Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – силаИстория

Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Сергей Ястребов

В сентябре 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося русского биолога Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского (1900—1981). Его главные достижения связаны с генетикой, и естественно, что он известен прежде всего как генетик. Но в то же время (или в разные времена своей жизни) Николай Владимирович был эволюционистом, радиобиологом, биоценологом и, что для него было очень важно – зоологом. Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией мы в эту годовщину и поразмыслим.

Осенью 1970 года коллеги, друзья, учителя и ученики праздновали 70‑летие Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского. Как известно, обстоятельства жизни Николая Владимировича сложились таким образом, что после 1925 года он больше никогда постоянно не жил в Москве. Однако связывало его с Москвой многое. Его предыдущий юбилей, 60‑летний, отмечали тоже в Москве, на квартире у известного математика Алексея Андреевича Ляпунова. Но (как пишет очевидец) «желающих приветствовать Николая Владимировича по случаю 70‑летия не могла вместить никакая квартира, и этот юбилей отмечался в огромном зале ресторана “Пекин”».

Тут-то и произошел эпизод, который Даниил Гранин в романе «Зубр» изложил так:

Явился на юбилей Зубра Борис Степанович Матвеев, один из учителей Зубра. Молодым, конечно, было удивительно видеть живого учителя их учителя. Борис Степанович вел у Кольцова практикум по позвоночным. Вдруг он спрашивает при всех Зубра:
– Колюша, мы хорошо вас учили?
– Хорошо, Борис Степанович.
– А скажи мне тогда, Колюша, пожалуйста, как называются рудиментарные вены у млекопитающих, оставшиеся от рептилий?
Все замерли. Отмечали семидесятилетие Зубра. Борису Степановичу было за восемьдесят, но для молодежи оба они были одинаково ветхозаветными старцами.
Зубр засопел, насупился и выпалил:
– Vena azygos и vena hemiazygos!
Этого Борис Степанович не вынес, заплакал, и Зубр тоже умилился.

Борис Степанович Матвеев

Давайте разберемся, с кем и о чем здесь идет разговор. Профессор Борис Степанович Матвеев (1889—1973) был известным зоологом, крупным специалистом по сравнительной анатомии позвоночных животных. Он окончил Московский университет в 1913 году и проработал там же шестьдесят лет. К 1970 году Матвеев был подтянутым пожилым джентльменом с седой бородкой, немного похожим на Дон Кихота. Он читал лекции в характерной темпераментной манере и был слегка эксцентричен, что, однако, никак не влияло на его великолепные профессиональные качества. Сравнительной анатомией позвоночных Матвеев занимался всю жизнь – он приступил к этому еще под руководством легендарного Алексея Николаевича Северцова, которого считал своим главным учителем. Поздним учеником Матвеева был Феликс Янович Дзержинский, который принял у него курс сравнительной анатомии и блестяще преподавал этот предмет (имевший репутацию самого сложного предмета во всей учебной программе биофака МГУ) до самой своей смерти в 2015 году. Таким образом, долгая жизнь Матвеева буквально воплощает в себе непрерывную интеллектуальную традицию, тянущуюся через века. В первой половине 1920‑х годов Матвеев уже вовсю преподавал в Московском университете, и естественно, что Тимофеев‑Ресовский, получавший там в это время зоологическое образование, тоже у него учился.

Алексей Николаевич Северцов

О чем же Матвеев спустя почти полвека спросил Тимофеева-Ресовского? Чтобы понять суть дела, нам понадобится небольшой биологический экскурс.

Каждый знает, что у человека есть артерии и вены. Человек – позвоночное животное, а кровеносная система позвоночных делится на артериальную и венозную. Сейчас нас интересует последняя. У примитивных позвоночных, например у рыб, она обычно устроена следующим образом. Венозная кровь от большей части тела собирается в две пары крупных сосудов, которые называются кардинальными венами. Передние кардинальные вены собирают кровь от передней половины тела, задние кардинальные вены от задней. Встретившись на полпути, передние и задние кардинальные вены объединяются в общие кардинальные вены, которые впадают в сердце.

У наземных позвоночных венозная система сильно преобразуется. Кардинальные вены замещаются полыми венами, передними и задними. И если передние полые вены на большей части своего протяжения остаются парными, то задняя полая вена – это совершенно новый целиком непарный крупный сосуд. У наземных позвоночных кровь от задней половины тела поступает в сердце в основном (или исключительно) через широкую и объемистую заднюю полую вену. Это новый этап эволюции сосудистой системы.

Однако кардинальные вены исчезают не бесследно. Даже у млекопитающих сохранились две маленькие вены, отводящие кровь от мышц туловища и впадающие в левую переднюю полую вену. Они называются непарная вена (vena azygos) и полунепарная вена (vena hemiazygos). Это не что иное, как рудименты древних задних кардинальных вен – правой и левой. Большого функционального значения эти вены не имеют. Но они крайне важны с эволюционной точки зрения как сохранившийся в организме млекопитающих остаток рыбьего прошлого.

