Генеральный директор Группы ПТК — о создании путевых машин в России

МонокльБизнес

«Мы совершили инженерный подвиг»

Российский производитель путевой техники для строительства и обслуживания железнодорожной инфраструктуры в сжатые сроки разработал и освоил выпуск пяти новых машин, на выходе еще три

Николай Ульянов

Сергей Малинов, генеральный директор Группы ПТК. Фото: Олег Сердечников

Группа ПТК — российский производитель путевой техники — приступила к изготовлению опытного образца установки по сварке рельсовых плетей РСМ-2000. Эта машина — часть комплекса по замене рельсовых плетей, который предполагается использовать при строительстве высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург и ее дальнейшей эксплуатации.

Путевые машины — важная составляющая железнодорожного хозяйства, без которой невозможно нормальное функционирование стальных магистралей. Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей, нового для России вида транспорта, — вызов для машиностроителей. Необходимо в сжатые сроки (запуск движения по ВСМ запланирован на 1 апреля 2028 года) не только построить саму магистраль и высокоскоростной подвижной состав, но и специальную технику для строительства и обслуживания ВСМ.

Ситуацию с созданием и производством путевых машин «Монокль» обсудил с Сергеем Малиновым, генеральным директором Группы ПТК, в состав которой входит специализирующийся на производстве путевой техники завод «Тулажелдормаш».

— В России сейчас реализуются крупные железнодорожные проекты. Идет расширение Восточного полигона. Мы наконец-то подошли к строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей. Чтобы их строить, нужна специальная техника. Чтобы потом обслуживать, нужна специальная техника. Отсюда и вопрос: есть эта самая техника?

— Так как тренд на развитие РЖД и обновление путевого хозяйства многолетний, достаточно большой задел машиностроителями был сделан. В том числе нашим заводом «Тулажелдормаш». Поэтому — да, техника есть.

Если говорить о нас, то мы больше специализируемся на технике для капитального ремонта и строительства путей, но имеем ряд машин и для текущего содержания. Причем это техника инновационная. За последние пять лет мы полностью разработали и вывели на рынок пять новых машин. И в качестве прототипов использовали не только лучшие образцы западной техники, но и собственные технологические наработки, которые делают наши машины во многом уникальными, не имеющими мировых аналогов. И самое главное, именно с учетом специфики наших железных дорог, в первую очередь их отличает высокая производительность.

— И насколько повысилась производительность новых машин относительно старых? И насколько параметры этих машин лучше, чем иностранных аналогов?

— Возьмем, к примеру, наш флагман — ЩОМ-2000, он внесен в Книгу рекордов России как самая высокопроизводительная щебнеочистительная машина. Сейчас мы поставляем в РЖД ЩОМ-2500, который обеспечивает производительность 2500 кубометров в час, наш ближайший конкурент имеет производительность 1400, а иностранные аналоги максимум 1500 кубометров в час. Комплекс по смене рельсовых плетей РУ-700 превзошел свой американский прототип в полтора раза и показал производительность до 1000 метров в час. Ну а машина первичной выправки железнодорожного пути с технологией объемного уплотнения просто не имеет аналогов для сравнения.

— Поезда по ВСМ будут ходить со скоростью под 400 километров в час. И интервал между ними предполагается 15 минут. И это, как мне представляется, требует от путевой техники особых свойств. Та же снегоуборочная машина для путей ВСМ, наверное, должна иметь скорость выше, чем для обычных магистралей. Плюс ВСМ — это безбалластный путь, рельсы укладываются на железобетонное основание, а не на щебень, как при традиционном строительстве. Значит, и техника должна быть какая-то другая?

— Безусловно, это отдельная техника. И в первую очередь именно из-за особенностей технологии строительства ВСМ. Более половины протяженности высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург пройдет по эстакадам. Это означает, что не получится использовать традиционную технологию укладочных кранов и нужны другие решения.

Будет и меньше возможностей для обустройства технологических съездов, например. И технологические окна для выполнения любых видов работ, не только очистки снега, требуют высокой мобильности техники и высокой ее производительности.

Исходя из этих требований мы очень серьезно смотрим на эту возможность. Но даже понимая, что ВСМ в дальнейшем будет продлена до Казани и, возможно, дальше, мы все-таки предусматриваем, чтобы эта техника могла использоваться заказчиком и на путях общего пользования, а не только на высокоскоростных магистралях.

