Борьба за нацию
Массовые представления о взглядах Симона Петлюры сформированы столетней войной пропагандистов, которых меньше всего интересовало, во что он верил на самом деле.
![](https://cs.kiozk.ru/content/5un/v8x/nhh/l7tw0f4f9xniujwummubkj4/art/97730/kvp4ajv9.jpg?v=1&temp_url_sig=Gi6nszCnUUOD67DewIDh7A&temp_url_expires=1739801792)
Националист
Петлюра избегал раскрывать душу. Четверть века его политической жизни могут показаться непрерывной чередой смены вех. Едва ли не все украинские политические партии и группы числили его то в своих сторонниках, то в непримиримых врагах, объявляли то левым, то правым, то шовинистом, то либералом, то беспринципным властолюбивым циником и интриганом, то самоотверженным идейным борцом. И всё потому, что большинство политических идей, во имя которых убивали и умирали его современники, для Петлюры имели лишь «прикладное» значение — в зависимости от обстоятельств могли то способствовать, то препятствовать движению к его цели.
«…Нужно ли и полезно ли, чтобы в малороссийских школах преподавалось ученье на туземном наречии, а не на общем русском языке?» Из представления в МВД цензора Александра Никитенко, 1864 год
![](https://cs.kiozk.ru/content/5un/v8x/nhh/l7tw0f4f9xniujwummubkj4/art/97730/1cdr05gk.jpg?v=1&temp_url_sig=ESgk5NMzw_Am6p02Tj4qfg&temp_url_expires=1739801792)
Обучаясь в Полтавской семинарии, юный Семён недоумевал: тридцать миллионов малороссов со своими «языком, литературой и нравами» — это народ или всего лишь «местная народность»? А украинский язык — самостоятельный язык или «тот же русский язык, только испорченный влиянием на него Польши»? Если соединение Украины с Россией по Переяславскому договору 1654 года облагодетельствовало малороссов, вступивших в «государственный союз с прочими частями русского народа», то отчего великорусский союзник растоптал этот договор и фактически колонизировал Украину, — в служебной переписке имперские чиновники прямо называли украинцев «туземцами», запретили литературу «религиозного содержания, учебную и вообще назначенную для первоначального чтения народа» на его родном языке?
Официозные авторы и семинарские учителя, воспитывавшие будущих священников «в монархическом, великорусском, православном духе», уходили от ответов или отвечали невнятно. Зато из книг Николая Костомарова, Михаила Драгоманова, Ивана Франко становились понятны и суть украинского неустройства, и его причины. Они и привели Петлюру к твёрдому убеждению: «национальная неполноценность» украинского народа — лишь результат многовекового насилия русского самодержавия. Развитие украинцев в настоящую политическую нацию — равную среди равных — стало для него единственной целью жизни, «одной, но пламенной страстью». Юный семинарист понимал, что устранить помехи такому развитию можно, лишь преобразовав Российскую империю в демократическую республику, чтобы превращение в политическую нацию зависело только от самих украинцев. Но это недостаточное условие: нужно терпеливо продвигать «процесс культурно-национального возрождения украинского народа», его украинизацию. Приятели-бурсаки прозвали Семёна «зилотом» — он принял это прозвище и изменил своё имя в честь апостола Симона Зилота.
Симон Зилот — один из двенадцати апостолов Христа. Предание отмечает его как несгибаемого борца против римского владычества. Принял мученическую смерть. По одной из версий, похоронен где-то на Кубани.
Социалист, либерал, масон…
Марксизм, предлагавший простой и, казалось, научно обоснованный рецепт устранения всякой социальной (а значит, и национальной!) несправедливости, Петлюру заинтересовал, и в 1900 году он вступает в Революционную украинскую партию (РУП), близкую к европейской социал-демократии. Симон агитирует крестьян, разъясняя суть их «триединого» угнетения — самодержавного, буржуазного и от «великорусских» колонизаторов. Одновременно он обучает их грамоте и приобщает к высокой украинской культуре — основе украинизации.