Вот именно об этих венах Матвеев и спросил Тимофеева-Ресовского. В учебнике, который Матвеев выпустил в 1966 году, после рассказа о кардинальных венах и их судьбе так и говорится: «У рептилий и млекопитающих от кардинальных вен остаются особые вторичные сосуды – v. azygos». Мы не знаем, как дословно прозвучал вопрос Матвеева, адресованный Тимофееву-Ресовскому. Но мы знаем, что тот понял вопрос прекрасно и ответил совершенно точно. Смысл вопроса был не в том, помнит ли Тимофеев‑Ресовский те или иные случайные факты, а в том, остался ли у него в памяти сюжет, связанный с эволюцией кровеносной системы позвоночных животных.

Вторичные сосуды — venae azygos

Сам Тимофеев‑Ресовский всю жизнь гордился своими знаниями в этой области. В 1974 году он рассказывал:

…Как видите, зоологии нас учили основательно. До того основательно, что в дальнейшем ни в преподавании, ни в научной работе своей – ни в чем не имея никакого дела со сравнительной анатомией позвоночных и, в частности, с центральной нервной системой оных, – я до сих пор могу наизусть перечислить все черепные нервы позвоночных, в артериальных и венозных системах могу перечислить основные вены и артерии и группы, у которых они впервые появились, или группу, у которых они исчезли в процессе эволюции, чего кончающие сейчас биофак зоологи обыкновенно совершенно не знают. Не то что забыли, а просто никогда и не знали. А нас этому учили и выучили так хорошо, что мы на всю жизнь это помним.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803 «Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803

О появлении современной науки: Великая дивергенция и благотворное влияние церкви

Знание – сила
«Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации» «Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации»

Как выглядели семь великих морских экспедиций начала XV века

N+1
Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет» Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет»

Три с половиной года — только пробы, пробы, пробы — и ни одного утверждения

Коллекция. Караван историй
Санчо Панса языка Санчо Панса языка

На курсах литературного мастерства учат не разводить словесные кружева

Seasons of life
Кардиналы визажа Кардиналы визажа

Как менялись мейкап-тенденции в ХХ–ХХI веках

Moodboard
Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях

Литературный тур по экзотическим странам: от Османской империи до вечных льдов

ТехИнсайдер
Онлайн-школы повышают шансы на высокие баллы ЕГЭ: исследование Онлайн-школы повышают шансы на высокие баллы ЕГЭ: исследование

Зачем отдавать ребенка в онлайн-школу?

Inc.
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
С научным подходом С научным подходом

«Мне нравится думать, что я пришла в науку по неслучайной случайности»

Лиза
«Малые дела» для «малой родины» «Малые дела» для «малой родины»

Земские школы как образовательный проект

Знание – сила
В атмосфере спа В атмосфере спа

Дизайнер сделала ванную местом, где можно получать наслаждение от интерьера

Идеи Вашего Дома
Пробегая над гнездом кукушки Пробегая над гнездом кукушки

Психологическая сторона любительского спорта

Men Today
Вадим Селезнев Вадим Селезнев

Вадим Селезнев: вместе с однокурсником шесть лет играл в команде КВН DasISTfak’t

Правила жизни
Классика жанра Классика жанра

При обустройстве ванной комнаты дизайнеру пришлось учесть множество нюансов

Идеи Вашего Дома
Москва — Дагестан Москва — Дагестан

У дагестанцев есть уникальное умение — перенимать новое и сохранять самость

Seasons of life
«Всегда» уже заканчивается «Всегда» уже заканчивается

Что может исчезнуть из нашей жизни раньше, чем мы успеем это осознать?

Вокруг света
«Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты» «Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
Еще раз не Шерлок Холмс Еще раз не Шерлок Холмс

Вышел сериал Марка Гэтисса «Книжный»

Weekend
Твердое лидерство Твердое лидерство

Что ждет алмазную отрасль в России и мире

Ведомости
Искра Искра

«Обеденное время провел на похоронах шиншиллы»

Правила жизни
Не только варенье Не только варенье

Какие заготовки на зиму делают иностранцы

Лиза
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Век великолепного Век великолепного

Как дух эпохи правления Медичи отражается в нескольких предметах

Вокруг света
На капитанском мостике На капитанском мостике

Первая женщина-капитан атомного ледокола — о первом рейсе и трудностях в море

Лиза
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Андрей Соколов: «Самое дорогое, когда ты можешь быть самим собой» Андрей Соколов: «Самое дорогое, когда ты можешь быть самим собой»

Личная жизнь у меня есть. Но о женщинах самое правильное — молчать

Коллекция. Караван историй
Остаться там откуда уезжают Остаться там откуда уезжают

Как Антонио Монтальто приехал в Армению по работе, а остался из-за любви

Seasons of life
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Открыть в приложении