— Получается, создание техники только для ВСМ обойдется слишком дорого, так как много ее не нужно и это увеличит стоимость?

— Естественно. Сроки строительства очень сжатые, и для их соблюдения придется строить параллельно на нескольких участках, а значит, и машин нужно не одна и не две. А что потом? Машины должны работать. А так как техника сложная, дорогая, использование ее только на ВСМ будет невыгодно.

— И в какой стадии находится разработка машин для ВСМ?

— У нас уже все практически готово. Мы уже разработали технологии укладки и сварки рельсовых плетей с использованием наших машин и сейчас согласовываем их с РЖД. Это практически стандартные машины, которые сейчас работают на фронтах капитального ремонта и отрабатывают технологии. И если мы сможем убедить РЖД заказать эти машины, то к моменту начала этих работ при строительстве ВСМ мы модернизируем и поставим заказчику необходимое количество.

— И какие это будут машины?

— Прежде всего это комплекс по смене рельсовых плетей РУ700, модернизированный для работы на безбалластном пути, машина по обслуживанию скреплений МС-700 и комплекс рельсосварочный РСМ-2000.

— Машины нужны не только для строительства высокоскоростной магистрали, но и для ее эксплуатации. Их вы намерены разрабатывать и производить?

— Естественно. Но в отличие от путей общего пользования работы по ремонту и обслуживанию будут другие. Например, рельсы нужно будет менять только лет через десять-пятнадцать. Здесь нужны будут в первую очередь аварийно-восстановительные мотрисы и снегоочистительная техника. И здесь у нас есть что предложить РЖД.

— И с какой скоростью они будут ехать? Например, та же снегоуборочная машина?

— Требования по скорости движения и работы постоянно повышаются даже на обычных магистралях, и мы не стоим на месте. Мы разрабатываем собственные ходовые тележки и проводим модернизацию техники. И наша снегоочистительная машина СС-ПОМ для очистки снега с функцией пневматического обдува путей будет ездить по ВСМ со скоростью до 120 километров в час.

Конкурентов нет

— Что представляет собой парк машин, обслуживающий железнодорожные пути в России? В каком он состоянии?

— Это тысячи единиц техники, работающей в стране, если подробнее — свыше семи тысяч путевых машин для текущего содержания и капитального ремонта пути и более 43 тысяч вагонов специального подвижного состава.

И безусловно, значительная часть парка — более 60 процентов — требует обновления. Совместно с РЖД мы идем по этому пути — и мы, и наши коллеги из «Синары», из Трансмашхолдинга, из других компаний-производителей. Конечно, нам бы хотелось, чтобы это происходило другими темпами. Тем более что и мы, и наш заказчик — РЖД — понимаем, что современные машины позволяют оптимизировать процессы строительства и с точки зрения экономики, и с точки зрения людских ресурсов, и с точки зрения времени.

При Советском Союзе центром путевого машиностроения была Чехословакия, поэтому много чешской техники у нас осталось после распада единого пространства. В России многие заводы, выпускающие путевую технику, не пережили девяностые годы.

Возрождение железнодорожного машиностроения началось только в двухтысячные. Конечно, был период увлечения западной техникой, исходя из идеологии: давайте продадим нефть, газ и на вырученные деньги купим западную супертехнику. Переболели и этим. А потом случилось то, что случилось. Сначала стало дорого обслуживать и покупать эту технику, а потом стало и невозможно уже в силу санкционных ограничений.

Поэтому мы еще несколько лет назад, выстраивая свою стратегию, понимали, что такая огромная страна, как Россия, великая железнодорожная держава, неизбежно должна иметь собственные разработки и производство в области путевого машиностроения. Мы сознательно много лет назад, когда еще не прошло всеобщее увлечение западной техникой, начали вкладываться в НИОКР и направляли туда большие ресурсы всего холдинга. Создали одно из крупнейших сейчас конструкторских бюро. У нас 150 конструкторов в компании. Собирали по крупицам со всей страны и вкладывались в разработку машин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мультиколорные зумеры Мультиколорные зумеры

На рынок приходят новые потребители, и производителям предстоит с ними работать

Монокль
Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...» Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...»

Я учусь смиряться, принимать себя

Коллекция. Караван историй
Вредность или расчет? Зачем дальнобойщики едут так близко друг к другу, мешая обгону Вредность или расчет? Зачем дальнобойщики едут так близко друг к другу, мешая обгону

Почему дальнобойщики не держат дистанцию, мешая другим машинам?

ТехИнсайдер
Слышали, что вампиры появились в Румынии? Вот как могло возникнуть это предубеждение Слышали, что вампиры появились в Румынии? Вот как могло возникнуть это предубеждение

Мифы о вампирах могут иметь реальную медицинскую основу

ТехИнсайдер
Вселенная, пульсирующая в чёрной дыре Вселенная, пульсирующая в чёрной дыре

Происхождение Вселенной всегда волновало людей

Наука и жизнь
Закупились отечественным Закупились отечественным

Госзакупки российских автомобилей выросли на 9% в 2024 г.

Ведомости
Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских

Свободнее всего в Европе пространство осваивают карельские медведи

N+1
Работаем на результат. 9 советов, которые помогут получить повышение на работе Работаем на результат. 9 советов, которые помогут получить повышение на работе

Разбираемся, как быстрее продвинуться по карьерной лестнице

Лиза
Первая иранская женщина-министр: история Фаррухру Парсы Первая иранская женщина-министр: история Фаррухру Парсы

Фаррухру Парса была первой женщиной в Иране, занявшей пост министра

ТехИнсайдер
Фатальное влечение: 10 эротических фильмов про обреченные отношения Фатальное влечение: 10 эротических фильмов про обреченные отношения

Кино, посвященное фатальным эротическим отношениям — на работе и за ее пределами

Правила жизни
Гостинг и еще 20 словечек, которыми зумеры описывают поведение своих крашей Гостинг и еще 20 словечек, которыми зумеры описывают поведение своих крашей

Какие сленговые выражения породили современные тренды романтических отношений

Psychologies
Страх одиночества Страх одиночества

В чем причины изолофобии и как с ней справиться

Лиза
Повсеместное использование камер наблюдения меняет работу мозга Повсеместное использование камер наблюдения меняет работу мозга

Видеонаблюдение влияет на работу мозга, причем на бессознательном уровне

ТехИнсайдер
Фридрих Шиллер Фридрих Шиллер

Почему Шиллера боялись трогать — не только же из-за трудностей перевода?

Дилетант
Куда исчезли зеркала на крыльях автомобилей: вас давно мучает этот вопрос, но спросить было не у кого Куда исчезли зеркала на крыльях автомобилей: вас давно мучает этот вопрос, но спросить было не у кого

Зачем с кузовов автомобилей убрали мини зеркала

ТехИнсайдер
Скрытые причины полноты Скрытые причины полноты

Почему не получается похудеть, хотя есть и мотив, и готовность, и диета?

Лиза
Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь

Чем занимается дочь Сергея Супонева и почему она не стала заменой отцу

Maxim
Секрет безупречного внешнего вида: 3 устройства, которые избавят вещи от складок Секрет безупречного внешнего вида: 3 устройства, которые избавят вещи от складок

Есть три прибора, которые позволяют убрать складки на одежде без усилий

CHIP
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
После праздника После праздника

Как избавиться от последствий праздника?

Лиза
Простые вещи, которые делают нас человечнее Простые вещи, которые делают нас человечнее

Психолог Катерина Мурашова — про отсутствие эмпатии у современных детей

СНОБ
Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских? Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских?

Что собой представляет фольклор Азии и как он отражается в современной культуре?

Правила жизни
Ниша серийного аддитивного производства свободна Ниша серийного аддитивного производства свободна

Как неверное представление об аддитивных технологиях тормозит их внедрение

Монокль
Стали не хватает строек Стали не хватает строек

Что повлияло на снижение производства стали в России в 2024 году?

Ведомости
From Mexico with love From Mexico with love

Как Барбара де Рехиль оказалась в российском фильме и заговорила на русском

OK!
Регистрация программного обеспечения: щит в мире цифровых идей Регистрация программного обеспечения: щит в мире цифровых идей

Почему интеллектуальная собственность так недооценивается?

Наука и техника
МХАТ и война: отрывок из книги Софьи Пилявской МХАТ и война: отрывок из книги Софьи Пилявской

Отрывок из переиздания книги Софьи Пилявской — «Грустная книга»

СНОБ
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
Открыть в приложении