В Ватутинках, реализован уникальный девелоперский проект Russian Design District

ЭкспертБизнес

Палаццо Гергиева, дом Юдашкина и Машков-билдинг

В Новой Москве, в Ватутинках, реализован уникальный девелоперский проект Russian Design District (RDD), выделяющийся необычным подходом к архитектуре

Алексей Щукин

Спортивно-образовательный кластер Russian Design District — редкий пример тематического девелопмента

В России мало примеров тематического девелопмента, когда проект выстраивается вокруг определенной идеи. Рынок не слишком сегментирован, покупатели в основном стремятся закрыть базовые потребности, и потому большинство проектов застройки похожи друг на друга. Пример другого подхода — Russian Design District, который тематически выстроен вокруг спорта и авторской архитектуры. В проекте в коллаборации с известными дизайнерами, деятелями культуры и спорта построены девять жилых домов.

Дом-кристалл из 30 тысяч элементов

RDD — девелоперский проект группы «Родина». Один из ее основателей — Антон Винер, сын миллиардера Алишера Усманова и главного человека в российской художественной гимнастике Ирины Винер. Сама Ирина — инициатор и ключевой участник проекта. Именно ей правительство Московской области выделило участок площадью 4,4 гектара для строительства спортивного кластера. Она же настояла, чтобы новый квартал не был серым с точки зрения архитектуры.

Свои градостроительные взгляды Ирина Винер формулирует весьма решительно: «Посмотрите, что строится сегодня: огромные страшные дома, а между ними — маленькие площадки для спорта. В таких кварталах очень трудно сохранить семью, потому что там нечего делать, только ночевать… Этих людей надо судить — не тех, кто так строит, а тех, кто разрешает подобное строительство». Альтернатива привычной застройке — спортивно-образовательный кластер с богатой инфраструктурой и возможностями для отдыха всей семьи. Например, в Дизайнерском квартале группы «Родина» кроме девяти жилых зданий предусмотрены многофункциональный спортивный центр, школа, детский сад, арт-бульвар.

Архитектурная доминанта комплекса — дом-кристалл, где разместятся Центр художественной гимнастики Ирины Винер и школа единоборств. Купол здания цвета черного обсидиана имеет сложную форму и собран из треугольных плоскостей-граней. «Купол уникален: он состоит из 30 тысяч элементов. Точность изготовления деталей близка к той, что принята в космической отрасли, иначе соединить грани кристалла не удалось бы», — отмечает совладелец и основатель группы «Родина» Владимир Щекин.

Сложная трехмерная структура опирается на стальной шаростержневой каркас, облицованный глянцевыми алюминиевыми панелями. «Для создания каркаса дома-кристалла нам пришлось придумать новую пространственностержневую систему», — рассказывает автор проекта RDD, руководитель архитектурного бюро «Лаборатория виртуальной архитектуры» Станислав Кулиш. В работе принимали участие восемь российских заводов. Обычно вид на здание сверху неинтересен, но в данном случае за счет сложной формы Центр гимнастики имеет яркий пятый фасад, на который можно полюбоваться из окон окружающих домов. Стоимость проекта составила 2,4 млрд рублей.

Вопреки моде на квартальную застройку с закрытыми дворами Дизайнерский квартал имеет другую, открытую структуру. Дома выстроены вокруг бульвара с детскими площадками и объектами современного искусства, его ширина составила 70 метров. Одним из критериев проекта должен был стать ответ на вопрос, что новый объект принесет городу или территории. Большинство девелоперов паразитируют на территории: они перегружают транспортную и инженерную инфраструктуру и при этом отгораживают свои общественные пространства от города забором. Вклад RDD, на контрасте, очевиден: на выделенной площадке появилось не только жилье, но и социальная инфраструктура в виде школы и детсада, крупный спортивный центр и бульвар, открытый для всех жителей Новой Москвы.

Понятно, что расходы на инфраструктуру вкупе с большими затратами на архитектуру усложняют экономику проекта. «Работа оказалась очень сложной. Ребята из “Родины” в какой-то момент начали жаловаться, и я им сказала: “Ну ладно, упрощайте, если не можете сделать”. Но они все построили как обещали», — говорит Ирина Винер. Экономика проекта сложилась благодаря тому, что земельный участок был получен не на рыночных условиях, и девелопер согласился на ограничение рентабельности. «Ирина Александровна нас постоянно учит: “Не надо засовывать в рот все пять пальцев, достаточно двух. Не нужно жадничать и стремиться к сверхприбыли”», — признается Владимир Щекин. Три года назад, в начале строительства, квартиры в RDD продавались по 120 тыс. рублей за квадратный метр, что, конечно, недорого для комплекса такого уровня. Сейчас цена составляет порядка 300 тыс. за «квадрат», к моменту окончания работ в комплексе распродано 75% квартир.

RDD — уже второй проект Винер по схеме «центр гимнастики + жилье», до этого был реализован проект «Олимпийская деревня Новогорск». Группа «Родина» планирует развивать программы тематического девелопмента. Еще один проект — «Союз» — также выстраивается вокруг темы спорта. В перспективе запланированы еще несколько кварталов, в центре которых будут биохакинг, отраслевые мастерские и киберспорт.

Купол центра художественной гимнастики собран из треугольных элементов и имеет сложную структуру. Он состоит из 30 тыс. деталей

Девять именных домов

Одна из фишек Дизайнерского квартала — жилые дома, спроектированные в коллаборации с известными дизайнерами, актерами, спортсменами. Еще в 2020 году, на старте проекта застройщик заявил, что «каждая из девяти башен кластера получила своего звездного архитектора». Уже известно, какими будут творческие доминанты каждого из авторских зданий, которые определят их облик: Валентин Юдашкин — «белое золото», Игорь Чапурин — «глянец», Владимир Машков — «зазеркалье», Валерий Гергиев — «акустика», Владимир Пирожков — «технологии и эко», Ирина Винер-Усманова — «ар-деко». Три года назад это воспринималось как маркетинговый ход, позволяющий придать проекту оригинальное позиционирование. Ведь понятно, что актер Владимир Машков или дирижер Валерий Гергиев не станут сами проектировать дома.

Однако приглашенные звезды действительно приняли участие в работе. Участие соавторов было разным: промышленный дизайнер Владимир Пирожков предложил идеи и набор эскизов, с другими общался Станислав Кулиш, пытаясь понять характер человека и то, как он видит идеальный дом. «Группа “Родина” предложила сделать именные башни. Для меня как для главного архитектора вызов был в том, чтобы придумать транскрипцию передачи на архитектуру характера и психотипа человека, который дает свое имя зданию. Это было непросто», — вспоминает Станислав Кулиш.

Наиболее интересными оказались дома модельеров и актера. Зеркальные треугольные вставки в «доме Машкова» отсылают к фойе Театра Табакова, которое выстроено вокруг темы зеркал и отражений. Они же поддерживают образ актера, который, словно зеркало, способен принимать сотни обликов. В балконы встроены чуть смятые металлические шторы, напоминающие о театральном занавесе. «Дом Юдашкина», примыкающий к зданию-кристаллу, предсказуемо стал одним из самых ярких и сложных по силуэту — разноцветный, с разнообразными балконами.

«Дом Пирожкова», напротив, выглядит очень сдержанным и высокотехнологичным. Хотя архитекторы иронично смягчили технологичность за счет ширм на балконе, похожих на плетеные деревенские заборы. В целом ход с именными зданиями, несмотря на очевидную натяжку, сработал. Все девять башен получились разными, но при этом они гармонично сочетаются за счет общих элементов: схожих балконных решеток или отделанных натуральным туфом цоколей.

Заигрывая с солнцем

Чтобы оценить необычность Дизайнерского квартала, нужно окунуться в контекст современной российской архитектуры. С одной стороны, сама сфера архитектуры в нашей стране предельно либерализована: формально государство не имеет права определять внешний вид построек частных заказчиков. Лишь в некоторых регионах, в частности в Москве и Санкт-Петербурге, город может воздействовать на девелоперов через Архитектурный совет. Специальной политики по повышению качества архитектуры, какая, например, была принята в Нидерландах, в стране не проводится. Правда, в последние пару лет в столице начали ужесточать требования к фасадам зданий, результаты мы увидим через несколько лет.

