Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

По оценкам Strategy Partners, к 2030 году объем российского рынка почтовых сервисов может увеличиться почти втрое с текущих 10 млрд рублей до 28 млрд рублей. Этому будут способствовать развитие облачных хранилищ и ИИ-агентов, которые входят в единые подписки вместе с сервисами электронной почты. Будут расти и доля платных пользователей и средний чек. Среди основных факторов риска — переключение людей с e-mail на мессенджеры, которые отличаются более простым пользовательским опытом и удобством, констатируют аналитики.
Почтовое импортозамещение
Рынок сервисов электронной почты в ближайшие годы будет расти темпами, опережающими темпы роста IT-рынка России (около 14% в год), и составит от 23 млрд рублей до 28 млрд рублей к 2030 году (+19% ежегодно в среднем), следует из отчета Strategy Partners, с которым ознакомился Forbes.
Во многом такому росту будут способствовать законодательные изменения. Так, с 1 января 2025 года в России действует запрет для физических лиц на регистрацию новых аккаунтов на отечественных IT-платформах с использованием зарубежных почтовых сервисов. Более того, обсуждаются нововведения в законодательстве, которые обяжут российские компании использовать для авторизации уже зарегистрированных пользователей адреса электронной почты, созданные в национальной доменной зоне.
В 2024-2025 годах активизировался переход пользователей с иностранных почтовых сервисов (Google, Apple и др.) на российские (VK, «Яндекс»), трафик российских почтовых сервисов в 2024 году вырос в 1,5 раза, говорится в исследовании. «В марте 2024 года Microsoft объявила о блокировке доступа к своим облачным сервисам на территории России, включая решения облачные решения Office 365, хранилище OneDrive и другие цифровые продукты. Это значит, что официальная поддержка корпоративных пользователей прекращается, а у частных пользователей остается только адрес электронной почты в домене outlook или hotmail», — приводят пример в Strategy Partners. При этом российская аудитория преимущественно пользуется почтовыми продуктами двух крупных игроков — VK и «Яндекс».
Оформление подписки
Разумеется, не одно лишь регулирование является фактором, влияющим на изменения: вместе с ростом числа пользователей и трафика российских решений развивается и функционал почтовых сервисов, включая подписки с расширенным набором функций, констатируют в Strategy Partners. Из-за роста числа сервисов, внедряемых в подписки для почты, границы рынка размываются, подчеркивает автор исследования, партнер практики «Промышленность и технологии» компании Strategy Partners Роман Тиняев.