Как развивается транспортная инфраструктура в регионах

РБКHi-Tech

Анна Меркулова: «Развитие метростроительства связано с цифровизацией»

Беседовала Анна Степаненко

Анна Меркулова, генеральный директор группы компаний «Моспроект-3», заместитель председателя правления Тоннельной ассоциации России (ТАР), персональный член Международной тоннельной ассоциации (ITAITES). Среди флагманских проектов «Моспроекта-3» — Большая кольцевая линия Московского метрополитена, транспортно-пересадочные узлы на Московском центральном кольце и Московский скоростной диаметр

Правительственная программа «Инфраструктурное меню» и льготные федеральные кредиты позволили крупным российским городам вернуться к планам по развитию своих транспортных систем. Например, в Красноярске и Челябинске формируют сеть метротрамвая, а в Нижнем Новгороде новые станции появятся на обеих линиях метро. О развитии транспортной инфраструктуры в регионах, технологиях строительства метро и будущем отечественной отрасли метростроения рассказывает гендиректор ГК «Моспроект-3» и заместитель председателя правления Тоннельной ассоциации России Анна Меркулова.

РБК Что такое «Инфраструктурное меню»? Как оно помогает развивать транспорт в городах?

А. М. Это поддержанный президентом России масштабный федеральный проект, который включает в себя комплекс мер экономической помощи регионам, и в первую очередь в части развития инфраструктуры.

Один из главных инструментов проекта — бюджетные кредиты для субъектов Федерации на льготных условиях, по ставке 3% годовых.

Согласно данным федерального правительства, только по итогам 2022 года распределен 1 трлн руб. таких кредитов. Это позволит реализовать 930 проектов в 83 регионах. Речь идет в том числе о модернизации и строительстве транспортных систем.

Например, в конце 2021 года мы стали первым подрядчиком, который реализует проект строительства метро в рамках «Инфраструктурного меню». Я говорю о продлении Автозаводской линии Нижегородского метрополитена. Впоследствии проект расширился. Кроме того, «Моспроект-3» участвует в развитии систем скоростного рельсового транспорта в Челябинске и Красноярске.

РБК Что это за проекты?

А. М. В Нижнем Новгороде мы занимаемся продлением двух линий метро — Автозаводской и Сормовско-Мещерской.

Проект предусматривает строительство трех дополнительных станций. Общая протяженность новых тоннелей составит 5,8 км. Это будут участки современного метро мелкого заложения — станции расположатся на глубине 10–11 м. Сейчас мы завершаем подготовку стартовых котлованов. Тоннелепроходческий щит успешно прошел необходимую санацию и полностью готов к работе.

В Красноярске и Челябинске наша инженерная команда предложила другое технологическое решение — здесь появятся линии скоростного легкорельсового транспорта.

Решение о строительстве метро в Красноярске приняли еще в 1983 году. Работы начались только в 1995-м, но из-за нехватки средств постоянно прерывались, а в 2009 году проект законсервировали. Мы предложили достроить тоннели и модернизировать наземные участки для запуска скоростного трамвая. Планируем построить ветку метротрамвая протяженностью более 10 км. В центральной части города разместим четыре подземные и две наземные остановки.

Запуск линии намечен на 2026 год.

В Челябинске метрополитен начали проектировать еще в 1967 году. Строительство началось в начале 1990-х. Из-за недофинансирования челябинское метро не завершили. Было проложено лишь несколько километров тоннелей и начато строительство двух станций. Здесь мы также построим метротрамвай. Планируем проложить 11 км линий с тремя наземными и тремя подземными станциями. В наш проект включены уже построенные для метро объекты. Завершение строительства намечено также на 2026 год. Скоростной легкорельсовый транспорт Челябинска свяжет несколько удаленных друг от друга городских районов.

РБК Долгое время метро развивалось только в Москве. Можно ли использовать опыт, накопленный в столице, для развития транспортных систем в регионах?

А. М. Московский опыт показывает, что эффективное решение для мегаполисов и тем более агломераций — это интеграция разрозненных видов транспорта в единый контур. Например, наряду с классическим метро большим потенциалом обладают и железнодорожные системы. Кроме того, в крупных городах, как правило, сохранены старые маршруты трамваев, которые возможно модернизировать — вывести на новый уровень их потенциал, грамотно включив в общегородскую систему транспортного обслуживания населения.

