О появлении современной науки: Великая дивергенция и благотворное влияние церкви

Знание – силаИстория

«Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803

Андрей Викторович Келлер, доктор философии (Германия), доктор исторических наук, старший научный сотрудник Уральского федерального университета, г. Екатеринбург

Продолжение статьи, опубликованной в предыдущем выпуске «Предыстория появления "художеств" в Петербургской Академии художеств и наук» // Знание – сила. № 6/24.

Продолжим наш рассказ о появлении современной науки. В прошлый раз мы закончили на том, что Великая конвергенция, или схождение «художеств и наук» в XVI—XVII веках раннего Нового времени сменила Великая дивергенция, или расхождение последних в XVIII—XIX веках. Есть всегда настоящее, в котором актуализируется прошлое и из которого прорастает будущее. Во все времена происходит актуализация наследия человечества с разной интенсивностью и качеством. Современная наука выросла из античной натурфилософии и средневековой схоластики стран ислама и латинского Запада, где в занятия наукой интегрирована напрямую или косвенно цель доказательства существования бога и его познания как высшей сущности, истины, блага, природы, космоса, вселенной, проблема универсалий, т. е. общего и единичного. Поэтому влияние церкви можно назвать не только пагубным, но и благотворным, поскольку в результате тысячелетней традиции скрипториев в монастырских библиотеках1 спасено античное наследие научной мысли древней Греции и Рима: математика Пифагора (570—490 до н. э.), физика Аристотеля (384—322 до н. э.), геометрия Евклида (325—265 до н. э.), механика Архимеда (287—212 до н. э.), астрономия Птолемея (ок. 100 – ок. 170 н. э.). Топливо, необходимое для того, чтобы засияла сверхновая современной науки.

1. См., например, манускрипт «Сад наслаждений» (1195) с изображением круга «семи свободных искусств», созданный под руководством настоятельницы женского монастыря св. Одилии в Вогезах (Франция, Эльзас) Геррады Ландсбергской.

Упражняясь в искусстве каллиграфии и молитвы, участники монашеских братств погружались в состояние глубокого созерцания сущностей, тренируя новый тип концентрации и восприятия как глубокого внутреннего погружения, в то время как братства строителей готических соборов (первые масоны) формировали профессиональные навыки при создании планов постройки соборов – сложнейших инженерных сооружений своего времени, требующих комплексных математических расчетов, цветных витражей или вытачивания одной детали декора в течение нескольких месяцев или даже лет – под тихими, высокими и ажурными сводами «неба» (нефа) соборов совершалась кропотливая, едва заметная работа по тренировке руки и глаза мастера.

Изваяние Пифагора. Справа от него изображен Аристотель. Шартрский собор (1194—1260)

Французский философ и один из основоположников западной философии Рене Декарт писал, что «те мастера, которые занимаются тонкой работой и привыкли со вниманием устремлять взор на отдельные точки, благодаря упражнению приобретают способность в совершенстве различать сколь угодно малые и тонкие вещи»2. Тренировались тонкие настройки восприятия для работы с видимыми и невидимыми вещами – увидеть невидимое, абстрактное, понять метафизическое, трансцендентное. Смена оптики, перспективы, позволила впоследствии навести натренированный взгляд на природу и вещи, окружающие нас. Такой взгляд видит не только вещь как таковую, не только ее признаки и свойства, но и качества, пока невидимые и гипотетические, открывающиеся в ходе эксперимента и получения нового опыта. Так наука научилась «хватать бога за бороду».

2. René Descartes: Regulae ad directionem ingenii, 1628. / Рене Декарт: Правила для руководства ума. Перевод с латинского М. А. Гарнцева. // Рене Декарт. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., «Мысль», 1989. С. 106.

Спасенное античное наследие в монастырских скрипториях аккумулируется в виде знаний и бесценного опыта переосмысления античного наследия в богословском аспекте. Практики не только созерцания, но и обоснования существования бога (теодицеи), способствовали развитию духовных и интеллектуальных компетенций непосредственного восприятия, близких к абстрактному мышлению, способному выводить универсальные законы природы уже независимо от эмпирики (см. Иммануила Канта).

Эти умения руки и глаза, примененные в эксперименте, открытие учения об идеях Платона (420‑е – 340‑е до н. э.) и появление интеллектуального направления неоплатонизма, хотя и Аристотель никуда не исчез и оставался в сонме авторитетов древности, изобретение печатного станка и прямой перспективы в эпоху Возрождения привели к формированию новой эстетики и архитектуры знания (антропоцентризм и гуманизм), его стандартизации и тиражированию, созданию сети ученых, рождению Нового метода и Новой науки.

Стило, резец, карандаш и кисть в руках мастеров – творцов уникальных артефактов – стали основой средневековой культуры, сформировавшей в свою очередь опоры для фундамента, на котором была построена Новая наука, подобно второй достроенной башне готического собора после пожара, но уже в другом, более совершенном виде. Массовая лихорадка эпохи Возрождения по коллекционированию редких античных инкунабул, как и копирование и компилирование античных текстов, трансформировалась с изобретением печатного станка в формирование собраний печатных книг в больших монастырских и светских библиотеках. Началось фиксирование и исследование законов природы: коллекционирование артефактов в кунст- и вундеркамерах, создание анатомических кабинетов, каталогизация, классификация природы в альбомах, атласах и таблицах, систематизирующих и описывающих космос, прежде всего планеты Солнечной системы и ближайшие звезды видимого неба, флору, фауну, анатомию человека, географию. Появляется максимально реалистичная живопись с любовью к мельчайшим подробностям и деталям. Реализм живописи эпохи Возрождения отличается от условной средневековой живописи. Достаточно посмотреть на картины и гравюры Альбрехта Дюрера, голландский натюрморт XVI—XVII веков, фламандскую живопись первой половины XVII века, все искусство эпохи барокко, совпавшей со временем научной революции XVI—XVII веков, чтобы убедиться в этом.

Леонардо да Винчи стал воплощением образа ученого, соединившего в себе художника, механика, инженера, архитектора, экспериментатора. Перевод взгляда от символического и ирреального к реальному, конкретному, материальному, наглядному, позиционировал по-новому роль факта в науке, изменил кардинально жизнь вещи, позволил ей и разным формам телесности войти на полных правах в практику науки. Происходит обращение к мастерам: механикам, оптикам, часовщикам, инструментальщикам, строителям, химикам в мантии алхимиков, практики которых связаны с трансформациями вещества, материалами и производством вещей. Мир людей и мир вещей встретились в месте экспериментальной лаборатории, а мир символов, аллегорий и абстрактных понятий нашел свое выражение в человеческой телесности, географических, планетарных, звездных и космологических картах. Движение от бестелесного к телесному не означает, однако, грубый материализм XIX века. Это особое состояние восприятия на грани духовного и интеллектуального, теории и практики, созерцания и анализа, веры в бога и веры в науку, химии и алхимии, физики и метафизики, астрономии и астрологии, космологии и богословия, всемирной гармонии и музыки сфер, философского камня и эликсира жизни, вечного двигателя и первоначал природы, флогистона и эфира. На грани соединения всевозможных интеллектуальных, духовных и эстетических практик.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Репортёр без границ Репортёр без границ

Роберт Капа дал сам себе задание рассказывать об аде, созданном человеком

Дилетант
Заливная рыба Заливная рыба

Как сделать заливную рыбу не гадкой? Рассказываем!

КАНТРИ Русская азбука
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Кама Гинкас: «Пытаться разгадать гения — все равно что пытаться разгадать жизнь» Кама Гинкас: «Пытаться разгадать гения — все равно что пытаться разгадать жизнь»

Режиссер Кама Гинкас о прозе Пушкина, языке театра и спектаклях-долгожителях

Монокль
«Рано или поздно цивилизация начинает сходить с ума и уничтожает себя. Как мы сейчас» «Рано или поздно цивилизация начинает сходить с ума и уничтожает себя. Как мы сейчас»

Что такое экзопланеты? Как они были открыты? Может ли на них существовать жизнь?

Наука
Не покупай это: 11 хитрых способов, которыми рестораны и кафе заставляют нас тратить больше денег Не покупай это: 11 хитрых способов, которыми рестораны и кафе заставляют нас тратить больше денег

Бесплатная корзинка с хлебом бывает только в мышеловке

VOICE
Ольга Сутулова: «Если ждать популярности и гонораров, они никогда не придут» Ольга Сутулова: «Если ждать популярности и гонораров, они никогда не придут»

Ольга Сутулова — о том, почему не хочет власти на площадке

VOICE
Почему «счастливые часов не наблюдают»? Так работает мозг Почему «счастливые часов не наблюдают»? Так работает мозг

Увеличение нашей активности влияет на то, как наш мозг отсчитывает время

ТехИнсайдер
3 причины, почему вы переживаете из-за бывшей вашего мужчины 3 причины, почему вы переживаете из-за бывшей вашего мужчины

Почему наличие бывшей у партнера заставляет нас чувствовать себя неуверенно?

Psychologies
На солнечной стороне На солнечной стороне

Летний бакет-лист, чтобы не обгореть и не по(фото)стареть

Собака.ru
Тени прошлого: как исторические травмы семьи заставляет нас выбирать худшую жизнь Тени прошлого: как исторические травмы семьи заставляет нас выбирать худшую жизнь

Глава из книги «Один на один с жизнью»: как историческая память травмирует нас

Forbes
История в лицах История в лицах

Михаилу Тройнику отлично удается играть как простого парня, так и аристократа

OK!
Пометки и штрафы: семь вопросов о новом законопроекте для блогеров Пометки и штрафы: семь вопросов о новом законопроекте для блогеров

Главные вопросы о новых поправках в законопроекте для блогеров

Forbes
Из Сумрака и обратно: как «Ночной дозор» изменил российское кино 20 лет назад Из Сумрака и обратно: как «Ночной дозор» изменил российское кино 20 лет назад

Как именно и что изменила экранизация книг Сергея Лукьяненко

Правила жизни
Кто впервые стукнул по столу и крикнул «рыба!»: история появления легендарной игры домино Кто впервые стукнул по столу и крикнул «рыба!»: история появления легендарной игры домино

Когда и кем было придумано домино?

ТехИнсайдер
Кругосветка по-новгородски Кругосветка по-новгородски

Как можно увидеть мировые достопримечательности, не покидая Россию

Лиза
У кого не болит поясница? У кого не болит поясница?

Как избежать болей в пояснице и укрепить мышцы спины?

Здоровье
Ваши цветы в этом очень нуждаются: 4 способа, как аккуратно стряхнуть пыль с комнатных растений Ваши цветы в этом очень нуждаются: 4 способа, как аккуратно стряхнуть пыль с комнатных растений

Как правильно вытирать пыль с комнатных растений

ТехИнсайдер
Съестнoе, которого больше нет Съестнoе, которого больше нет

Буква «ъ» – хороший повод поговорить об утраченном, в том числе и в кулинарии

КАНТРИ Русская азбука
Восемь мифов о правильной еде Восемь мифов о правильной еде

Давно опровергнутые, но устоявшиеся представления о правильной еде

Здоровье
Как собрать чемодан для путешествия: 9 полезных советов стюардесс Как собрать чемодан для путешествия: 9 полезных советов стюардесс

Лайфхаки, которые помогут легко и быстро упаковать чемодан перед путешествием

VOICE
Что делают пилоты, если самолет попадает в зону турбулентности: неожиданный ответ Что делают пилоты, если самолет попадает в зону турбулентности: неожиданный ответ

Может ли тряска привести к авиакатастрофе?

ТехИнсайдер
Подельники Подельники

Девять (помимо Брута) самых интересных заговорщиков против Цезаря

Дилетант
Дом у моря Дом у моря

Белоснежная вилла для летнего отдыха, со всех сторон открытая к морю

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Диана Милютина Диана Милютина

Сверхновая звезда Диана Милютина про эмансипацию и вайб Балабанова в «Чистых»

Собака.ru
Два месяца в открытом океане по своей воле: история врача-экспериментатора Алена Бомбара Два месяца в открытом океане по своей воле: история врача-экспериментатора Алена Бомбара

Как молодой врач стал первым человеком, в одиночку пересекшим Атлантику

ТехИнсайдер
Чужой, Годзилла, Саурон: в честь кого теперь называют животных Чужой, Годзилла, Саурон: в честь кого теперь называют животных

Новые имена в биологии, которые отсылают к персоналиям или поп-культуре

Наука и техника
Война номеров Война номеров

«Империя»: Брюно Дюмон о битве Зла с Добром

Weekend
Летняя любовь: правила счастливого романа Летняя любовь: правила счастливого романа

Считается, что будущего у курортных романов нет, но перспективы в них не главное

Новый очаг
Погибших от чумы горожан из Буржа похоронили в сельской местности Погибших от чумы горожан из Буржа похоронили в сельской местности

Ученые проанализировали останки 97 человек из средневекового сельского некрополя

N+1
Открыть в приложении