Наставники юного Петра
В собрании Государственного Эрмитажа находятся два редких портрета наставников юного царя Петра, каждый из которых внёс значительный вклад в воспитание великого реформатора.
В формировании яркой неординарной личности Петра Великого большую роль сыграли проявившиеся уже в первые годы жизни особенности его характера: любознательность, тяга к наукам, кипучая энергия. Но огромное значение имело и то, что рядом с юным царём находились люди, способствовавшие развитию дарованных ему природой талантов и стремлений. Сохранилось не так много изображений наставников будущего императора, поскольку в конце XVII — начале XVIII века в русском искусстве ещё не был распространён жанр портрета. Тем ценнее немногие дошедшие до нас живописные полотна, на которых запечатлены эти исторические персонажи.
Портрет князя Бориса Алексеевича Голицына исполнен неизвестным художником в XIX веке. Есть основания полагать, что тогда полотно принадлежало Николаю Ивановичу Путилову, собравшему большую коллекцию изображений исторических деятелей. В неё входили как оригинальные произведения, так и их копии. Картина могла быть исполнена для знаменитого предпринимателя с более раннего портрета, принадлежавшего кому-либо из многочисленного рода Голицыных. Близкое по композиции полотно, датируемое 1780-ми годами и явно восходящее к тому же несохранившемуся оригиналу, находится в собрании Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея заповедника.
Князь Борис Голицын был одним из самых близких и преданных Петру I людей. Воспитатель, «дядька», поддерживал юного царя в противостоянии с царевной Софьей и сыграл важнейшую роль в его приходе к власти. Спустя годы, когда Пётр отправился в первое европейское путешествие, он назначил князя в совет, управлявший государством в отсутствие монарха. Борис Алексеевич был хорошо образован и поощрял интерес своего воспитанника к наукам, мореходству и военному делу. Будучи приверженцем западной культуры, он поддерживал Петра в политике