Генеральный директор Группы ПТК — о создании путевых машин в России

МонокльБизнес

«Мы совершили инженерный подвиг»

Российский производитель путевой техники для строительства и обслуживания железнодорожной инфраструктуры в сжатые сроки разработал и освоил выпуск пяти новых машин, на выходе еще три

Николай Ульянов

Сергей Малинов, генеральный директор Группы ПТК. Фото: Олег Сердечников

Группа ПТК — российский производитель путевой техники — приступила к изготовлению опытного образца установки по сварке рельсовых плетей РСМ-2000. Эта машина — часть комплекса по замене рельсовых плетей, который предполагается использовать при строительстве высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург и ее дальнейшей эксплуатации.

Путевые машины — важная составляющая железнодорожного хозяйства, без которой невозможно нормальное функционирование стальных магистралей. Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей, нового для России вида транспорта, — вызов для машиностроителей. Необходимо в сжатые сроки (запуск движения по ВСМ запланирован на 1 апреля 2028 года) не только построить саму магистраль и высокоскоростной подвижной состав, но и специальную технику для строительства и обслуживания ВСМ.

Ситуацию с созданием и производством путевых машин «Монокль» обсудил с Сергеем Малиновым, генеральным директором Группы ПТК, в состав которой входит специализирующийся на производстве путевой техники завод «Тулажелдормаш».

— В России сейчас реализуются крупные железнодорожные проекты. Идет расширение Восточного полигона. Мы наконец-то подошли к строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей. Чтобы их строить, нужна специальная техника. Чтобы потом обслуживать, нужна специальная техника. Отсюда и вопрос: есть эта самая техника?

— Так как тренд на развитие РЖД и обновление путевого хозяйства многолетний, достаточно большой задел машиностроителями был сделан. В том числе нашим заводом «Тулажелдормаш». Поэтому — да, техника есть.

Если говорить о нас, то мы больше специализируемся на технике для капитального ремонта и строительства путей, но имеем ряд машин и для текущего содержания. Причем это техника инновационная. За последние пять лет мы полностью разработали и вывели на рынок пять новых машин. И в качестве прототипов использовали не только лучшие образцы западной техники, но и собственные технологические наработки, которые делают наши машины во многом уникальными, не имеющими мировых аналогов. И самое главное, именно с учетом специфики наших железных дорог, в первую очередь их отличает высокая производительность.

— И насколько повысилась производительность новых машин относительно старых? И насколько параметры этих машин лучше, чем иностранных аналогов?

— Возьмем, к примеру, наш флагман — ЩОМ-2000, он внесен в Книгу рекордов России как самая высокопроизводительная щебнеочистительная машина. Сейчас мы поставляем в РЖД ЩОМ-2500, который обеспечивает производительность 2500 кубометров в час, наш ближайший конкурент имеет производительность 1400, а иностранные аналоги максимум 1500 кубометров в час. Комплекс по смене рельсовых плетей РУ-700 превзошел свой американский прототип в полтора раза и показал производительность до 1000 метров в час. Ну а машина первичной выправки железнодорожного пути с технологией объемного уплотнения просто не имеет аналогов для сравнения.

— Поезда по ВСМ будут ходить со скоростью под 400 километров в час. И интервал между ними предполагается 15 минут. И это, как мне представляется, требует от путевой техники особых свойств. Та же снегоуборочная машина для путей ВСМ, наверное, должна иметь скорость выше, чем для обычных магистралей. Плюс ВСМ — это безбалластный путь, рельсы укладываются на железобетонное основание, а не на щебень, как при традиционном строительстве. Значит, и техника должна быть какая-то другая?

— Безусловно, это отдельная техника. И в первую очередь именно из-за особенностей технологии строительства ВСМ. Более половины протяженности высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург пройдет по эстакадам. Это означает, что не получится использовать традиционную технологию укладочных кранов и нужны другие решения.

Будет и меньше возможностей для обустройства технологических съездов, например. И технологические окна для выполнения любых видов работ, не только очистки снега, требуют высокой мобильности техники и высокой ее производительности.

Исходя из этих требований мы очень серьезно смотрим на эту возможность. Но даже понимая, что ВСМ в дальнейшем будет продлена до Казани и, возможно, дальше, мы все-таки предусматриваем, чтобы эта техника могла использоваться заказчиком и на путях общего пользования, а не только на высокоскоростных магистралях.

— Получается, создание техники только для ВСМ обойдется слишком дорого, так как много ее не нужно и это увеличит стоимость?

— Естественно. Сроки строительства очень сжатые, и для их соблюдения придется строить параллельно на нескольких участках, а значит, и машин нужно не одна и не две. А что потом? Машины должны работать. А так как техника сложная, дорогая, использование ее только на ВСМ будет невыгодно.

— И в какой стадии находится разработка машин для ВСМ?

— У нас уже все практически готово. Мы уже разработали технологии укладки и сварки рельсовых плетей с использованием наших машин и сейчас согласовываем их с РЖД. Это практически стандартные машины, которые сейчас работают на фронтах капитального ремонта и отрабатывают технологии. И если мы сможем убедить РЖД заказать эти машины, то к моменту начала этих работ при строительстве ВСМ мы модернизируем и поставим заказчику необходимое количество.

— И какие это будут машины?

— Прежде всего это комплекс по смене рельсовых плетей РУ700, модернизированный для работы на безбалластном пути, машина по обслуживанию скреплений МС-700 и комплекс рельсосварочный РСМ-2000.

— Машины нужны не только для строительства высокоскоростной магистрали, но и для ее эксплуатации. Их вы намерены разрабатывать и производить?

— Естественно. Но в отличие от путей общего пользования работы по ремонту и обслуживанию будут другие. Например, рельсы нужно будет менять только лет через десять-пятнадцать. Здесь нужны будут в первую очередь аварийно-восстановительные мотрисы и снегоочистительная техника. И здесь у нас есть что предложить РЖД.

— И с какой скоростью они будут ехать? Например, та же снегоуборочная машина?

— Требования по скорости движения и работы постоянно повышаются даже на обычных магистралях, и мы не стоим на месте. Мы разрабатываем собственные ходовые тележки и проводим модернизацию техники. И наша снегоочистительная машина СС-ПОМ для очистки снега с функцией пневматического обдува путей будет ездить по ВСМ со скоростью до 120 километров в час.

Конкурентов нет

— Что представляет собой парк машин, обслуживающий железнодорожные пути в России? В каком он состоянии?

— Это тысячи единиц техники, работающей в стране, если подробнее — свыше семи тысяч путевых машин для текущего содержания и капитального ремонта пути и более 43 тысяч вагонов специального подвижного состава.

И безусловно, значительная часть парка — более 60 процентов — требует обновления. Совместно с РЖД мы идем по этому пути — и мы, и наши коллеги из «Синары», из Трансмашхолдинга, из других компаний-производителей. Конечно, нам бы хотелось, чтобы это происходило другими темпами. Тем более что и мы, и наш заказчик — РЖД — понимаем, что современные машины позволяют оптимизировать процессы строительства и с точки зрения экономики, и с точки зрения людских ресурсов, и с точки зрения времени.

При Советском Союзе центром путевого машиностроения была Чехословакия, поэтому много чешской техники у нас осталось после распада единого пространства. В России многие заводы, выпускающие путевую технику, не пережили девяностые годы.

Возрождение железнодорожного машиностроения началось только в двухтысячные. Конечно, был период увлечения западной техникой, исходя из идеологии: давайте продадим нефть, газ и на вырученные деньги купим западную супертехнику. Переболели и этим. А потом случилось то, что случилось. Сначала стало дорого обслуживать и покупать эту технику, а потом стало и невозможно уже в силу санкционных ограничений.

Поэтому мы еще несколько лет назад, выстраивая свою стратегию, понимали, что такая огромная страна, как Россия, великая железнодорожная держава, неизбежно должна иметь собственные разработки и производство в области путевого машиностроения. Мы сознательно много лет назад, когда еще не прошло всеобщее увлечение западной техникой, начали вкладываться в НИОКР и направляли туда большие ресурсы всего холдинга. Создали одно из крупнейших сейчас конструкторских бюро. У нас 150 конструкторов в компании. Собирали по крупицам со всей страны и вкладывались в разработку машин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маркетплейс для мобильных и спонтанных Маркетплейс для мобильных и спонтанных

О том, как платформа автопутешествий создает у туристов новые потребности

Монокль
Давай поговорим Давай поговорим

7 опасных болезней, которые вызывает невысказанная обида

Лиза
Новости науки Новости науки

Масса W-бозона, сверхредкий распад частиц и избыток черных дыр

Знание – сила
Втроем дома: как братья-Калкины делят кинематографический Олимп Втроем дома: как братья-Калкины делят кинематографический Олимп

Что общего у трех знаменитых Калкинов и как они пробивали путь в большом кино

СНОБ
Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама» Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама»

Римас Владимирович, посмотрите меня! Наташа Ростова — это я!

Караван историй
Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века

Что повлечет за собой таяние береговых льдов в Арктике?

ТехИнсайдер
Меланжевые войны Меланжевые войны

Выгодно ли превращать ресурсы в оружие

N+1
Как ускорить копушу Как ускорить копушу

Как ускорить вашего копушу, не доводя до нервоза?

Лиза
5 правил перезагрузки 5 правил перезагрузки

Как избавиться от лишних килограммов

Лиза
Слышали, что вампиры появились в Румынии? Вот как могло возникнуть это предубеждение Слышали, что вампиры появились в Румынии? Вот как могло возникнуть это предубеждение

Мифы о вампирах могут иметь реальную медицинскую основу

ТехИнсайдер
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Ветер с Востока Ветер с Востока

Принципы «Магической уборки» японской писательницы Мари Кондо

Лиза
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
«На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья» «На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья»

Как же снималась картина Владимира Меньшова? Рассказывает Лада Сизоненко

Караван историй
8 главных мифов о зимнем вождении 8 главных мифов о зимнем вождении

Развенчиваем главные заблуждения о вождении зимой

Maxim
Международная комиссия предложила пересмотреть определение ожирения Международная комиссия предложила пересмотреть определение ожирения

Ученые предложили разделить ожирение на две различные формы

N+1
Роботы в поиске розеток Роботы в поиске розеток

Генеративному искусственному интеллекту грозит дефицит электричества

Ведомости
Психоскопия ближнего поля Психоскопия ближнего поля

Даже за совсем умозрительной фантастикой может скрываться серьезная научная база

N+1
Контролируя неравновесность Контролируя неравновесность

Программа для анализа CO₂ поможет в космосе и на Земле

Санкт-Петербургский университет
Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта

Как сострадание к партнеру и самому себе помогает качественно улучшить отношения

СНОБ
Новая жизнь биткоина Новая жизнь биткоина

Почему государства проявляют все больше интереса к криптовалютам?

Монокль
Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона

История подростка, ставшего первым пациентом в мире, получившим укол инсулина

ТехИнсайдер
Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми» Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми»

Мы сами способны выбирать оттенки, которыми будем писать картину своей жизни

Караван историй
Разбитое сердце Брэда Питта Разбитое сердце Брэда Питта

Каково будущее у Брэда Питта, который в 61 год должен строить жизнь заново?

Караван историй
Крещение Крещение

Крещение: история светлого праздника (и при чем тут обряд купания в проруби)

Лиза
Дружба среднего возраста Дружба среднего возраста

Размышляем, где взять новых друзей человеку, перешагнувшему 45-летний рубеж

Afternoon Seasons of life
Вопрос длины: как правильно подшить брюки Вопрос длины: как правильно подшить брюки

Рассказываем, как самостоятельно подшить вещь в домашних условиях

VOICE
Кушать подано! Кушать подано!

Чем кормить птиц и белок зимой

Лиза
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Бородатый анекдот Бородатый анекдот

«Почему, чёрт возьми, развалился Советский Союз?»

Дилетант
Открыть в приложении