Берегись, автогражданка!
Центробанк готов отпустить тарифы на ОСАГО. Этим летом регулятор пересмотрит ставки в последний раз, а в 2020 году страховщикам дадут право самим устанавливать цену автогражданки. Чем это грозит водителям?
Системных проблем у рынка ОСАГО накопилось немало. Из-за невозможности устанавливать сильно повышенную стоимость полиса для заядлых коллекционеров штрафов и ДТП дисциплинированные водители, фактически, оплачивают страховку за «лихачей». Так и не завершился переход рынка к системе натурального возмещения. По-прежнему получить ремонт вместо денег не может большая часть водителей, что развязывает руки мошенникам и умножает убытки страховщиков.
Инфляционное давление на страховой бизнес сопровождается ростом объема выплат. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя выплата по полису ОСАГО в 2017 году выросла на 10% – до 75 763 рублей, а общий объем выплат страховых компаний увеличился на 9% – до 181 млрд рублей. Страховые же сборы снизились на 3% до 228,1 млрд рублей. По данным РСА, около 1 млн россиян вообще ездят без полиса ОСАГО, предпочитая платить 800 рублей штрафа за его отсутствие.
Почему проблемы не решались?
Центробанк имел право пересматривать ставки ежегодно, однако воспользовался им лишь дважды – последний раз в 2015 году. По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, на рынке сложилась крайне нездоровая ситуация, когда услуга страхования автогражданской ответственности обязательна для водителей, но предоставляется коммерческими компаниями, которые по определению обязаны максимизировать прибыль, то есть стремиться повышать страховые сборы и снижать объем выплат.
Государству остается выбирать между полным огосударствлением сектора, по аналогии с обязательным медстрахованием, либо полной его либерализацией. Собственно, власти и сделали выбор в пользу либерализации.
Когда подорожает ОСАГО?
Либерализация ОСАГО начнется с того, что тарифы на «автогражданку» будут пересмотрены 31 августа. По словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, средняя стоимость полиса ОСАГО вырастет с 5800 до 7000 рублей. Однако границы тарифа при оформлении полиса физлицом расширятся с нынешних 3432 – 4118 рублей до 2746 – 4942 рублей. У некоторых водителей появится шанс снизить цену страховки.
По замыслу властей, августовское расширение тарифного коридора должно привести к появлению ценовой конкуренции в ОСАГО. А завершить реформу планируют полной либерализацией рынка с 1 января 2020 года. Тогда ценообразование на рынке «автогражданки» целиком выведут из-под государственного регулирования.
Кому реформа принесет пользу?
Сами страховщики настроены оптимистично. Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов уверен, что от либерализации тарифов выиграют и клиенты, и страховые компании – реформа позволит устанавливать тарифы, которые отражают реальные риски.
«Для аккуратных водителей, которых подавляющее большинство, надеемся, произойдет снижение цен», – сказал он «АвтоМиру».
При этом Петр Шкуматов считает, что анонсированная Центробанком реформа носит лишь экспериментальный характер. По его мнению, предоставив страховым компаниям ценовой коридор, регулятор будет наблюдать за развитием ситуации. Если все «выкрутят счетчик на максимум» и просто прибавят 20% к базовому значению тарифа, это может послужить аргументом в пользу отказа от продолжения либерализации через два года.
Кто будет больше платить?
Избежать роста цен на полисы ОСАГО не удастся в 16 регионах, где страховщики несут самые большие убытки – это Краснодарский и Ставропольский край, Волгоградская, Ростовская, Мурманская, Челябинская, Ивановская, Архангельская, Нижегородская, Ульяновская, Кировская, Саратовская области, Башкортостан, Татарстан, Мордовия и Северная Осетия. Подорожание страховки, по оценкам ЦБ, составит здесь до 20–30%.
В остальных регионах у дисциплинированных водителей есть шанс снизить стоимость полиса, если к ним будет применен наименьший возможный тариф. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, сейчас в России «скидкой за безаварийную езду пользуются 81% водителей». При этом, как сообщили «АвтоМиру» в пресс-службе исследовательской компании «Ромир», 68% водителей, опрошенных в феврале, уверены, что справедливый тариф снизит стоимость ОСАГО для тех, кто ездит аккуратно.
Что помешает сэкономить?
Как говорит Сергей Демидов, важно, чтобы в рамках реформы государство дало страховым компаниям возможность запрашивать у клиентов дополнительную информацию в добровольном порядке: «в этом случае для клиента действовала бы более точная тарификация». Если клиент не согласится на предоставление информации, он получит средний для сегмента тариф, говорит представитель «Ренессанс Страхования». И тогда вся идея экономии для законопослушных водителей, по сути, окажется уничтоженной.
Как Центробанк предлагает изменить в ОСАГО повышающий коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителя
Какие повышающие коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя действуют в ОСАГО сейчас
Фото: Момотюк Сергей, Иванов Алексей/Фотобанк ЛОРИ; ShutterStock/Fotodom.ru; Nektarstock/Fotolia.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl