Могила неизвестного Павлика
Людям старшего поколения хорошо памятна «пионерская комната» в школе: в углу знамя дружины, рядом флажки отрядов каждого класса, горн и пара барабанов. На стене — текст торжественной клятвы, на другой — портреты пионеров-героев. Первый — Павлик Морозов…
Сегодня, по прошествии 90 лет со дня гибели «пионера-героя №1», приходится признать, что достоверно мы знаем о нём немного. Спорно даже то, что он был пионером, а уж причины и обстоятельства его убийства и вовсе туманны. Родился, учился, был зарезан — такая вот недлинная биография…
Сын за отца
Павел появился на свет 14 ноября 1918 года в селе Герасимовка Тобольской губернии (сегодня это Свердловская область). Он был старшим сыном в семье крестьян Трофима и Татьяны Морозовых, у него было трое младших братьев. Семья отца переселилась на Урал в 1910-м, в ходе Столыпинской реформы, мать была из местных, из соседней деревни. Трофим Морозов, воевавший во время Гражданской в Красной армии то ли взводным, то ли отделённым командиром, сделал при советской власти небольшую карьеру: в конце 1920-х стал председателем Герасимовского сельсовета. Согласно канонической версии «жития» Павлика, его отец пил, бил жену и детей, небескорыстно покровительствовал зажиточным односельчанам, а также приторговывал справками, которые он продавал обильно хлынувшим в начале коллективизации на Урал раскулаченным «спецпереселенцам». По этим документам они являлись местными жителями и могли перемещаться по стране. Из семьи он в конце концов ушел, перебрался жить к соседке.
Своей должности он вскоре лишился (вроде бы отказался сам), а там и вовсе «загремел» на 10 лет на строительство Беломорско-Балтийского канала. Впрочем, времена были ещё, по определению Анны Ахматовой, «вегетарианские»: за ударный труд Трофим был сочтён «перековавшимся», помилован через три года и даже награждён орденом. В село он не вернулся, обосновался в Тюмени.
Тем временем, утверждает официальная версия, из чувства мести, вызванного компрометирующими показаниями Павлика на следствии и в суде, родные решили с ним расправиться. Организатором выступал дядя и крёстный отец мальчика, кулак Арсений Кулуканов: он якобы внушил двоюродному брату Павлика, Даниле Морозову, мысль убить отправившегося вместе с младшим братом в тайгу за ягодой «доносчика». К Даниле присоединился их общий с Павлом дед, Сергей Морозов, вдвоём они и расправились с мальчишками.
«…Выше своих интересов»
Спустя месяц газета «Пионерская правда» на весь Советский Союз сообщила читателям о страшном преступлении: «Пионер Павел ставил интересы партии и рабочего класса выше своих интересов».
Процесс был показательным, выездная сессия Уральского областного суда в течение четырёх дней заслушивала показания экспертов и свидетелей, а также пятерых подсудимых: помимо трёх, упомянутых выше, на скамье находились бабка братьев Морозовых, Ксения (Аксинья), и ещё один дядя, Арсений Силин. Присутствовали корреспонденты нескольких газет, в том числе и центральных, помимо государственного обвинителя участвовали два общественных. Кулуканов, как организатор и заказчик убийства, и Данила Морозов, как непосредственный исполнитель, были приговорены к расстрелу, Сергей и Ксения Морозовы — к 10 годам тюрьмы (где и умерли), Силин оправдан за недоказанностью.