петербургской Академии наук

Знание – силаИстория

Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление

Владимир Соболев

Одним из важных результатов широкой реформаторской деятельности императора Петра Великого стало создание Санкт-Петербургской Академии наук. «Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств», одобренный императором, предусматривал организацию в ее структуре и академической гимназии, «в которой младые люди нужным наукам обучаются», – первого в России учебного заведения такого типа.

Готлиб Байер

Чтобы организовать гимназию и создать возможности управления ею со стороны властных структур, был приглашен из Пруссии проректор Кёнигсбергской Кафедральной школы, профессор древностей Готлиб (Теофил) Зигфрид Байер. В декабре 1725 года президент Академии наук Лаврентий Блюментрост заключил с ним контракт, по которому Байер получал право создать гимназию по представленному им проекту и заведовать ею. По замыслу ученого, занятия в гимназии должны были проводиться четыре дня в неделю, всего по семи предметам: языки немецкий, французский, латынь и греческий; а также по арифметике, геометрии и географии. В числе первых преподавателей гимназии были Герхард Фридрих Миллер, Георг Вольфганг Крафт, Иван Семенович Горлицкий и другие.

Лаврентий
Блюментрост

Согласно сведениям, извлеченным нами из «Табели ученикам гимназии», в течение 1726 года были приняты на обучение 112 человек, а в 1727 году – 58. В этот первый прием в гимназию поступили молодые люди, которые впоследствии внесли весомый вклад в развитие российской науки: В. Адодуров, П. Кондонди, И. Тауберт и др. С первых дней существования гимназии состав ее учащихся был интернациональным. Среди первых гимназистов были: грек Л. Адмирос, молдаванин Г. Бантыш, «горский черкес» Т. Ассанбеков и др. Были учащиеся и из немецких семей, живших в Петербурге. Конечно, не всем из поступивших удавалось с успехом окончить гимназию, – некоторые бросали учебу. Кроме того, с самого момента учреждения в гимназию принимали детей не только для прохождения всего курса обучения, но и для изучения только некоторых предметов, особенно «новых» иностранных языков.

Первое время гимназия располагалась в двух зданиях на Петербургском острове – в доме П. П. Шафирова и доме И. П. Строева. Весной 1728 года ее перевели на Васильевский остров, во вновь отстроенный дворец царицы Прасковьи Федоровны, который правительство передало Академии наук. И только в 1747 году для университета и гимназии было впервые предоставлено отдельное специальное здание на том же Васильевском острове – дом баронов Строгановых.

В 1728 году количество детей, поступивших в академическую гимназию, резко сократилось – их оказалось всего двадцать шесть. Это было вызвано тем, что двор императора Петра II переехал в Москву, а вслед за ним туда же переехали и многие знатные фамилии с детьми. Академия наук предприняла энергичные меры к тому, чтобы наполнить состав учащихся за счет приема детей из семей невысокого социального положения, и в следующем, 1729 году в гимназию поступили уже 74 человека. Среди них были дети адмиралтейских десятских и плотников, солдат, мастеровых… Правда, такие ученики чаще всего не оканчивали полного курса обучения.

Через несколько лет на долю гимназии выпало еще одно серьезное испытание: в 1731 году в Санкт-Петербурге был учрежден Кадетский (Шляхетский) корпус. Окончившим его корпус давал право получения классных чинов по действовавшей «Табели о рангах», а значит – право поступления на государственную службу. Те же, кто окончил академическую гимназию, никаких прав по государственной службе не получали. В связи с этим резко возросло число «абитуриентов» в корпус, а количество желавших поступить в гимназию, соответственно, сократилось. Теперь гимназия должна была рассчитывать только на учеников – представителей низшего сословия и на детей иностранных подданных, у которых права поступления на учебу в Шляхетский корпус не было.

Кадетский корпус

В первые десятилетия органы государственной власти практически не регламентировали деятельности ни Академии наук, ни, соответственно, академической гимназии. Поэтому профессора, на которых Академия возлагала функции руководства гимназией, не раз пытались разрабатывать свои организационно-нормативные документы, необходимые для ее повседневной жизни. В сентябре 1731 года Теофил Байер ввел в действие разработанную им «Инструкцию ректору и учителям гимназии» (12 листов на немецком языке). В соответствии с этим документом гимназия подразделялась на две школы: немецкую и латинскую. В «Инструкции» излагалась методика преподавания и объяснения ученикам материала, организация проверки их знаний и др.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
История жулика: как Уэс Андерсон дает слово Роальду Далю и превращает кино в театр История жулика: как Уэс Андерсон дает слово Роальду Далю и превращает кино в театр

Почему новое кино Уэса Андерсона подойдет людям без воображения?

