Российские цветоводы констатируют предбанкротное состояние отрасли

ЭкспертБизнес

Розы нуждаются в защите

Российские цветоводы констатируют предбанкротное состояние отрасли и просят государство оказать им экстренную помощь

Софья Инкижинова

«Цветочный рынок в России не просто перестал расти, он умирает. Сегодня даже наиболее устойчивые предприятия перестали зарабатывать, а те, кто имеет долговую нагрузку, и вовсе обречены» — так говорят о текущем положении в отрасли отечественные производители цветов. Среди проблем, которые привели цветоводов к нулевой доходности, в первую очередь называют возросшую налоговую нагрузку: с января 2019 года вступили в силу изменения в налоговом законодательстве РФ, в соответствии с которыми на цветочную отрасль перестал распространяться единый сельхозналог в размере 6%. Комбинаты — производители цветочной продукции стали платить НДС по ставке 20%. И это стало последней каплей в чаше терпения цветоводов.

Еще десять лет назад бизнес смотрел на рынок свежесрезанных цветов с интересом и активно инвестировал: действовала повышенная таможенная пошлина для импортеров, рынок был емкий, на нем присутствовало мало игроков, действовало льготное налогообложение. Однако за последние примерно пять лет все разрушилось: сначала снизилась таможенная ставка, затем страну заполонил неконтролируемый серый импорт, а теперь и цены на цветы упали в разы. В результате ряд цветочных комбинатов уже закрылись, выставлены на продажу или перепрофилируются.

Критическая ситуация в цветочной индустрии мобилизовала оставшихся игроков. Недавно появилась Национальная ассоциация цветоводов (НАЦ), в состав которой вошли крупнейшие производители цветов в стране с общей площадью теплиц 129,5 га (80% площади всех теплиц в отрасли, оцениваемой в 161 га). НАЦ обращается в самые разные ведомства — от Таможенного комитета до правительства РФ: «Цветочная отрасль — единственная в России отрасль сельского хозяйства, которая не получает государственную поддержку. Когда мы входили в рынок, то были одни правила, а сейчас они совершенно другие. Но если раньше мы не стремились к господдержке, то теперь она нам необходима. Дальше работать в таких условиях невозможно», — говорит глава НАЦ Алексей Антипов.

Четыре шага к спасению

Россия — один из крупнейших потребителей цветов в мире (входит в десятку стран — импортеров срезанных цветов). Объем отечественного рынка — около 1,8 млрд штук цветов в год, в стоимостном выражении это свыше 160 млрд рублей. Эксперты считают, что рынок еще больше, так как на нем в значительном объеме присутствует серый импорт, а также цветы, выращенные на продажу в домашних хозяйствах.

Вместе с тем российский рынок свежесрезанных цветов — совсем молодая отрасль. Современные предприятия, специализирующиеся на высокотехнологичном производстве (прежде всего роз — это самый востребованный на российском рынке цветок), появились в стране всего десять лет назад. Это порядка дюжины комбинатов, которые относятся к категории среднего бизнеса, с оборотом до 900 млн рублей в год. Крупнейшие из них — «Юг Агро», «Новая Голландия», «Мокшанский», «Подосинки». В совокупности они производят 250–270 млн стеблей в год, что составляет 15–18% общего потребления цветов в России.

Снижение доходности предприятий из-за высокой налоговой нагрузки — первое, с чем сегодня предлагают разобраться производители свежесрезанных цветов. Основными покупателями российских цветов являются индивидуальные предприниматели, которые не относятся к плательщикам НДС. Это делает невозможным возмещение НДС для производителей при продаже цветов, и им приходится изымать из оборота 10–12% для уплаты НДС. Компенсировать падение доходов повышением цен российские производители не могут, поскольку их продукция станет неконкурентоспособной в сравнении с доминирующим импортом.

На плаву остаются цветочные комбинаты, которые не имеют долговой нагрузки или же успели рассчитаться с долгами до новаций с НДС. «Считайте, из выручки 900 миллионов рублей почти 100 миллионов уходит на оплату НДС. А новые комбинаты и вовсе построить невозможно. Например, для строительства тепличного комплекса по выращиванию цветов площадью 12 гектаров потребуется два с половиной — три миллиарда рублей. Кредиты в среднем дают на восемь-десять лет, лучшая ставка — 8,5 процента. У нас нет никаких субсидий, поэтому 300 миллионов рублей в год уходит на выплату тела кредита, примерно столько же — на оплату процентов, затраты на электричество и газ — 250 миллионов. И еще нужно выплачивать аренду, зарплату», — объясняет Алексей Антипов.

Не исключено, что правительство пойдет навстречу цветоводам. «В весеннюю сессию мы внесли изменения в налоговое законодательство — к примеру, для производителей яблок снизили НДС в два раза, а для пальмового масла, наоборот, увеличили. Конечно, на финансовых показателях отечественных предприятий это отразилось позитивно. Нечто подобное можно сделать и в отношении цветоводов, снизив для них ставку НДС», — рассуждает председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

Второе предложение цветоводов — увеличение таможенной пошлины на импортные цветы с 5 до 15%. И в этой инициативе нет ничего нового: участники рынка лишь хотят восстановить справедливость прежних условий (до вступления в ВТО таможенная ставка составляла 15%). Сегодня за ввоз цветов на территорию России взимается всего 5% — это одна из самых низких ставок в мире. Китай, например, берет пошлину за импортные цветы в размере 10%, Евросоюз — 8,5%.

По расчетам НАЦ, именно эта инициатива может заместить выпадающие доходы государственной казны в случае положительного решения о снижении НДС для отечественных игроков. Производители подсчитали, что повышение пошлины не скажется на цене продукции для конечного потребителя. Сейчас оптовая цена за один стебель составляет 25–35 рублей, после предлагаемого повышения пошлины она изменится всего на один-два рубля.

Расстроены цветоводы и обилием импорта, на долю которого, по разным оценкам, приходится от 80 до 90% всех продаваемых в России цветов. Производителей пугает не столько рост импорта — за последние четыре-пять лет он вырос всего на 3–4%, — сколько стремительная смена декораций в отношении стран-поставщиков. Если раньше почти половина всех ввозимых цветов приезжала из Нидерландов, то теперь — из Белоруссии, а это в основном реэкспорт с занижением таможенной стоимости: под видом белорусской продукции часто ввозится товар из других стран (Италия, Кения, Эквадор, Испания, Израиль, Нидерланды и проч.). По данным BusinesStat, в 2018 году из Белоруссии было поставлено 683 млн штук срезанных цветов, это в 122 раза больше, чем в 2014-м. За это время в Белоруссии не было построено ни одного нового тепличного комплекса по выращиванию цветов. В 2018 году средняя цена одного цветка, импортированного из Белоруссии, составила 0,1 доллара, или порядка 6,2 рубля. В 2014 году средняя цена белорусского цветка была втрое выше, чем сейчас.

Участники рынка предлагают государству решить вопросы серого импорта, рассмотрев белорусскую схему, — из-за нее российский бюджет теряет более шести миллиардов рублей. «По нашим оценкам, серый импорт занимает порядка 50–60 процентов цветочного рынка, что существенно влияет на наше ценообразование и снижает нашу рентабельность. Мы надеемся, что в дальнейшем тарифы импорта через РБ и РФ не будут столь сильно отличаться, как сейчас (сейчас разница — порядка 40 процентов в себестоимости продукции в пользу более дешевого белорусского транзита)», — говорит член правления НАЦ Наиль Ахундов.

И наконец, последнее, о чем просит цветочный бизнес, — включить производителей цветочной продукции в программу льготного инвестиционного кредитования по ставке 5%, как других аграриев. На данном этапе это предложение тормозится неоднозначным статусом цветоводов. В советское время их относили к сфере коммунального хозяйства, так как большинство предприятий, выращивающих цветы, занимались и многолетними растениями, которыми украшали города. С 2000-х годов за цветоводов стал отвечать Минсельхоз. Однако формально к сельхозпредприятиям их так и не причислили, потому что они не производят продукты питания.

Встают на сторону цветоводов производители тепличных овощей. Эти бизнесы очень похожи, производственная рентабельность примерно одинаковая — 12– 15%, цветоводы сталкиваются с теми же проблемами, что и тепличные овощные хозяйства, разница лишь в том, что первых совсем не поддерживает государство. «На наш взгляд, сегодня важно оказать стартовую поддержку цветоводческой отрасли, как это сделали в свое время по отношению к нам. К примеру, те деньги, которые были вложены в программу по овощеводству защищенного грунта, уже фактически вернулись налогами (с 2014 года — 63 миллиарда рублей). В этом отношении рынок свежесрезанных цветов, пожалуй, еще более перспективен; вложенные средства могут вернуться государству за три года», — заключает президент ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников.

ИТАР-ТАСС/ Роман Храмовник

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Минимализм для миллениалов Минимализм для миллениалов

Новый дизайн упаковки увеличил продажи Брянского молочного комбината

Forbes
Пошли в баню! Пошли в баню!

В холодный зимний день баня или сауна – особое удовольствие

Лиза
Права сильных Права сильных

10 главных бизнес-историй 2019 года в спорте

Forbes
Хот-йога: Ольга Кавказская Хот-йога: Ольга Кавказская

Преподаватель Бикрам-йоги: о рекомендациях к практике

Yoga Journal
Щепотка имбиря Щепотка имбиря

Имбирь сочетает в себе тонкий аромат, умеренно жгучий вкус и полезные свойства

Наука и жизнь
5 причин поехать в Тунис зимой 5 причин поехать в Тунис зимой

В Тунисе есть что посмотреть, где погреться и чем себя побаловать

Лиза
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
20 главных фильмов зимы 20 главных фильмов зимы

О том, какие фильмы нас ждут в кинотеатрах в ближайшие зимние месяцы

РБК
Третье полушарие Третье полушарие

Программист из Орехово-Зуева заработал $2 млн на роботах для прокачки мозга

Forbes
Будущее российского мусора: как перерабатывают отходы в XXI веке Будущее российского мусора: как перерабатывают отходы в XXI веке

Попмех выяснил, как работает экотехнопарк «Калуга»

Популярная механика
Минута верного свиданья. Как российским телевизионщикам удалось подкараулить Зеленского и что из этого вышло Минута верного свиданья. Как российским телевизионщикам удалось подкараулить Зеленского и что из этого вышло

За годы, что наши пропагандисты воюют с Украиной, они буквально сроднились с ней

СНОБ
Жир поможет похудеть Жир поможет похудеть

Кетодиета – способ оздоровления и борьбы с лишним весом

Худеем правильно
Кристальный арт: зачем водочному заводу понадобилось современное искусство Кристальный арт: зачем водочному заводу понадобилось современное искусство

Почему современное российское искусство не встретится с коллекционерами

Forbes
Обещанного сорок лет ждут. Почему радужные обещания власти в принципе невыполнимы Обещанного сорок лет ждут. Почему радужные обещания власти в принципе невыполнимы

Разбираемся, почему обещания властей оказались пустыми

СНОБ
Праздник для пластика Праздник для пластика

Нижегородская «МАГ Груп» открыла завод по переработке вторполимеров

Эксперт
Девочка созрела Девочка созрела

Кайя Гербер вся в маму, Синди Кроуфорд, — не только красива, но и умна

Vogue
Горы, ладан и пираты: как Оман стал интересным туристическим направлением Горы, ладан и пираты: как Оман стал интересным туристическим направлением

Оману нужны туристы, а значит, любые средства для их привлечения оправданы

Forbes
Что не так с фильмом «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Что не так с фильмом «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

Новая трилогия «Звездных войн» подошла к концу, и финал оказался неутешительным

GQ
Как быстрее продирать глаза по утрам Как быстрее продирать глаза по утрам

Мало встать с постели и пойти на работу, нужно еще проснуться

Maxim
Как превратить любимое хобби в бизнес? Реальная история Как превратить любимое хобби в бизнес? Реальная история

Как превратить хобби в дело, приносящее не только удовлетворение, но и доход

Cosmopolitan
10 глупых мифов, в которые ты веришь из-за кино 10 глупых мифов, в которые ты веришь из-за кино

Порой в фильмах показывают поразительную ерунду

Maxim
Если заела заеда Если заела заеда

Неприятное раздражение в углу рта причиняет серьёзное неудобство

Здоровье
Оксана Сташенко: «Ничто не красит женщину так, как улыбка» Оксана Сташенко: «Ничто не красит женщину так, как улыбка»

Как Оксана Сташенко всё успевает, при этом сохраняя молодость и красоту?

Худеем правильно
Понять непостижимое: в чем секрет черных дыр Понять непостижимое: в чем секрет черных дыр

Черные дыры: это как заглянуть во врата ада, за пределы пространства и времени

Популярная механика
«Первый бизнес я начал в 12 лет»: один из самых успешных российских венчурных инвесторов Дмитрий Волков о Tinder, Канте и Burning Man «Первый бизнес я начал в 12 лет»: один из самых успешных российских венчурных инвесторов Дмитрий Волков о Tinder, Канте и Burning Man

Дмитрий Волков — о Tinder, Канте и Burning Man

Forbes
Я так устала… Эффективные способы восстановления жизненных сил Я так устала… Эффективные способы восстановления жизненных сил

Эффективные способы справиться с усталостью

9 месяцев
Кому зима – подруга? Кому зима – подруга?

Холодная и снежная зима одним в радость, а другим в тягость

Здоровье
Время Ориона. Зимнее небо Время Ориона. Зимнее небо

Зима не самое лучшее время для наблюдений звёздного неба в средней полосе России

Наука и жизнь
Смерть бешеного принтера: кем и где мы будем работать в 2020 году Смерть бешеного принтера: кем и где мы будем работать в 2020 году

О чем стоит помнить, чтобы построить успешную карьеру в наступающем году

Forbes
Как за полгода покорить 14 высочайших гор мира? Как за полгода покорить 14 высочайших гор мира?

Нирмал Пурджа покорил самые страшные горы и спас по пути несколько жизней

GQ
Открыть в приложении