В Александринском театре — премьера спектакля Валерия Фокина «Рождение Сталина»

ЭкспертКультура

Иосиф Сталин. Молодые годы. Человеческое, слишком человеческое

В Александринском театре — премьера спектакля Валерия Фокина «Рождение Сталина»

Вячеслав Суриков

Фото Владимир Постнов

В новом спектакле Валерий Фокин резко смешивает эстетику кино и театра. Мы видим детально проработанную декорацию, но она не заполняет всю сцену. Возникает ощущение, что зритель находится в студийном павильоне, наблюдая за работой над фильмом к очередной годовщине Октябрьской революции. Для того чтобы в полноте воспринимать реальность происходящего на сцене, ему требуется самостоятельно настроить границы кадра. Вдруг они расширяются до размеров сцены, и вот зритель уже в кинотеатре и смотрит советское кино. На экране актеры легко и убедительно переходят с русского языка на грузинский, аутентично поют, танцуют, всеми силами убеждая нас в реальности происходящего. И тут Фокин возвращается к театральной эстетике и подчеркивает условность сценического действия. В сюрреалистическом финале Сталин в исполнении Валерия Кошевого встречается с самим собой, но с тем, каким стал много лет спустя. И мы видим классический образ Сталина — в белом кителе и с трубкой. Сталин в кителе смотрит на самого себя в молодые годы с презрением: неужели из этого ничтожества получился он — великий вождь народов.

Фото Владимир Постнов

Как и пьеса Михаила Булгакова «Батум», спектакль «Рождение Сталина» начинается со сцены в семинарии. Но если у Булгакова Сталина уже в первой сцене исключают из семинарии за революционную деятельность, то Валерий Фокин начинает с монолога матери Джугашвили, уговаривающей сына прилежно учиться и не давать руководству семинарии поводов исключить его. Тот с мрачным видом слушает причитания матери, но не реагирует на них, а в его голове уже созрело решение по поводу собственного будущего. Осталось только выстроить свои отношения с Богом. Да, он в Него верит, но не собирается слепо подчиняться — вместо этого бросает Ему вызов. Джугашвили зачитывает с амвона заповеди революционера, сформулированные Нечаевым, и тем самым заявляет о готовности сделать шаг в бездну революционной вседозволенности.

Владимир Кошевой необычайно убедителен в роли Иосифа Джугашвили. Мы узнаем в нем не столько молодого Сталина, сколько канонизированный советской кинематографией образ революционера начала XX века, вот только показывает он нам по преимуществу свою темную сторону. В судьбу Сталина Валерий Фокин вплетает сюжет побега из семьи девушки, страдающей от социального неравенства, на котором основан окружающий ее мир, и готовой пожертвовать чем угодно ради того, чтобы привнести в него чуть больше справедливости. Ольга, героиня Анны Блиновой, становится частью ячейки, созданной Джугашвили для революционной деятельности, которая носит ярко выраженный криминальный характер и сводится к грабежам, убийствам и вымогательству. Джугашвили избирает Ольгу в качестве приманки для одного из своих соратников и одновременно чтобы проверить человека на прочность: до каких пределов отречения тот может дойти в революционном порыве и до каких пределов он, Джугашвили, способен его довести.

Фото Владимир
Постнов

Джугашвили и Сталин для Фокина не совсем один и тот же человек. Если Сталин — идол, проявляющий только одну эмоцию — презрение, то избитый полицейскими Джугашвили бьется в истерике на тюремном полу. Если Сталин с ходу отвергает идею опубликовать сочиненные им в юности стихи, то Джугашвили не приходится долго уговаривать: он моментально входит в образ романтического героя и декламирует ритмизованные строчки на фоне Кавказских гор. Но уже тогда для него имеет цену только одна жизнь — его собственная. Все остальные лишь топливо, чтобы возгорелось пламя революции. Он наделен гипнотической силой убеждения и способен манипулировать соратниками, как ему вздумается. Но это только начало. Впереди — последовательный, шаг за шагом, путь к вершинам власти, гекатомбы жертв, принесенных на этом пути, и половина мира, трепещущая от «дрожания левой икры», — все, что однажды уместилось в прочерк между датой рождения и датой смерти, выгравированными на мемориальной доске в кремлевской стене.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прожектор Shortparis Прожектор Shortparis

Встреча в фуд-корте с главной авангардной группой поколения Shortparis

Esquire
На этой реке убрали все каналы, защищавшие берег от наводнений. Наводнений стало меньше На этой реке убрали все каналы, защищавшие берег от наводнений. Наводнений стало меньше

Почему рекам возвращают естественные изгибы, омуты и пойменные земли

ТехИнсайдер
Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной

Вера Мухина: именно с ее именем ассоциируются знаковые символы СССР

Правила жизни
«Другой человек»: трагикомедия о том, как мужчины тоже переживают о своей внешности «Другой человек»: трагикомедия о том, как мужчины тоже переживают о своей внешности

«Другой человек»: мрачная трагикомедия о кризисе идентичности

Forbes
Нажать «рестарт» Нажать «рестарт»

Камбэк и новый вектор развития бренда Victoria Andreyanova

Grazia
5 новых американских кроссоверов, которые появились в России. Фото и цены 5 новых американских кроссоверов, которые появились в России. Фото и цены

Какие новые американские кроссоверы привозят в Россию дилеры

РБК
Двойной удар по умным дорогам Двойной удар по умным дорогам

Эмбарго на российское и китайское ПО для автомобилей ускорит фрагментацию

Монокль
Оптическая или цифровая: какая стабилизация лучше, и зачем она вообще нужна Оптическая или цифровая: какая стабилизация лучше, и зачем она вообще нужна

Зачем вообще нужна стабилизация изображения в смартфонах и камерах?

CHIP
Худеем по интуиции Худеем по интуиции

Надо ли заставлять себя есть брокколи и шпинат, если к ним не лежит душа?

Лиза
Уютное и доброе фэнтези: 5 бестселлеров и новинок для осеннего чтения Уютное и доброе фэнтези: 5 бестселлеров и новинок для осеннего чтения

Атмосферные, согревающие истории поднимут настроение холодными вечерами

Maxim
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
ИИ наступает: что ждет российский агротех ИИ наступает: что ждет российский агротех

Зачем фермерам искусственный интеллект и беспилотники

Inc.
Неабстрактный вопрос Неабстрактный вопрос

Нотариус Василий Ралько о том, как правильно завещать бизнес

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Первая прямая телетрансляция Первая прямая телетрансляция

Днём рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года

Дилетант
Уоллес Стегнер «Угол покоя». Впервые на русском Уоллес Стегнер «Угол покоя». Впервые на русском

Отрывок из романа Уоллеса Стегнера «Угол покоя» о биении жизни

СНОБ
10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования 10 самых продаваемых Jeep за всю историю существования

Культовые модели Jeep

4x4 Club
Мыльный кутюр Мыльный кутюр

«Модный дом»: скандалы, интриги и повестка фэшн-индустрии

Weekend
Вторая половинка для тех, кто родился целым: что такое близость в паре и как ее создать Вторая половинка для тех, кто родился целым: что такое близость в паре и как ее создать

Что такое истинная близость? Откуда происходит миф о половинах?

VOICE
Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей

Ураган «Мария» изменил состав опылителей у двух видов местных геликоний

N+1
Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор! Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор!

Почему вам стоит выбрать начос вместо картофельных чипсов?

ТехИнсайдер
День апельсиновой битвы и праздник кур: самые необычные торжества разных народов мира День апельсиновой битвы и праздник кур: самые необычные торжества разных народов мира

Удивительные праздники со всех уголков мира

ТехИнсайдер
Не всегда голодный: 7 художников, которые были невероятно богатыми при жизни Не всегда голодный: 7 художников, которые были невероятно богатыми при жизни

Художники, которые не только создавали шедевры, но и зарабатывали на них

ТехИнсайдер
Великое в малом Великое в малом

Мы сошли с проторенной дорожки и побывали в старинных маленьких городах

Лиза
Всё напоказ Всё напоказ

Вспоминаем ярчайшие модные показы XXI века

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Жарили рыбу, прибив к доске» «Жарили рыбу, прибив к доске»

Экспедиционные туры глазами повара, а точнее кока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе» Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе»

Никита Калмыков о фаст-фешене, старинных кружевах и объемах продаж

СНОБ
«Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе «Никто этого не хочет»: возможна ли любовь между раввином и ведущей подкаста о сексе

«Никто этого не хочет»: этот проект сподвигнет вас поверить в вечную любовь

Forbes
«Глупые катастрофы, умные катастрофы» «Глупые катастрофы, умные катастрофы»

Фрагмент из книги «Мертвый лев. Посмертная биография Дарвина и его идей»

Знание – сила
Актер Роман Маякин: мнение, что человек не меняется, считаю одним из самых глупых Актер Роман Маякин: мнение, что человек не меняется, считаю одним из самых глупых

Актер Роман Маякин — о собственном опыте в психотерапии и сериале «Триггер»

СНОБ
«Монстры у порога» — о чем поговорить с вампиром и другими тварями «Монстры у порога» — о чем поговорить с вампиром и другими тварями

Что скрывается за образом вампира, есть ли самобытность у российских монстров?

СНОБ
Открыть в приложении