С другой стороны, жилыми кварталами занимаются в основном крупные сетевые застройщики. Усиливающаяся концентрация девелоперского бизнеса выводит на первый план типовые решения: администрировать работу даже над 20 оригинальными зданиями очень сложно. Одно из главных требований застройщиков к архитекторам — быстрота проектирования, что во многом связано с высокой стоимостью кредитных ресурсов.

Доминанту облика «дома Юдашкина» при проектировании определили как «белое золото»

Есть и еще один аспект: статус архитектора в России сегодня весьма низок. По сравнению с девелопером и строителем архитектор — слабый игрок. Он потерял право «последней подписи», его легко заменить, он не отвечает за продукт в целом. Чаще всего авторскую концепцию сначала по экономическим соображениям подправляет застройщик, а затем в процессе реализации она «плывет» еще сильнее: упрощаются решения, материалы заменяются более дешевыми и т. д. Успешно сопротивляться диктату девелопера крайне сложно. Один из немногих, кто способен одержимо защищать проект, — столичный архитектор Сергей Скуратов. С ним сотрудничают только те компании, которым, несмотря на сложности в работе и непримиримость архитектора, нужно высокое качество.

Какая же архитектура появляется на выходе? Быстрая и стерильная. Она ничего не хочет сказать и не несет никаких смыслов. Новостройки не хочется рассматривать: они неинтересны. Форма зданий крайне лапидарна — это параллелепипед, поскольку любое отклонение от прямоугольности приведет к увеличению бюджета. Все дома очень похожи между собой, определить по их виду застройщика или архитектора практически невозможно. Исключением, пожалуй, являются только проекты крупнейшего в стране девелопера ПИК, который в стремлении к эргономичности и экономичности вообще отменил архитектуру. Большая этажность башен и высокая плотность застройки многократно усиливают эффект. И горожане уже начинают к такому привыкать: большинство уверено, что от зданий в принципе не стоит ждать чего-то интересного, ведь это просто упаковка для квадратных метров квартир. В итоге складывается парадоксальная картина: общество строит дома и города, которые людям не нравятся.

Но вернемся к проекту RDD. Концепция Дизайнерского квартала не претендует на безупречность, но в ней есть несколько крайне важных элементов. Прежде всего, это архитектура авторская, живая. Станислав Кулиш не стремится спрятаться за клише. На зданиях квартала немало декора, деталей. Кроме того, специально для проекта был разработан ряд новых технологий. После долгого перерыва при отделке цоколя снова решили использовать армянский туф: оказалось, что в текущей ситуации это не запредельно дорогое решение. Но Кулиш не останавливается на разнообразии архитектурных решений, а позволяет себе игру с пространствами и впечатлениями от них. Например, чуть ли не впервые в столичном регионе здесь применяются вылетные балконы, развернутые не вдоль, а поперек стены. Для остекления и складирования вещей они не подходят, зато придают зданиям непривычный вид. Но главное, на таком балконе, вынесенном далеко от фасада, возникает необычное ощущение — словно стоишь на капитанском мостике.

Другой момент — игровой характер архитектуры. Понятно, что именные «дома от звезд» — это игра. В башне-кристалле есть эффектная «обманка»: часть граней спроектирована так, что, если смотреть под определенным углом, на плоской стене возникает оптическая иллюзия объемной кубической композиции. Некоторые элементы декора задуманы иронично, с легким перебором. Да и сам квартал можно рассматривать как квест, в котором по отдельным деталям и намекам удается расшифровать имя соавтора каждого здания и разгадать, почему именно так раскрыта его личность. Правда, непонятно, будут ли эти отсылки без подсказок работать для обычных горожан.

Еще один необычный момент — тщательно срежиссированная игра со светом. По статистике в московском регионе всего около 70 солнечных дней в году, от этого ценность естественного света и связанных с ним эффектов резко возрастает. Когда-то на Венецианской биеннале показывали виллу датского архитектора Йорна Утсона. В ее стене имелась тонкая прорезь-окно, через которое солнечные лучи могли попасть в дом лишь на несколько минут в день. Столь краткий световой поток не только расчерчивал зал на две половины, но и должен был создавать медитативное состояние, разрывая будничность и непрерывность дня на несколько частей: до, во время и после луча. Игра с солнечным светом в проекте RDD также очень интересна. Алюмокомпозитные фасадные панели ряда здания брашированы в заводских условиях: на них металлическими щетками нанесен микрорельеф. В обычных условиях он невидим, зато ослепительно ярко загорается золотом, стоит свету упасть на панель под определенным углом. В результате в течение нескольких минут вид фасада может несколько раз сильно измениться. У этого эффекта нет оттенка сакральности, как в проекте Утсона, и все же он напоминает об изменчивости жизни и радости, связанной с редким московским солнцем.

Дома Владимира Пирожкова, Владимира Машкова и Валерия Гергиева (слева направо): высокотехнологичность, театральность, музыкальность

Соавторы домов в Russian Design Distict

  • Дирижер Валерий Гергиев.
  • Тренер Ирина Винер.
  • Актер и режиссер Владимир Машков.
  • Модельер Валентин Юдашкин (1963–2023).
  • Модельер Игорь Чапурин.
  • Промышленный дизайнер Владимир Пирожков.
  • Дизайнер одежды Вика Газинская.
  • Балерина Светлана Захарова.
  • Гимнастки сестры Аверины.

Руководитель архитектурного бюро «Лаборатория виртуальной архитектуры» Станислав Кулиш:

Станислав Кулиш

- Работая над проектом Дизайнерского квартала, мы должны были решить ряд задач. В частности, максимально сохранить общую эстетику природного окружения, не ухудшив вид архитектурой. И сделать квартал точкой притяжения за счет искусства и образов, которые формировали бы в Новой Москве абсолютно новое уникальное место, куда мы бы все стремились. Группа «Родина» предложила построить здесь именные дома. Мне пришлось, как психологу, погрузиться внутрь каждого человека и попробовать понять, что он собой представляет, как видит мир. Очень сложная задача, я такого никогда не пробовал.

Хотел бы сказать о некоторых зданиях. Вот «дом Светланы Захаровой». Казалось бы, Захарова — балерина. В нашем понимании балет — это нечто очень легкое, воздушное, парящее. Но так сложилось, что я знаком со многими людьми из балетного мира и слышал от них, насколько это тяжелый труд. Такая внешняя легкость на самом деле достигается невероятными усилиями, стертыми ногами, усталостью от постоянных упражнений. И поэтому дом выглядит жестким: без жесткости характера достичь того уровня, которого достигла Светлана, невозможно. Но есть здесь и элементы, которые ассоциируются с балетом: дерево — паркет, на котором в театре происходит действо; станок для многочасовых тренировок перед зеркалом. И все это соединено в нашем здании: дерево на фасаде, зеркала с внутренней стороны балконных экранов. А на обороте экрана — перфорированное облако, такая воздушная пачка, летящая в небе. Ведь когда балерина выходит на сцену, она невесома!

«Дом сестер Авериных» тоже имеет свой образ. Представьте себе: с одной стороны, это гимнастки-чемпионки, а с другой — маленькие девочки, которые обладают таким характером, что позавидовали бы и бойцы MMA. Но как показать двоих в одном здании? Крайне сложная задача. В их башне есть золотые брашированные панели, на которых изображены очень нежно белая и тенью серая принтованные лилии, собранные в рисунок. Это и есть две девочки. Кажется, что одна — белая, другая — серая в зависимости от того, как они выступили: кто-то лучше, кто-то хуже — я так понимаю, они конкурируют между собой. Они на золотой медали, на этой золотой поверхности. Но когда мы смотрим чуть-чуть вверх, а солнце по-другому падает на эти поверхности, белое и серое меняются местами — получается так, что серое становится белым, а белое уходит на второй план, и проигравшая девочка превращается в победительницу. Так их спортивная жизнь мною запрограммирована. А экраны, которые стоят на балконах, отражают грани таланта. Выходит, что в разных ракурсах открываются новые грани. А образно дом как бы собран из камня, уверенность и сила характера гимнасток сродни камню, который накладывается на все это.

Обязательная программа спортивно-образовательного кластера — школа и детский сад

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Штраф за домовитость Штраф за домовитость

Гендерное неравенство имеет глубокие институциональные и культурные корни

Эксперт
От лифта на орбиту до встречи с марсианами От лифта на орбиту до встречи с марсианами

Какие инновации и тренды будут определять развитие космической отрасли

РБК
Русский авиапром отвоевывает небо Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

Эксперт
Медиа империи Медиа империи

Изучим анатомию своеобразного медиахолдинга Российской империи середины XIX века

Наука
«С нашими робосистемами мир таким, как раньше, уже не будет» «С нашими робосистемами мир таким, как раньше, уже не будет»

Компания «Технорэд» нашла способ сделать промышленных роботов доступными

Эксперт
Экономика Оренбургской области: от «сырьевого региона» к устойчивому развитию Экономика Оренбургской области: от «сырьевого региона» к устойчивому развитию

Чем было Оренбуржье за годы своего развития?

ФедералПресс
Склад вскладчину Склад вскладчину

Закрыт один из крупнейших фондов коллективных инвестиций в недвижимость

Эксперт
Строительная химия — бизнес с социальной ответственностью Строительная химия — бизнес с социальной ответственностью

«Полипласт Северозапад» входит в состав вертикально интегрированного холдинга

Эксперт
За и против За и против

Друзья и враги Симона Петлюры иногда переходили из одного стана в другой

Дилетант
Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки» Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки»

Как со временем трансформируется сфера платежей

РБК
В поисках ядерного буксира В поисках ядерного буксира

Почему ядерные корабли до сих пор не появились?

Популярная механика
Как отличить здоровые границы от эмоциональных стен — проверьте себя Как отличить здоровые границы от эмоциональных стен — проверьте себя

Почему эмоциональные стены, в отличие от границ, нам вредят?

Psychologies
Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление

История первой гимназии Санкт-Петербургской Академии наук

Знание – сила
Как включить режим инкогнито в разных браузерах Как включить режим инкогнито в разных браузерах

Рассказываем, как включить режим инкогнито в популярных браузерах

CHIP
Те и эти Те и эти

Как жила немецкая культура при нацизме

Weekend
Тень сомнений Тень сомнений

Кажется, что вскоре техника будет неотличима от магии, а мир наполнится чудесами

Правила жизни
Бизнес как спорт Бизнес как спорт

Генеральный директор компании FIRST Максим Сергеев — об искусстве быть первым

FP. BusinessReview
Загадка сексуальности: чем женское либидо отличается от мужского Загадка сексуальности: чем женское либидо отличается от мужского

Как жизненные изменения сказываются на нашем либидо?

Psychologies
Не такие, как мы Не такие, как мы

Странные привычки китайцев, которые тебя удивят

Лиза
Нарушительницы: что общего у «Девушки с татуировкой дракона» и Пеппи Длинныйчулок Нарушительницы: что общего у «Девушки с татуировкой дракона» и Пеппи Длинныйчулок

Глава из книги «Тысячеликая героиня» о героинях-трикстерах

Forbes
Смертельный челлендж: в США подросток умер от одного ломтика острых чипсов Смертельный челлендж: в США подросток умер от одного ломтика острых чипсов

Эти чипсы настолько острые, что могут привести к летальному исходу

ТехИнсайдер
Анна Меркулова: «Развитие метростроительства связано с цифровизацией» Анна Меркулова: «Развитие метростроительства связано с цифровизацией»

Как развивается транспортная инфраструктура в регионах

РБК
Недооцененные сиквелы, о которых все забыли Недооцененные сиквелы, о которых все забыли

Вторые, третьи и прочие части франшиз, которые затмили их предшественники

Maxim
Ударили автопробегом Ударили автопробегом

Автотуризм в России становится массовым

Деньги
Разгадка загадок Разгадка загадок

Исследование тонкостей отношений с искусственным интеллектом

Правила жизни
Пита в кармане Пита в кармане

Как добавить в блюдо кусочек солнца? Рассказывает шеф ресторана «Мизнон»

Seasons of life
Почему у коршуна острое зрение Почему у коршуна острое зрение

Какие же особенности глаза позволяют птицам так хорошо видеть?

Наука и жизнь
Биоэнергетика жизни и смерти Биоэнергетика жизни и смерти

Как взять под контроль выработку активных форм кислорода и продлить жизнь?

Эксперт
Спасти мир от самого себя Спасти мир от самого себя

Непростая история одного из создателей атомной бомбы

Наука
Интерьер — это ответ на запрос Интерьер — это ответ на запрос

Юлия Тряскина об изменениях в городской среде и о перезагрузке стиля жизни

SALON-Interior
Открыть в приложении