Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

АгроинвесторБизнес

Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени, создав эффективные модели управления

Андрей Буханцов

Shutterstock

В течение последних двух десятилетий сельское хозяйство России совершило качественный рывок. Страна, которая когда-то зависела от импорта продовольствия, превратилась в мирового лидера экспорта продукции АПК. Этот успех стал возможен благодаря внедрению передовых технологий и грамотному управлению. Основой продовольственной безопасности и примером успешной адаптации к вызовам времени стали агрохолдинги — крупные компании, управляющие процессами от поля до прилавка. Какие существуют модели управления агрохолдингами и как выбрать одну из них, расскажет автор этой статьи.

Сейчас Россия не только в полной мере обеспечивает себя продовольствием, но и стала значимым игроком на мировых рынках. Этому способствовали как обширные территории страны, богатые природными ресурсами, так и стремительно развивающиеся системы управления, которые стали ключевым фактором успеха. В условиях глобальной конкуренции, санкционного давления и роста себестоимости производства эффективное управление становится обязательным. От выбранной модели управления многое зависит: устойчивость бизнеса, его доходность и конкурентоспособность. При этом текущие модели управления — это не просто локальный опыт, но и пример для изучения на мировом уровне.

При разговоре о современных бизнес-моделях агробизнеса важно помнить, что каждая из них — это не просто способ управления, а отражение определенной философии ведения дела. Как говорится, «бытие определяет сознание, а сознание — бытие». Так и здесь: то, как управляется бизнес, напрямую связано с тем, какую стратегию выбрала компания.

Бизнес-модели агрохолдингов

Какие же существуют варианты? Во-первых, собственно вертикально интегрированные компании. Представьте: компания производит зерно, перерабатывает его на комбикорм, этим кормом кормит животных, получает мясо, затем делает из него колбасу. После продает в магазинах под собственным брендом, а иногда даже и в собственных торговых сетях. Продажи самого зерна другим бизнесам минимальны, основным источником дохода для компании являются мясные полуфабрикаты, продаваемые в рознице.

Безусловно, у этой стратегии есть сложности. Многие ошибочно считают, что можно просто собрать урожай, упаковать его в красивую упаковку и сразу получить прибыль. Но чтобы довести продукт до полки, компании нужно разбираться в маркетинге: быть способной разработать систему ценностей бренда, самостоятельно изучить целевую аудиторию, брендировать продукт и выбрать эффективную коммуникационную стратегию.

Преимущества очевидны — высокая маржинальность и узнаваемость бренда. Однако управление такой структурой — достаточно трудная задача и требует гораздо бо́льших компетенций, чем при выборе других бизнес-моделей: нужно собирать разностороннюю команду и уметь ею управлять, а также постоянно развивать различные сквозные компетенции как для производственных, так и для коммерческих процессов.

Есть и другой подход — пусть каждый занимается своим делом. В таких случаях холдинги строятся так, чтобы растениеводство, животноводство, переработка и трейдинг существовали как отдельные направления. Это похоже на соседей, которые иногда помогают друг другу, но в основном живут своей жизнью. В чем его преимущества? Если в одном направлении возникнут трудности, это не так сильно ударит по остальным. Например, засуха снизила урожайность — растениеводство просело, а переработка или трейдинг остались на плаву. Однако такой подход требует больших затрат. Каждое подразделение — это свой управленческий аппарат, а значит, увеличиваются расходы на каждое предприятие. Кроме того, теряется синергия: когда бизнесы не связаны между собой, они упускают возможности для совместного роста.

Третий вариант для тех, кто не хочет зависеть от внешних поставщиков. Эти компании стремятся все производить сами: семена, СЗР; они также самостоятельно поставляют технику, а некоторые уже даже строят заводы по производству запчастей к ней. Такой подход снижает затраты и риски управления ядра бизнеса. Но и он неидеален. Представьте, что где-то в этой цепочке возник сбой: например, техника сломалась, а запчасти еще не произведены. Это вызовет эффект домино: одна проблема потянет за собой другую и приведет к простоям на производстве.

И наконец, экстенсивная модель. Здесь все просто: компания покупает больше земли, строит больше ферм и таким образом наращивает свои мощности. При этом можно максимально стандартизировать работу компании — каждый новый филиал будет работать по уже отлаженным стандартам.

Конечно, в таком случае рентабельность ниже, чем при использовании других моделей. Но за счет увеличения масштаба компании все равно наращивают свою прибыль. Такая модель — выбор тех, кто готов идти на компромисс между доходностью и стабильностью.

Важно отметить, что описанные подходы не обязательно должны внедряться обособленно. На российском рынке существуют примеры компаний, которые, наоборот, делают ставку на синтез моделей для оптимизации производства, повышения эффективности и максимизации прибыли.

Корпоративный центр

Когда мы говорим о корпоративном центре (КЦ), сразу возникает вопрос: какую роль он вообще должен играть? Это как главный штаб: можно отдавать приказы, можно разрабатывать стратегию, а можно вообще не вмешиваться, предоставив свободу действий. Однако необходимо обратить внимание на то, что корпоративные центры бывают разными, и у каждого из них своя миссия.

Рассмотрим все варианты. Например, есть модель «Финансовый холдинг — портфельный инвестор». Представьте, что корпоративный центр — это инвестор, который вкладывает деньги и ждет отдачи. Его задача — купить, согласовать стратегию, возможно, продать актив, но никак не участвовать в операционной деятельности. Ему важен только финансовый результат. Он не командует: «Сейте пшеницу и подсолнечник!», а просто говорит: «Я вложил деньги, хочу видеть 15 % годовых». Такая роль КЦ удобна для предприятий, поскольку они сохраняют управленческую независимость, обладают гибкостью в принятии решений и в то же время могут не заниматься стратегическими вопросами компании.

Другая модель — «Стратегический архитектор — генератор идей». В этом варианте КЦ уже не только вкладывает деньги, но и думает о развитии. Представьте продюсера, который разрабатывает сценарий, но не снимает фильм сам. Он задает стратегические цели, следит, чтобы все шло по плану, но в операционную деятельность вмешивается минимально. Стратегический архитектор — это проводник изменений. Он видит рынок, замечает тренды, понимает, куда двигаться, чтобы не просто удержаться на плаву, но и захватить новые рынки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Ты не пройдёшь!» кто ловит космических странников на пути к земле «Ты не пройдёшь!» кто ловит космических странников на пути к земле

Как Юпитер и Сатурн защищают Солнечную систему от непрошенных гостей

Наука и жизнь
25 дней под землей 25 дней под землей

«Ведомости. Спорт» вспоминает подробности похищения звезды «Барселоны» — Кини

Ведомости
Не стать аутсайдером на растущем рынке Не стать аутсайдером на растущем рынке

Как бизнес превращает свои риски в стратегические преимущества?

Монокль
«Оправдываться не следует» «Оправдываться не следует»

Андропов был зол на тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике

Дилетант
Горох Горох

В Нью-Йоркском ботаническом саду распускаются необычные цветы от Яёи Кусамы

Afternoon Seasons of life
Репортаж из томографа Репортаж из томографа

Как наш мозг принимает решения?

Ведомости
«Я слишком ленив, чтобы измениться»: упражнение, которое поможет взять ответственность за свои чувства «Я слишком ленив, чтобы измениться»: упражнение, которое поможет взять ответственность за свои чувства

Как вы ощущаете свои эмоции — как хозяин или как гость?

Psychologies
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
«Мы совершили инженерный подвиг» «Мы совершили инженерный подвиг»

Генеральный директор Группы ПТК — о создании путевых машин в России

Монокль
Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок

Топ удовольствий, о которых стыдно говорить

Psychologies
Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама

TANK 500: Бензиновый внедорожник, в котором, если порыться, можно найти гибрид

4x4 Club
Выборочные инвестиции Выборочные инвестиции

Вложения в фонды акций за год выросли почти в пять раз

Деньги
«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
Как создать пространство для партнерства после рождения ребенка: 4 простых упражнения Как создать пространство для партнерства после рождения ребенка: 4 простых упражнения

Как избежать угасания эмоциональной связи после рождения ребенка?

Psychologies
Как стресс, нагрузки и навязанные стандарты красоты влияют на женское здоровье Как стресс, нагрузки и навязанные стандарты красоты влияют на женское здоровье

Как пропадают месячные и при чем здесь расстройства пищевого поведения

Forbes
Самому популярному галлюциногенному грибу нашли ближайшего родственника в Африке Самому популярному галлюциногенному грибу нашли ближайшего родственника в Африке

Находка ученых позволила реконструировать происхождение Psilocybe cubensis

N+1
Мир после мира Мир после мира

Какой мир принесло завершение англо-бурской войны на юг Африки?

Знание – сила
Люди острова Люди острова

Люди Ольхона: что тянет сюда людей, заставляет их остаться?

Seasons of life
Воздушный океан... Воздушный океан...

Мы все живём где-то на дне воздушного океана

Наука и жизнь
Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары

10 уловок, которые вызывают желание заполучить совершенно бесполезный товар

Psychologies
Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях

Впечатляющие сферы применения ИИ исследователями

РБК
Меня греет только батарея: форматы отношений, где нет любви Меня греет только батарея: форматы отношений, где нет любви

Как найти любовь?

Men Today
Болезнь начинается раньше, чем мы думаем: как узнать о деменции за годы до ее проявлений Болезнь начинается раньше, чем мы думаем: как узнать о деменции за годы до ее проявлений

4 симптома, которые могут с высокой вероятностью указать на развитие деменции

Psychologies
Юра, мы все развенчали Юра, мы все развенчали

«Мифология советского космоса»: деконструкция космического нарратива

Weekend
Когда твой друг — перс Когда твой друг — перс

Иран сегодня основной стратегический союзник России на Ближнем Востоке

Монокль
Дорогая моя Москва Дорогая моя Москва

Краткая история элитных районов Москвы

СНОБ
«Тупому и еще тупее» с Джимом Керри 30 лет. Как эта дурацкая комедия на грани стала знаковой и любимой «Тупому и еще тупее» с Джимом Керри 30 лет. Как эта дурацкая комедия на грани стала знаковой и любимой

«Тупому и еще тупее»: история создания фильма и его значимость для жанра

Правила жизни
Непростой узелок Непростой узелок

О чем сообщают увеличенные лимфоузлы у ребенка?

Лиза
Укрощение рубля Укрощение рубля

Как Россия в очередной раз справилась с американскими санкциями

Деньги
Ученые назвали самый здоровый способ приготовить брокколи Ученые назвали самый здоровый способ приготовить брокколи

Как и приготовить брокколи правильно, чтобы получить пользу

ТехИнсайдер
Открыть в приложении