Forbes
Как размножаются математики Как размножаются математики

Каждый путь математика к звездам проходит через тернии

Знание – сила
Что такое пранаяма и в чем ее польза Что такое пранаяма и в чем ее польза

Как пранаяма может улучшить ваше физическое и ментальное здоровье

РБК
Правда земная и правда небесная Правда земная и правда небесная

«Дочка священника не может изучать это евангелие от дьявола. Вы не возражаете?»

Дилетант
Собирание земель русских Собирание земель русских

Кто поверит, что на месте Уральских гор когда-то плескался океан?

Вокруг света
9 мифов об Альберте Эйнштейне 9 мифов об Альберте Эйнштейне

Правда и мифы о создателе теории относительности

Вокруг света
Верность навсегда: миф или реальность Верность навсегда: миф или реальность

Возможно ли сохранить любовь и верность на протяжении всей жизни?

Лиза
Созвучное настроение Созвучное настроение

Цветовая и архитектурная образность Санкт-Петербурга в оформлении интерьера

Идеи Вашего Дома
Марвин Марвин

Правила жизни параноидального андроида Марвина

Правила жизни
Как прожить горевание и вернуться к жизни: советы себе и окружающим Как прожить горевание и вернуться к жизни: советы себе и окружающим

О чем нам стоит знать, чтобы справиться с проживанием горя?

Psychologies
Бизнес как спорт Бизнес как спорт

Генеральный директор компании FIRST Максим Сергеев — об искусстве быть первым

FP. BusinessReview
«Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика» «Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика»

Почему вам постоянно не хватает времени?

Psychologies
Что знали о будущем и чего ждали от него в Средневековье Что знали о будущем и чего ждали от него в Средневековье

Будущее и Средневековье: кометы, предзнаменования и шедевр романской живописи

РБК
Котик на батарейках Котик на батарейках

Откуда в китайском спортседане столько немецкого?

Автопилот
«Любовь — это еще не все»: 3 горькие истины «Любовь — это еще не все»: 3 горькие истины

Любовь — не лекарство от всех болезней и не решение всех проблем

Psychologies
Вы в порядке? Вы в порядке?

Что такого, если один в отношениях аккуратист, а другой грязнуля?

VOICE
Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова

Раневская никогда не была настолько экстравагантна, как ее пытаются представить

Караван историй
Это мы не проходили Это мы не проходили

Высшее образование становится бессмысленным, но учиться приходится всю жизнь

Men Today
Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы

Вспоминаем фильм мастера Куросавы «Семь самураев» и раскрываем его секреты

Правила жизни
Кто трясет Землю? Кто трясет Землю?

Первые гипотезы об устройстве земной коры зародились еще в античности

Вокруг света
Тревожные люди Тревожные люди

Почему пропадают месячные, куда уходит либидо и как стресс влияет на зачатие

VOICE
Выход через развалины Выход через развалины

Как «бумажная архитектура» пыталась вырваться из утопии

Weekend
Дмитрий Крутов: «Карьерный путь человека будет максимально релевантным его способностям» Дмитрий Крутов: «Карьерный путь человека будет максимально релевантным его способностям»

Как изменится обучение в будущем

РБК
«Диагноз поставлен»: 3 шага, чтобы не разрушить отношения при психическом расстройстве «Диагноз поставлен»: 3 шага, чтобы не разрушить отношения при психическом расстройстве

Как решить проблемы в отношениях, связанные с психическим здоровьем?

Psychologies
Жизнь других Жизнь других

Существуют места, словно созданные для съемок фильмов про иные миры

Men Today
«Вместе навсегда» «Вместе навсегда»

8 правил, которые помогут спасти брак

Лиза
10 фактов про Древний Рим, которые кажутся невероятными 10 фактов про Древний Рим, которые кажутся невероятными

На тот случай, если на этой неделе вы еще ни разу не думали про Римскую империю

Maxim
«Перестаньте контролировать себя — и добьетесь успеха» «Перестаньте контролировать себя — и добьетесь успеха»

О мифах вокруг силы воли и ее развития рассуждает психолог

Psychologies
Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть» Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть»

Было абсолютно очевидно, Лев Дуров так и остался главным человеком в ее жизни

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении