Стул, связывающий архитектора Монферрана, мебельщика Гамбса и Александра II

ДилетантИстория

Стул «для портфелей» императора

Иван Гарманов

Кабинет императора Александра II в конце его правления. В центре возле стола стулья «для портфелей». Акварель Эдуарда Гау, 1881 год Государственный Эрмитаж

Мебель личных покоев Зимнего дворца не всегда эффектна внешне, но часто значима исторически как свидетельство своей эпохи, отражение вкусов прежних владельцев и напоминание о минувших событиях. «Герой» сегодняшнего рассказа — почти обыкновенный стул, связывающий воедино имена архитектора Монферрана, мебельщика Гамбса и императора Александра II.

С точки зрения искусства стул — типичный представитель дворцовой мебели 1820–1830-х годов. Но, как часто бывает в жизни, «изюминки» кроются в деталях. На царге (раме) стула имеются номера «зимнедворских» описей, из которых следует, что он принадлежал императору Александру II и находился в его кабинете. Чудом сохранившаяся карандашная пометка уточняет: «для портфелей у собств[енного] стола». Действительно, у стула была особая «профессия» — он находился возле рабочего стола государя, на него ставили портфели с государственными документами, включая секретные. Строго говоря, перед нами один из пары стульев «для портфелей», стоявших справа и слева от государя, работавшего за большим письменным столом.

Надпись на стуле карандашом: «для портфелей у собств[енного] стола»

Наиболее вероятно, проект стула создал Огюст Рикар Монферран (1786–1858), французский архитектор, реализовавший себя в России. Если приезд молодого щеголеватого архитектора летом 1816 года в Санкт-Петербург современники вообще не заметили, то в конце того же года Огюста Рикара, превратившегося в Августа Августовича, в столице знали все. Конец 1820-х — 1830-е годы — золотое время мастера, который помимо возведения Исаакиевского собора и Александровской колонны оформляет «в новейшем вкусе» покои Зимнего дворца, включая апартаменты двух императриц (Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны), а также комнаты великого князя Александра Николаевича. Среди последних — интересующий нас кабинет (ныне зал №171 Государственного Эрмитажа).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении