Драгунский прожил по нынешним меркам недолго и написал немного

ДилетантКультура

Виктор Драгунский

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Драгунский прожил по нынешним меркам недолго (1913–1972) и написал немного — цикл подростковых рассказов, две взрослые повести и полсотни песенных текстов. Как у всех талантливых детских писателей, у него получились отличные потомки  — лучший, по-моему, современный русский прозаик Денис Драгунский и едва ли не лучший драматург своего поколения Ксения Драгунская плюс замечательная художница и эссеистка, внучка Ирина (Денисовна) Драгунская. Они как бы сочиняют недописанное им. С Драгунским-старшим у меня почему-то две устойчивые ассоциации — Куприн и Конан Дойль.

Разберёмся сначала с Куприным: оба были атлеты, выступали, случалось, в цирке (Драгунский, как говорят цирковые, работал клоунаду, Куприн — французскую борьбу), вообще сменили множество профессий, оба для души сочиняли стихи, а прославились в жанре короткого рассказа, тогда как повести их вечно упрекали за рыхлость и беллетристические штампы. Оба были сентиментальны, как все физически сильные люди. Обоих привлекали авантюристы, силачи, циркачи  — Куприн написал о них едва ли не лучшие свои рассказы: «Allez!», «Ольга Сур», «Легче воздуха», а Драгунский написал повесть «Сегодня и ежедневно», а среди «Денискиных рассказов» сам выделял «Девочку на шаре», рассказ, который решительно все называют в числе лучших. Дело в том, что в цирке всё честно, там халява не работает, ибо всегда присутствует смертельный риск; и там же ребёнок испытывает самое острое счастье, ибо видит чудо. Драгунский и Куприн много рассказывают о спасительности сильных чувств, радикального опыта, чудес, без которых жизнь пресна и трудно выносима. Такой рассказ у Куприна, например, — «Слон», где чудесный слон приходит опять-таки из цирка.

Ну и всякие совпадения по мелочи — то, что у обоих были красавицы-дочери, которых звали Ксениями. Оба любили заложить за воротник, но не с горя или от слабости, а наоборот, от избытка чувств, чтобы хоть как-то притупить невыносимую остроту бытия; и конечно, оба окружены были друзьями, прихлебателями и людьми разных удивительных профессий.

Вторая ассоциация  — с Конан Дойлем  — сложнее, у меня она чисто внешняя — в детстве в моём распоряжении была прекрасная домашняя библиотека, но самых трудно доставаемых книг в ней не было, а в классе выше всего ценились рассказы о Холмсе и, соответственно, о Дениске. Их давали почитать, но ненадолго. Само собой, у Драгунского есть пародия на триллер «Человек с голубым лицом», хотя рассказ этот вполне серьёзен и даже по-своему трагичен. Есть и более глубокое, структурное сходство  — главным героем обоих циклов является трикстер, у которого есть менее харизматичный друг (Ватсон или Мишка Слонов). Но главное  — в основе почти каждого рассказа Драгунского тоже лежит тайна, хотя и не детективная: Дениска постигает мир и обнаруживает массу тайн, внезапностей, чудес  — совершенно элементарных на взрослый взгляд, но завораживающих на детский. Самый наглядный пример того, как Драгунский делает чудо буквально из ничего, — из выставки певчих птиц на ВДНХ, из конкурса поющих канареек, — чудесный лирический рассказ «Белые амадины»: обычно в «Денискиных рассказах» наличествует острый сюжет, трюк, а тут ничего, чистое восхищение. Сейчас таких волшебных детей, способных умиляться белыми амадинами, почти не бывает, или литература о них не рассказывает, потому что не могут же они вовсе перестать воспроизводиться.

Впрочем, иногда в «Денискиных рассказах» наличествует и почти детективный сюжет  — «На  Садовой большое движение», например. Но мы были наивные советские дети, многие искренне полагали, что парень просит велосипед у Дениски действительно ради больной бабуси в беленьком платочке, а не возвращает его потому, что, может быть, его сбили, — ведь на Садовой такое движение! Денис Драгунский мне рассказывал, что среди советских читателей это было заблуждение довольно частое.

2.

У Драгунского была довольно экзотическая биография: он родился в Нью-Йорке, куда его молодые родители уехали из Гомеля. Но в Штатах им не понравилось, и они вернулись. Собственно, вся биография отца и роковая судьба бабушки Риты (по отцовской линии) подробно изложены в книге Дениса Драгунского «Подлинная жизнь Дениса Кораблёва»: это сочинение — из лучших у него. Он и про других пишет неплохо, по мне, так он просто главный новеллист нашего времени, но когда прикасается к темам интимным — прежде всего к родителям и собственному детству, — сила его удваивается. Скажем, рассказ «Бронзовые люди» — об истоках и возможных вариантах развития «Девочки на шаре» — кажется мне просто идеальным, потому что идеальный рассказ и должен быть похож на печальный сон о детстве. Так вот, роковая красавица Рита похоронила первого мужа, вышла замуж за красного командира, похоронила и его, вышла замуж за артиста (и родила от него), но артист уехал, и она вышла замуж, если я ничего не путаю, за нэпмана. Она меняла мужей в полном соответствии с эпохой. Виктор Драгунский сначала стал актёром, потом циркачом, потом ополченцем  — и написал об этом ополчении, о первом полугодии войны, повесть «Он упал на траву».

У него почти всё написано от первого лица — и обе повести, и рассказы. Почему?— Ну, наверное, только при этом условии возможна его интонация, очень непосредственная, но при этом выдающая книжного ребёнка, с вкраплениями литературных красот, над которыми сам автор иронизирует, с обыгрыванием речевых штампов, с повторами и отступлениями. Больше всего повесть «Он упал на траву» похожа на другой дневник необстрелянного юноши, считай, подростка, — «Будь здоров, школяр!» Булата Окуджавы. Пересказывать и описывать эту прозу бессмысленно — её главные события разворачиваются в душе автора, которая мучительно борется с внешним давлением. Собственно, главная тема Драгунского всегда была — именно попытка лирического (в чистом виде лирического) героя сохранить себя в изменившемся, всё более беспощадном мире. В этом смысле Драгунский  — самый актуальный сегодня писатель и самый глубинно антисоветский. Потому что в советской литературе ведь как? Советская литература больше всего поглощена желанием сделать из книжного мальчика, интеллигента, неженки и одиночки какую-то новую сущность, загрубевшего, с механическими предсказуемыми реакциями члена коллектива. А Драгунского интересует, как ему сохранить ребёнка с его чистыми и правильными, неизвращёнными, ненасильственными реакциями. И «Он упал на траву» — как раз попытка увидеть войну так, как видит её одинокий книжный юноша, вдобавок калека (у него нога короче другой, его по инвалидности не призывают).

Драгунский был из тех вызывающе несоветских писателей, что позволяли себе не радоваться собственной гибели, не приветствовать испытания и вообще не думать, что только в невыносимых условиях закаляется сталь. Вот у него уходит ополчение — уходят те, кого не призвали по здоровью или возрасту: «Во дворе стояла та особенная тишина, которая часто бывает в приёмных больниц, когда человек знает, что ложиться на операцию нужно, это неизбежно, тут ничего не поделаешь, и всё это на пользу, во имя здоровья и, может быть, самой жизни. А всё-таки внутри у тебя сиротливо, и боязно тебе, и торжественно

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В поисках Моны Лизы В поисках Моны Лизы

Юрий Шевченко отправился в Португалию, чтобы написать этюды иберийской природы

Дилетант
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Дважды великий князь Дважды великий князь

Дмитрий Шемяка — умелый полководец и дипломат, который оказался забыт

Дилетант
Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили

Молдавский оппозиционер Илан Шор о своем отношении к процессу евроинтеграции

Ведомости
Конфликт на экране Конфликт на экране

Пять пронзительных экранизаций израильско-палестинского конфликта

Дилетант
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Добродетельные матроны Добродетельные матроны

У Цезаря и Антония было немало женщин помимо Клеопатры

Дилетант
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
Петен, Пол Пот и король Сианук Петен, Пол Пот и король Сианук

Сложное царствование короля Камбоджи Сианука

Дилетант
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
45 лет апартеида 45 лет апартеида

Что такое апартеид? Как он работал в Южно-Африканском Союзе?

Дилетант
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Были и небылицы Были и небылицы

История — это то, чего не происходило, описанное тем, кто никогда там не был

Дилетант
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Одна балерина и два великих князя Одна балерина и два великих князя

Матильде Кшесинской не раз доводилось оказываться в центре различных скандалов

Дилетант
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Лофт для леди Лофт для леди

Интерьер, базирующийся на эстетике индустриальных пространств, однако, воздушный

Идеи Вашего Дома
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Сосны против берез Сосны против берез

О дуализме рязанской романтики

Weekend
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Психология ожиданий: как наши прогнозы формируют реальность Психология ожиданий: как наши прогнозы формируют реальность

Что такое ожидания и почему они имеют над тобой такую власть

VOICE
Один + один Один + один

Как на улочках Байрру-Алту живет и принимает гостей арт-проект Oficina Marques

Seasons of life
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Открыть в приложении