РБК Какие трудности ждут строителей метро в крупных городах?

А. М. Самая очевидная сложность работы в мегаполисе — это стесненность условий: как правило, невозможно развернуть строительную площадку в тех габаритах, которые обеспечили бы комфортную работу. Приходится ее оптимизировать, выделять отдельные этапы и выстраивать грамотную логистику для движения техники и подвоза материалов.

Кроме того, город постоянно находится в движении. Поэтому мы обязаны минимизировать воздействие на существующую инфраструктуру и коммуникации: формировать компенсационные маршруты для движения транспорта, благоустраивать альтернативные проходы для пешеходов, переносить коммуникации, снижать строительный шум.

Еще один важнейший фактор — гидрогеологические условия. Как правило, при проходке тоннелей мы сталкиваемся со сложной геологией, например с нестабильными породами. Впрочем, российские метростроители накопили богатый опыт работы в сложных условиях.

РБК Какие технологии сегодня применяются в строительстве метро и легкорельсового транспорта?

А. М. В основе современных технологий лежит опыт советской инженерной школы, особенно это касается строительства глубоких станций в неустойчивых грунтах. Для их стабилизации и защиты от воды мы используем различные специальные методы: заморозку грунтов, их цементацию, в том числе с применением смесей с ускоренным схватыванием и затвердеванием, комбайновый способ проходки и т.д.

Ключевой тренд последнего десятилетия — переход к метро мелкого заложения. Оно удобно для пассажиров и позволяет существенно сократить сроки строительства и оптимизировать процессы, в том числе за счет активного использования средств механизации. К примеру, для программы развития Московского метрополитена консолидировали беспрецедентный парк тоннелепроходческих комплексов (ТПМК), который насчитывает более 30 единиц спецтехники. Среди них есть так называемые 10-метровые щиты-«гиганты». Один такой ТПМК прокладывает тоннель большого диаметра, где размещаются сразу два пути.

Важной частью новых подходов к проектированию станций метро стало использование цифровых технологий, главным образом BIM-проектирования (Building Information Modeling). Речь идет о создании полной информационной модели строительного объекта, включающей его трехмерное представление, а также физические и функциональные характеристики. Сегодня BIM применяется в связке с аналитическими и расчетными комплексами, создавая единую среду по разработке информационных моделей. Мы интегрируем в них дополнительные программные продукты, расширяя функционал и возможности.

РБК Как изменятся технологии строительства метро в будущем?

А. М. Наиболее перспективное направление дальнейшего развития технологий строительства, в том числе и метро, связано с цифровизацией процессов и расширением использования технологий искусственного интеллекта. Думаю, что уже к 2030 году примерно 80% строительного проектирования будет выполнять именно ИИ. Это потребует разработки сквозной цифровой модели, которая захватит все процессы — от концепции будущего объекта до проектирования, строительства и последующей эксплуатации. При этом, безусловно, заменить человека полностью машины не смогут, инженерные компетенции специалистов останутся востребованными.

Фото: пресс-служба ГК «Моспроект-3»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека» Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека»

Что ждет человечество в 2050 году и какие тренды уже сейчас влияют на общество?

РБК
Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне

В 1908 году Эйнштейн получил короткое письмо от профессора Альфреда Кляйнера...

Наука и жизнь
Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки» Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки»

Как со временем трансформируется сфера платежей

РБК
Битва за правописание Битва за правописание

Последние сто лет человечество ждет, что роботы лишат его работы

Правила жизни
Был или не был? Вот в чём вопрос Был или не был? Вот в чём вопрос

Да кто он такой, этот ваш Шекспир?

Дилетант
Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино

Как франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар повлиял на кино.

Правила жизни
Дмитрий Храбров: «Задачу еврозамещения можно считать выполненной» Дмитрий Храбров: «Задачу еврозамещения можно считать выполненной»

Какие вызовы ждут российскую электротехническую отрасль?

РБК
Как на нас влияют магнитные бури: объяснение физиков Как на нас влияют магнитные бури: объяснение физиков

Действительно ли на некоторых людей влияет усиление геомагнитного фона?

Psychologies
Электрический ключ к прекрасному Электрический ключ к прекрасному

Ученые исследуют нейрофизиологические механизмы восприятия произведений живописи

Наука
Седой Адам Драйвер в гонке со смертью: каким получился «Феррари» Майкла Манна Седой Адам Драйвер в гонке со смертью: каким получился «Феррари» Майкла Манна

«Феррари»: каким получился фильм про роковую страсть к гонкам

Forbes
Радиоактивность, которая лечит Радиоактивность, которая лечит

Ядерная медицина — одно из наиболее динамично развивающихся направлений науки

Наука
Если друг оказался вдруг... Если друг оказался вдруг...

Владельцы собак рассказали о диких советах от незнакомцев

Лиза
Красота без изъяна. Как сохранить здоровье груди и не дать мастопатии перерасти в рак Красота без изъяна. Как сохранить здоровье груди и не дать мастопатии перерасти в рак

Большинство женщин, у которых диагностирована мастопатия, находятся в зоне риска

Лиза
Куда приводит любовь Куда приводит любовь

Алексей Еремчук — как его увлечение электромобилями стало бизнесом

Robb Report
«Беременность на колесиках»: почему модные методики зачатия не работают — разоблачение от врача-гинеколога «Беременность на колесиках»: почему модные методики зачатия не работают — разоблачение от врача-гинеколога

Как женщины сами мешают себе забеременеть — с научной точки зрения

VOICE
5 самых распространенных проблем со стопами — почему они возникают и что с ними делать 5 самых распространенных проблем со стопами — почему они возникают и что с ними делать

Пять самых распространенных подологических патологий

VOICE
«День сурка» с наночастицами «День сурка» с наночастицами

Почему ученые не могут разработать лекарство от ВИЧ?

Знание – сила
Между нами, девочками Между нами, девочками

Как визит к гинекологу помогает решить проблемы с кожей

Лиза
«Пиксель. История одной точки» «Пиксель. История одной точки»

Как инженеры создали первые цифровые изображения

N+1
Что делать, если подозреваешь у себя дефицит витамина D и почему нельзя принимать его без врача? Что делать, если подозреваешь у себя дефицит витамина D и почему нельзя принимать его без врача?

Как безопасно восполнять витамин D?

VOICE
Самодостаточность — не изоляция Самодостаточность — не изоляция

Успешно ли трансформируется IT-отрасль и будет ли достигнут цифровой суверенитет

FP. BusinessReview
Миссия перевыполнима Миссия перевыполнима

Коммерческий директор Villagio Estate Алексей Коротких привык целиться масштабно

Men Today
Приданое, колдовство, ненависть: что такое фемицид и за что убивают женщин Приданое, колдовство, ненависть: что такое фемицид и за что убивают женщин

Фемицид: что это такое и как на убийства женщин реагирует общество?

Forbes
Женская импульсивность: «виноваты» гормоны и Луна Женская импульсивность: «виноваты» гормоны и Луна

Что управляет «приливами» и «отливами» в организме женщины?

Здоровье
Умный подход к наблюдению Умный подход к наблюдению

Как нейросеть VIJU помогает автоматически отслеживать ЧП в строительном секторе

Деньги
Байки из мавзолея Байки из мавзолея

«Вселенная Стивена Кинга»: все, что мы и так знаем о мастере ужасов,— и не более

Weekend
Крик души Крик души

Истории о людях, которые чересчур эмоционально и громко выражают свои эмоции

Лиза
Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова

Раневская никогда не была настолько экстравагантна, как ее пытаются представить

Караван историй
Что такое режим отпуска в холодильнике и действительно ли он полезен? Что такое режим отпуска в холодильнике и действительно ли он полезен?

Как поступить с холодильником, если вы уезжаете на месяц из дома?

CHIP
Благоустройство северных городов: особенности, которые стоит учесть Благоустройство северных городов: особенности, которые стоит учесть

О впечатлениях от города Якутска и существующих проблемах

ФедералПресс
Открыть в приложении