«Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации»
Как выглядели семь великих морских экспедиций начала XV века

Великие китайские экспедиции
Прямо под северо-западными стенами Нанкина, в километре от берега Янцзы, стоит храм Тяньфэй, богини моря — покровительницы мореплавателей. Она восседает в своем святилище во всей красе, увенчанная золотой короной и облаченная в желтую шелковую накидку, а по обе стороны от нее стоят позолоченные колонны и свисают огромные желтые полотна из шелка, развевающиеся подобно корабельным парусам. Перед ее павильоном — большая каменная стела, основание которой покоится на спине гигантской черепахи. Высеченный на стеле текст представляет собой краткий и захватывающий рассказ о знаменитых китайских экспедициях:
Страны за горизонтом и на самом краю земли признали наше господство. До самых пределов запада и до самой северной из северных стран, какими бы далекими они ни были, — мы, рассчитав расстояния и наметив пути… пересекли более 100 тысяч ли бескрайних водных просторов. Мы видели, как огромные океанские волны вздымаются словно горы, достигая небес, собственными глазами узрели далекие варварские земли, прячущиеся за голубой дымкой прозрачных туманов. Наши корабли с развернутыми парусами, подобными облакам, днем и ночью несли нас со скоростью звезд все дальше и дальше, рассекая грозные волны с такой легкостью, как будто мы двигались по проезжей дороге. Поистине, нас защищала сама богиня моря… Фрагмент надписи из храма Чанлэ, провинция Фуцзянь; цит. по Needham (ed.), Science and Civilisation in China, Vol. 3 (1959), 557–558.
В период с 1405 по 1433 год китайцы по инициативе императора Чжу Ди организовали семь великих экспедиций в Юго-Восточную Азию и Индийский океан и достигли Персидского залива, Индии и берегов Восточной Африки. Их возглавлял Чжэн Хэ — высокопоставленный сановник-мусульманин, евнух с большим дипломатическим опытом. Они вернулись, привезя с собой новые знания, образцы экзотической пищи и растений, пряности, перец в огромных количествах и даже редких животных, в том числе жирафа. Последнего китайцы отождествили с мифическим единорогом, растолковав его появление как благоприятное для императора Чжу Ди предзнаменование.
В морских экспедициях Чжэн Хэ, как полагают, были задействованы самые большие деревянные суда из когда-либо построенных. По сравнению с ними крохотные корабли, на которых позднее плавали Колумб и Магеллан, могли показаться карликами. Экспедиции были настолько крупными предприятиями, что флот только первой из них, включавший 62 корабля, обслуживался командой из 27 тысяч человек. С ними были группы специалистов, в том числе лекари, естествоиспытатели, ботаники и другие ученые. Чтобы у команды были свежие овощи, на борту имелись даже огороды.
Вопрос о том, почему Чжу Ди пошел на столь гигантский расход ресурсов, до сих пор остается в центре горячих споров. В сегодняшнем Китае экспедиции характеризуются как мирные миссии, целями которых были демонстрация флага, способствование торговле и распространение китайской «мягкой силы». Однако мысль о том, что дальние плавания Чжэн Хэ совершались просто так, без реальных политических, экономических или практических причин, даже на первый взгляд кажется маловероятной. На кораблях были и солдаты; в Керале, например, еще долго помнили, как они сошли на берег с оружием, в доспехах и шлемах. Разумеется, они участвовали и в боях: уничтожили пиратские корабли у Палембанга (Суматра), вмешались в гражданские войны на Шри-Ланке и Суматре и содействовали установлению там дружественных Китаю режимов.