Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

АгроинвесторБизнес

Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени, создав эффективные модели управления

Андрей Буханцов

Shutterstock

В течение последних двух десятилетий сельское хозяйство России совершило качественный рывок. Страна, которая когда-то зависела от импорта продовольствия, превратилась в мирового лидера экспорта продукции АПК. Этот успех стал возможен благодаря внедрению передовых технологий и грамотному управлению. Основой продовольственной безопасности и примером успешной адаптации к вызовам времени стали агрохолдинги — крупные компании, управляющие процессами от поля до прилавка. Какие существуют модели управления агрохолдингами и как выбрать одну из них, расскажет автор этой статьи.

Сейчас Россия не только в полной мере обеспечивает себя продовольствием, но и стала значимым игроком на мировых рынках. Этому способствовали как обширные территории страны, богатые природными ресурсами, так и стремительно развивающиеся системы управления, которые стали ключевым фактором успеха. В условиях глобальной конкуренции, санкционного давления и роста себестоимости производства эффективное управление становится обязательным. От выбранной модели управления многое зависит: устойчивость бизнеса, его доходность и конкурентоспособность. При этом текущие модели управления — это не просто локальный опыт, но и пример для изучения на мировом уровне.

При разговоре о современных бизнес-моделях агробизнеса важно помнить, что каждая из них — это не просто способ управления, а отражение определенной философии ведения дела. Как говорится, «бытие определяет сознание, а сознание — бытие». Так и здесь: то, как управляется бизнес, напрямую связано с тем, какую стратегию выбрала компания.

Бизнес-модели агрохолдингов

Какие же существуют варианты? Во-первых, собственно вертикально интегрированные компании. Представьте: компания производит зерно, перерабатывает его на комбикорм, этим кормом кормит животных, получает мясо, затем делает из него колбасу. После продает в магазинах под собственным брендом, а иногда даже и в собственных торговых сетях. Продажи самого зерна другим бизнесам минимальны, основным источником дохода для компании являются мясные полуфабрикаты, продаваемые в рознице.

Безусловно, у этой стратегии есть сложности. Многие ошибочно считают, что можно просто собрать урожай, упаковать его в красивую упаковку и сразу получить прибыль. Но чтобы довести продукт до полки, компании нужно разбираться в маркетинге: быть способной разработать систему ценностей бренда, самостоятельно изучить целевую аудиторию, брендировать продукт и выбрать эффективную коммуникационную стратегию.

Преимущества очевидны — высокая маржинальность и узнаваемость бренда. Однако управление такой структурой — достаточно трудная задача и требует гораздо бо́льших компетенций, чем при выборе других бизнес-моделей: нужно собирать разностороннюю команду и уметь ею управлять, а также постоянно развивать различные сквозные компетенции как для производственных, так и для коммерческих процессов.

Есть и другой подход — пусть каждый занимается своим делом. В таких случаях холдинги строятся так, чтобы растениеводство, животноводство, переработка и трейдинг существовали как отдельные направления. Это похоже на соседей, которые иногда помогают друг другу, но в основном живут своей жизнью. В чем его преимущества? Если в одном направлении возникнут трудности, это не так сильно ударит по остальным. Например, засуха снизила урожайность — растениеводство просело, а переработка или трейдинг остались на плаву. Однако такой подход требует больших затрат. Каждое подразделение — это свой управленческий аппарат, а значит, увеличиваются расходы на каждое предприятие. Кроме того, теряется синергия: когда бизнесы не связаны между собой, они упускают возможности для совместного роста.

Третий вариант для тех, кто не хочет зависеть от внешних поставщиков. Эти компании стремятся все производить сами: семена, СЗР; они также самостоятельно поставляют технику, а некоторые уже даже строят заводы по производству запчастей к ней. Такой подход снижает затраты и риски управления ядра бизнеса. Но и он неидеален. Представьте, что где-то в этой цепочке возник сбой: например, техника сломалась, а запчасти еще не произведены. Это вызовет эффект домино: одна проблема потянет за собой другую и приведет к простоям на производстве.

И наконец, экстенсивная модель. Здесь все просто: компания покупает больше земли, строит больше ферм и таким образом наращивает свои мощности. При этом можно максимально стандартизировать работу компании — каждый новый филиал будет работать по уже отлаженным стандартам.

Конечно, в таком случае рентабельность ниже, чем при использовании других моделей. Но за счет увеличения масштаба компании все равно наращивают свою прибыль. Такая модель — выбор тех, кто готов идти на компромисс между доходностью и стабильностью.

Важно отметить, что описанные подходы не обязательно должны внедряться обособленно. На российском рынке существуют примеры компаний, которые, наоборот, делают ставку на синтез моделей для оптимизации производства, повышения эффективности и максимизации прибыли.

Корпоративный центр

Когда мы говорим о корпоративном центре (КЦ), сразу возникает вопрос: какую роль он вообще должен играть? Это как главный штаб: можно отдавать приказы, можно разрабатывать стратегию, а можно вообще не вмешиваться, предоставив свободу действий. Однако необходимо обратить внимание на то, что корпоративные центры бывают разными, и у каждого из них своя миссия.

Рассмотрим все варианты. Например, есть модель «Финансовый холдинг — портфельный инвестор». Представьте, что корпоративный центр — это инвестор, который вкладывает деньги и ждет отдачи. Его задача — купить, согласовать стратегию, возможно, продать актив, но никак не участвовать в операционной деятельности. Ему важен только финансовый результат. Он не командует: «Сейте пшеницу и подсолнечник!», а просто говорит: «Я вложил деньги, хочу видеть 15 % годовых». Такая роль КЦ удобна для предприятий, поскольку они сохраняют управленческую независимость, обладают гибкостью в принятии решений и в то же время могут не заниматься стратегическими вопросами компании.

Другая модель — «Стратегический архитектор — генератор идей». В этом варианте КЦ уже не только вкладывает деньги, но и думает о развитии. Представьте продюсера, который разрабатывает сценарий, но не снимает фильм сам. Он задает стратегические цели, следит, чтобы все шло по плану, но в операционную деятельность вмешивается минимально. Стратегический архитектор — это проводник изменений. Он видит рынок, замечает тренды, понимает, куда двигаться, чтобы не просто удержаться на плаву, но и захватить новые рынки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иранский синдром Иранский синдром

Как экономика Исламской Республики приспособилась к условиям санкций

Forbes
«Осторожно, в небе металлолом» — Что делают со старыми авиалайнерами «Осторожно, в небе металлолом» — Что делают со старыми авиалайнерами

Почему пассажирские авиалайнеры так рано списывают?

ТехИнсайдер
«Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг «Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг

Почему выдуманные романы могут сказаться не только на дружеских отношениях?

Psychologies
Каким получился онлайн-спектакль Цыганова «Мрамор» по пьесе Бродского Каким получился онлайн-спектакль Цыганова «Мрамор» по пьесе Бродского

О спектакле, поставленном в квартире Бродского и сыгранном в день его памяти

РБК
Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов

Какие аналоги видеохостинга могут стать конкурентами YouTube

Inc.
Герман на холме Герман на холме

Поколениями немцы пытались представить, от кого Арминий мог освободить Германию

Дилетант
Как снизить тревожность и обрести уверенность: 3 техники от спортивного психолога Как снизить тревожность и обрести уверенность: 3 техники от спортивного психолога

Проверенные техники для борьбы с тревогой и укрепления уверенности в себе

Psychologies
Как работа за столом в офисе приводит к десятилетним проблемам со сном Как работа за столом в офисе приводит к десятилетним проблемам со сном

С трудом засыпаете по ночам? Возможно, в этом виновато ваше офисное кресло

ТехИнсайдер
Воздушные винты помогли ходячему роботу сохранить равновесие во время бега Воздушные винты помогли ходячему роботу сохранить равновесие во время бега

Робот KOU-III не может летать — он использует винты для равновесия

N+1
Он же памятник! Он же памятник!

Как петербургские девелоперы проводят ревитализацию промышленных территорий

Собака.ru
Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен

Что такое тест СМИЛ и как его проходить правильно

РБК
Чудеса Кавказа: чем вас удивит этот край Чудеса Кавказа: чем вас удивит этот край

Кавказ хранит много тайн, и далеко не все они открываются путешественникам

Караван историй
Работаем на результат. 9 советов, которые помогут получить повышение на работе Работаем на результат. 9 советов, которые помогут получить повышение на работе

Разбираемся, как быстрее продвинуться по карьерной лестнице

Лиза
Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских? Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских?

Что собой представляет фольклор Азии и как он отражается в современной культуре?

Правила жизни
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок» Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок»

Вокруг нашей семьи часто слагали какие-то легенды

Коллекция. Караван историй
Репортаж из томографа Репортаж из томографа

Как наш мозг принимает решения?

Ведомости
Под контролем алгоритмов Под контролем алгоритмов

Как улучшить спутниковую связь и интернет

Санкт-Петербургский университет
Что делать, если вы стали жертвой гостинга: 5 подсказок от психолога Что делать, если вы стали жертвой гостинга: 5 подсказок от психолога

Почему люди могут внезапно пропадать из круга нашего общения?

Psychologies
Муравьи запомнили запах своих врагов Муравьи запомнили запах своих врагов

Черные садовые муравьи запоминают своих сородичей из других колоний после стычек

N+1
Возвращение Возвращение

Как пятиминутный разговор вырос за год в выставку «Обретенный сад»

Afternoon Seasons of life
«Отец врет, берет кредиты и тратит на себя, а мать „сохраняет семью“ и жертвует собой»: треугольник Карпмана в жизни «Отец врет, берет кредиты и тратит на себя, а мать „сохраняет семью“ и жертвует собой»: треугольник Карпмана в жизни

На чем держится семья, если в ней проявляется чистый треугольник Карпмана?

Psychologies
Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века

Что повлечет за собой таяние береговых льдов в Арктике?

ТехИнсайдер
«Порочная королева»: как мораль XVI века приводила женщин на казнь за измену мужу «Порочная королева»: как мораль XVI века приводила женщин на казнь за измену мужу

Отрывок из романа «Порочная королева» о жене Генриха XVIII, Кэтрин Говард

Forbes
Как искусственный интеллект меняет бьюти-индустрию Как искусственный интеллект меняет бьюти-индустрию

Как технологии ИИ ежедневно помогают бьюти-мастерам в работе?

Inc.
Что такое «высокофункциональная тревожность» и есть ли у вас ее признаки Что такое «высокофункциональная тревожность» и есть ли у вас ее признаки

Девять признаков «высокофункциональной тревожности»

Maxim
Свобода от волос Свобода от волос

Волосы, как золото, красота и талант, могут радовать, а могут опутать

Afternoon Seasons of life
Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы

Как женщины создавали духи-бестселлеры и нишевые ароматы и запускали бренды

Forbes
Фея Фло Фея Фло

Флоранс Жерве д’Альден о любимых душистых цветах и зрелых отношениях

Afternoon Seasons of life
Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина

Отрывок из книги «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к вкусному и новому»

Psychologies
Открыть в приложении