Театр между пропагандой и развлечением
На оккупированной территории России существовало несколько видов театров: театральные группы при немецких пропагандистских органах, «народные театры», созданные при участии русской коллаборационистской администрации из состава профессиональных актёров, различные любительские труппы на базе самодеятельных кружков и художественных студий. А из театральных жанров предпочтение отдавалось драме и комедии.
Любое открытие «театра для гражданского населения» соответствующим образом обставлялось. На торжество обязательно приглашались представители германского командования. В своих речах они весьма цинично заявляли, что развлечения для русского населения должны способствовать повышению производительности труда в «освобождённых германскими войсками областях России».
В марте 1945 года, когда до Победы оставались считаные недели, в Москве вышла книга «Палачи Европы», написанная известными публицистами (Ильёй Эренбургом, Давидом Заславским, Жан-Ришаром Блоком и другими). Понятно, что в ней речь шла о руководителях Третьего рейха, известных союзниках нацистской Германии, коллаборационистах первого уровня (Петен, Квислинг). Очерк Петра Скосырева назывался «Гаманы и Актаны». Адольф Гаманн — это военный комендант Орла, а Актан — Михаил Октан, главный редактор местной коллаборационистской газеты «Речь».
Последнего обвиняли в том, что он активно боролся с подлинной русской культурой, а «на сцене орловского театра Актан ставил “старинную классическую русскую пьесу” — “Тётку Чарлей”, предельно пошлый фарс с переодеваниями».
На страницах газеты «Речь» мы можем найти об этой постановке следующую информацию: «Театр (бывший клуб строителей). “Тётка Чарлея”. Фарс в 3 действиях. Перевод с немецкого Корша. Участвуют артисты: Ермакова, Мазанова, Фёдорова, Шастова, Антоновский, Миронов, Неверов, Ставцев и др.».
Также в этом печатном издании в разделе «Театральные зарисовки» давались рисунки-шаржи на артистов, исполняющих разные роли.
Что же представлял собой орловский городской театр? Он был открыт 15 июля 1942 года. На его открытии выступили генерал Гаманн и бургомистр города Старов. Гаманн заявил: «Национал-социалистическая Германия и её Армия стоят не на той точке зрения, что радость и эстетическое удовольствие являются роскошью, от которой во время войны можно и следует отказаться.
По нашему мнению, они сейчас тем более необходимы для создания и поддержания в человеке должной энергии. Никто не может долгое время существовать без минут веселья и удовольствия и, прежде всего, без здорового смеха, тем более целый народ. Иначе он утрачивает своё духовное равновесие, радость труда и, тем самым, работоспособность».
После немецкого генерала выступил русский бургомистр: «Германская Армия среди уничтожающих большевизм боёв, переходя от победы к победе, находит однако время для удовлетворения не только материальных, но и культурных запросов населения. Это ещё раз подчёркивает дружественное отношение Германии к русскому народу, воюющей только против жидо-большевизма и стремящейся к возрождению русского народа.
Я призываю всех граждан города Орла приложить все силы к оказанию помощи Германской Армии в искоренении партизанского бандитизма, содействовать ей во всех её мероприятиях, направленных к быстрейшему установлению нормальной жизни. Честной, добросовестной работой оправдаем оказываемое нам доверие, будем достойными великих идей национал-социализма».
Весьма типичным являлся театр Гатчины, созданный по инициативе начальника отдела пропаганды города зондерфюрера Шмидта.
Для нацистов работа театра была несомненным успехом. Во многом этого удалось достичь благодаря кадрам: в нём работал заслуженный артист РСФСР, солист Ленинградского государственного театра оперы и балета им. Кирова, советский орденоносец, бывший партнёр Галины Улановой Михаил Дудко. Также тесно сотрудничал с этим коллективом один из самых популярных советских артистов 30-х годов, народный артист РСФСР, кавалер ордена Ленина Николай Печковский.
Газета «Речь» писала 16 октября 1942 года: «Артист Мариинского оперного театра Николай Константинович Печковский на днях дал в Пскове три концерта. Псковичи с нетерпением ждали знаменитого русского артиста и чрезвычайно были рады дорогому гостю, порадовавшему население своими прекрасными песнями. Печковский не пожелал следовать с красной ордой, вожди которой, несомненно, желали иметь при себе такого крупного деятеля искусства. “Я рад служить своему народу и его освободителям — германским воинам”, — говорит Николай Константинович».
Ни Печковскому, ни Дудко, не нужно было лично заниматься профашистской пропагандой. За них это успешно делали их конферансье. Каждое выступление артистов начиналось с благодарственного слова вождю Германии Адольфу Гитлеру «за возрождённое исконно русское национальное искусство».