Колеса удачи
Надо ли вводить правила для гироскутеров и штрафовать за их нарушение?
Очень чутко реагирует дорожное движение на развитие технологий. Персональный электротранспорт заполняет пространство с огромной скоростью, причем как в переносном, так и прямом смыслах. Электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса – все это можно видеть в достатке на улицах городов. Красноречиво иллюстрируют ситуацию ролики из соцсетей с самокатами, катящими по многополосной дороге со скоростью под 60 км/ч, неловкие падения с гироскутеров и тому подобное. И вот уже многочисленные «эксперты» и примкнувшие к ним политики вовсю рассуждают о том, что давно пора навести порядок в этой сфере: срочно скорректировать Правила дорожного движения, зарегулировать рынок таких устройств и обязать получать права на подобные средства передвижения.
Так ли опасно?
Обратимся к статистике происшествий с участием пользователей подобных устройств. Обратившись, с удивлением узнаем, что… таковой просто не существует. В официальную отчетность они попадают, только если одним из участников инцидента является транспортное средство. Да и в этом случае такое ДТП относят к наездам на пешеходов, то есть «увидеть» его в общем числе происшествий этого вида обывателю просто невозможно. Единственная служба, которая может вычленить такие инциденты, – это ГИБДД. Именно ей поручено заносить информацию в госстатотчетность из так называемых карточек ДТП, где и содержится подробнейшее описание всех обстоятельств происшествия. Однако такие происшествия носят настолько редкий характер, что их смело можно отнести к статистической погрешности.
Пешеход или нет?
С точки зрения ПДД «водители» гироскутеров приравниваются к пешеходам. И это правильно, ведь конструктивная скорость всех этих устройств, как правило, не превышает 20 – 25 км/ч. Однако среди персонального электротранспорта есть и такие, которые уже вписываются в ПДД в качестве мопеда. Для этого необходимо, чтобы мощность двигателя была в пределах от 0,25 до 4 кВт, а развиваемая скорость – до 50 км/ч. При этом не забываем, что для мопедов правила поведения на дорогах прописаны достаточно четко, и за их нарушение установлена ответственность. С другой стороны, попытка дополнительно урегулировать применение всевозможных гаджетов на колесах может привести к прямо противоположному результату – на дорогах их станет только больше.
Накажут по взрослому
Пункт 12.29 КоАП РФ устанавливает ответственность для пешеходов. Именно по этой статье наказывают пользователей гироскутеров, моноколес, самокатов и прочих средств передвижения, если они не выполняют относящиеся к ним требования ПДД. Максимальное наказание – штраф 500 рублей. Если же гаджет умеет разгоняться быстрее 50 км/ч или его мотор развивает мощность 0,25 кВт и более, он приравнивается к мопеду. А это, в свою очередь, означает, что, во-первых, запрещается использовать для движения пешеходную инфраструктуру, а во-вторых, ответственность за нарушение ПДД перестает быть символической. Например, отказ от использования мотошлема оценивается в 1000 рублей, выезд на тротуар – в два раза больше, а отсутствие водительского удостоверения категории «М» или любой другой – в 5 – 15 тысяч рублей. Поездка в нетрезвом состоянии, допустим, на электробайке, приведет к штрафу в 30 тысяч рублей и лишению прав на срок до двух лет.
Фото: zinkevych/Fotolia.com; DepositPhotos/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl