Право
Камера! Снято!
В Москве за непропуск пешехода накажет камера.
Системы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения становятся с каждым днем все умнее. Если раньше их использовали только для наказания водителей за нарушение скоростного режима, то современные камеры научились фиксировать поворот из второй полосы, заезд за стоп-линию, включение фар и, по всей видимости, это далеко не предел их возможностей. Однако зачастую в погоне за деньгами автомобилистов власти не особо утруждают себя погружением в юридические тонкости вопроса. Так случилось и с камерой, установленной на Нижегородской улице в Москве и фиксирующей непропуск водителями пешеходов, переходящих дорогу по нерегулируемому переходу. Строго говоря, к камере претензий никаких нет, картинку она показывает четкую, но вот алгоритм обработки изображения и принятия решения о наказании, мягко говоря, несовершенен.
Со слов представителей столичного ЦОДД, этот аппаратно-программный комплекс оценивает возможность водителя остановиться перед «зеброй», чтобы пропустить пешехода. За точку отсчета принимается фиксируемый камерой момент выхода пешехода на проезжую часть. В расчет берутся скорость автомобиля и погодные условия, от которых зависит коэффициент сцепления колес с покрытием. Если с учетом этих параметров водитель имеет возможность остановиться перед переходом, но не делает этого, его объявляют нарушителем, о чем сообщают в «письме счастья» ценой в полторы тысячи рублей. Вот, собственно, и весь нехитрый механизм пополнения городского бюджета.
Для того, чтобы понять ущербность этого алгоритма, надо лишь почитать требования Правил дорожного движения касательно обязанностей водителя в отношении пешеходов. Пункт 14.1 ПДД гласит, что «водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода». Ну а что же означает требование «уступить дорогу», которое является ключевым для понимания сути предписания? Ответ находим несколькими главами ранее: «уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Понимать это надо так. Обязанность уступить дорогу возникает только в том случае, если есть вероятность, что пути пешехода и автомобиля сойдутся в одной точке. Во всех остальных ситуациях обвинение водителя в нарушении ПДД безосновательно. Ведь когда речь идет о взаимодействии двух самостоятельных систем – водителя и пешехода, количество факторов, от которых зависит вероятность оказаться обоим в одном и том же месте в одно и то же время, не ограничивается только скоростью машины и погодой. Скорость, направление и характер движения пешехода, уровень его внимания, условия видимости, вес и техническое состояние автомобиля, качество дорожного полотна и прочее – от всего этого будет зависеть возможность водителя выполнить требования ПДД. К сожалению, столичные власти упорно делают вид, что этого не знают и, главное, знать не хотят.
Ясные намерения
Те, кто путешествовал по другим странам, знают, что отношение к пешеходам в цивилизованном зарубежье гораздо более уважительное, чем в России. Это заставляет нас в путешествиях, следуя примеру аборигенов, вставать как вкопанные, лишь только пешеход повернет голову в сторону перехода. На самом деле причина этого не только в более высоком уровне взаимного уважения, но и в особенностях правил дорожного движения многих стран. Так, законодательство почти всего Евросоюза требует уступать дорогу не только тем, кто находится на «зебре», но и «ясно демонстрирует свое намерение перейти дорогу» – это почти дословное требование местных ПДД. Как оценить эту «ясность», не оговаривается, поэтому на всякий случай лучше перестраховаться: непропуск пешехода грозит не только крупным штрафом, но и вероятностью наезда, ведь будучи избалованными своим правом, «безлошадные», выходя на переход, часто даже не считают нужным смотреть по сторонам.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl