«Горький мир»
Российское общество тяжело переживало последствия Русско-японской войны.
«Граф Полусахалинский»
В знак признания успешного выполнения «возложенного на него поручения первостепенной государственной важности» на переговорах в Портсмуте император возвёл Сергея Витте в графское достоинство. Этот факт нашёл своё отражение на его фамильном гербе, который украсила графская корона.
Однако российское общество холодно восприняло дипломатический триумф Витте в Америке: многие считали мир «позорным», а полученные сановником от царя почести — незаслуженными.
Публицист официозного «Нового времени» Михаил Меньшиков писал вскоре после возвращения сановника в столицу: «В России он встретил холод и равнодушие, плод отсутствия в нашем обществе политической воспитанности». При этом публицист высоко оценил «крайне искусный такт, проявленный в чуждой Витте дипломатической области и увенчавшийся блестящим успехом». Многочисленные противники Витте, напротив, иронично прозвали триумфатора «графом Полусахалинским», намекая на потерю империей южной части полуострова. Прозвища «граф Полусахалинский», «граф Сахалинский», «Сергей Портсмутский» прочно закрепились за Витте среди самой широкой публики.
Характерна одна из многочисленных открыток времён первой русской революции, на которой изображён Витте в графской короне. Он отплывает из Портсмута, в руках у него мирный договор с Японией. На пристани его провожают восторженные американцы, у одного из них (очевидно, президента США Теодора Рузвельта, посредника в русско-японских переговорах) цилиндр со звёздами американского флага. Карикатура символизирует популярность графа в американском общественном