Агросектор замедляется
ОЭСР-ФАО обновили сельскохозяйственный прогноз
Мировой АПК в ближайшее десятилетие может столкнуться с проблемами фундаментального характера. Перебои с поставками продовольствия, климатические риски, рост цен на еду и не успевающие за ними доходы жителей планеты могут усугубить положение беднейших слоев населения. Роль России в этой истории нельзя преуменьшать, однако введенные санкции мешают стране вносить свой вклад в обеспечение мира продуктами питания.
Глобальный агропродовольственный сектор в ближайшее десятилетие столкнется с фундаментальными проблемами, считают эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Их обновленный сельскохозяйственный прогноз на 2022–2031 годы опубликован в конце июня. Среди упомянутых проблем — необходимость обеспечивать продовольствием постоянно растущее население, климатический кризис, а также экономические последствия и перебои в поставках продуктов питания, связанные со специальной военной операцией (СВО) России на Украине.
По мнению начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарьи Снитко, среди обозначенных исследователями проблем на данный момент актуальны лишь перебои в поставках. Две другие — необходимость обеспечивать продуктами питания население планеты и климатический кризис — повторяются из года в год, из документа в документ, отмечает она. Наравне с усугублением неравенства в мире данные факторы являются основными проблемами всей глобальной экономики в XXI веке.
Необходимость обеспечения растущего населения планеты продукцией АПК и прежде всего животноводства остается основным вызовом для сельхозпроизводителей на глобальном уровне, говорит руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов. Основной проблемой при этом остается выбытие сельхозземель из оборота вследствие изменения климатических условий или целенаправленной политики ряда стран (Нидерландов, Новой Зеландии), полагает он.
Выделенные ОЭСР-ФАО пункты действительно являются фундаментальными, поскольку как минимум два из них — климатический кризис и сложности с поставками из-за СВО, начавшиеся еще в период активного распространения COVID-19, — непредсказуемы по длительности, комментирует эксперт компании «НЭО Центр» Алексей Ли. В совокупности данные факторы способны оказать негативное влияние на развитие глобального АПК в ближайшие несколько лет.
В прогнозируемой ситуации решающую роль будут иметь дополнительные объемы бюджетных средств и частных инвестиций в производство, информационные технологии и инфраструктуру, а также в человеческий капитал для повышения продуктивности сельского хозяйства, считают эксперты ОЭСР-ФАО. «Вложения всегда носят решающую роль в развитии, так как для роста потребления на фоне увеличения населения планеты сельское хозяйство нуждается в повышении производительности и эффективности, — комментирует Снитко. — Следует также обратить внимание на географический аспект этой проблемы: сельское хозяйство и инвестиции в него должны “переезжать” к рынкам сбыта, в развивающиеся регионы, в том числе Африку, Индию».
Цены будут стабилизироваться?
В последние два года цены на сельхозпродукцию выросли под воздействием целого ряда факторов, говорится в докладе ОЭСР-ФАО. Среди них — восстановление спроса после пандемии COVID-19 и вызванных ею перебоев в поставках и торговле, плохие погодные условия в основных странах-поставщиках, а также рост производственных и транспортных расходов. Последний пункт с недавних пор усугубляется неопределенностью в отношении экспорта украинской и российской продукции АПК. Кроме того, из-за роли России на рынках удобрений усугубились существовавшие ранее опасения по поводу цен на удобрения и продуктивности в ближайшем будущем, считают эксперты организаций.
Основным риском для ключевых товарных рынков в перспективе может стать повышение стоимости пшеницы — на 19 % от уровня до начала конфликта между Россией и Украиной, если последняя полностью потеряет возможности для экспорта, и на 34 %, если российский вывоз одновременно будет составлять 50 % от обычного. По сценарию, предполагающему серьезный дефицит поставок продукции с Украины и из России в сезонах 2022/23 и 2023/24 и отсутствие ответных мер со стороны других мировых производителей, после пандемии COVID-19 число хронически недоедающих людей в мире увеличится. «Без мира на Украине глобальные проблемы продовольственной безопасности будут продолжать усугубляться, и особенно это коснется беднейших слоев населения планеты», — предупреждает генсекретарь ОЭСР Матиас Корманн. По его мнению, немедленное прекращение военной операции было бы наилучшим решением для населения двух стран, а также для многих домохозяйств по всему миру, которые страдают от резкого роста цен, вызванного данным конфликтом.
Увеличение цен на продовольствие, удобрения, корма и топливо, а также ухудшение финансовых условий приводят к росту масштаба человеческих страданий по всему миру, прокомментировал гендиректор ФАО Цюй Дунъюй. По оценкам организации, в 2023 году число хронически недоедающих во всем мире может вырасти на 19 млн человек, если сокращение мирового производства продовольствия и его поставок из основных стран-экспортеров, включая Россию и Украину, приведет к снижению доступности еды во всем мире.
Авторы доклада преувеличивают влияние перебоев в поставках сельхозсырья и продовольствия, связанных со специальной военной операцией России на Украине, на мировой продовольственный кризис, уверен руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А. А. Никонова, академик РАН Александр Петриков. Ведь рост индекса цен на продукты питания ООН наблюдался с осени 2020-го, задолго до обострения геополитической ситуации в феврале 2022 года. «Тогда это объяснялось факторами, поддерживающими повышенный спрос на продовольствие (увеличение населения в мире, рост доходов потребителей в густонаселенных странах Юго-Восточной Азии) при одновременном влиянии причин, уменьшающих его предложение: ухудшение климатической ситуации и связанное с этим увеличение числа различного рода природных катаклизмов, наносящих ущерб сельскому хозяйству (пожары, наводнения, засухи, распространение вредителей и болезней агрокультур и животных и др.), — напоминает эксперт. — Влияние этих постоянно действующих факторов, толкающих цены вверх, наложилось на сбои в глобальной торговле и массированную поддержку доходов населения в высокоразвитых странах в связи с пандемией коронавируса».
Кроме этого, нельзя сбрасывать со счетов и спекулятивный фактор, отмечает Петриков. Всплеск упомянутого индекса осенью 2020-го произошел несмотря на то, что, по оценке Минсельхоза США, мировой экспорт пшеницы в сезоне 2020/21 был выше, чем в 2019/20 (198,7 млн т и 194,4 млн т соответственно). «Крупные игроки мирового агропродовольственного рынка решили воспользоваться ситуацией и увеличить свои доходы на спекулятивных сделках», — предполагает эксперт.
О преувеличении влияния конфликта России и Украины на продовольственное положение в мире говорит и то обстоятельство, что после «продуктовой сделки» России и Украины с ООН и Турцией международными организациями, банками, судоходными и страховыми компаниями мало что реально делается для активизации экспорта зерна из нашей страны. Также нет гарантий того, что украинское зерно приоритетно направляется африканским странам, испытывающим наибольшие продовольственные трудности, скептичен Петриков.
В следующем десятилетии реальные цены (т. е. с поправкой на инфляцию) на сельхозтовары в целом останутся без изменений или немного опустятся, считают эксперты ОЭСР-ФАО. Однако в 2022-м цены на все зерновые останутся высокими, а затем постепенно возобновится их долгосрочная тенденция к снижению. И так как агрокультуры дешевеют с разной скоростью, их ценовые уровни стабилизируются только в среднесрочной перспективе. А вот стоимость масличных станет сокращаться уже в ближайшие годы, поскольку производство начнет опережать спрос.
Реальные цены на мясо в 2021 году формировались на довольно высоком уровне не только из-за более хорошего спроса вследствие восстановления экономики после пандемии COVID-19, но и из-за увеличения транспортных и маркетинговых расходов. В первые годы предстоящего десятилетия они останутся высокими, прогнозируют ОЭСР-ФАО, поскольку значительные затраты на корма ограничат возможности расширения поставок, а большие расходы на упаковку и транспортировку повлияют на цепочки отгрузок мяса. Когда удастся стабилизировать поставки и добиться сокращения затрат, цены на мясо снизятся, прогнозируют организации. При этом стоимость свинины может опуститься больше, чем у других видов мяса, в связи с восстановлением мирового производства после африканской чумы свиней.
«На фоне общей высокой мировой инфляции в АПК появятся лидеры роста цен, и, скорее всего, это будут продукты животноводства, главным образом мясо, а также масличные», — полагает Дарья Снитко. Экологическая политика Евросоюза и некоторых других стран (Новая Зеландия, например, анонсировала первые ограничения по поголовью сельхозживотных) неизбежно приведет к снижению выпуска и экспорта из этих стран продукции сельского хозяйства. Смогут ли развивающиеся страны, которые импортировали много продовольствия, восполнить снижение, это большой вопрос современности, акцентирует внимание она.