Остаться там откуда уезжают
Когда я приезжаю в Ереван, всегда останавливаюсь в одном из отелей, расположенных в исторических зданиях, которые итальянец Антонио Монтальто спас от разрушения в самом прямом смысле слова.
Какая самая невероятная история случилась с вами в Армении за годы, что вы работаете там, или правильнее будет сказать — служите ей?
— Несколько лет назад у меня обнаружили рак. Я лежал в больнице, на лечении. И одна из наших сотрудниц, Амалия, она клининг-леди в Villa Delenda, прислала мне 50 долларов. Кажется, это одна из причин, почему я уже тридцать лет остаюсь здесь.

Антонио
Монтальто
Антонио Монтальто, врач из Палермо, потомственный сицилиец, вместе с другими неравнодушными приехал помогать разгребать руины армянского города Спитак после землетрясения в 1988 году. И остался. Когда работа гуманитарной миссии закончилась, организовал международную программу восстановления Гюмри и фонд Family Сare, который открывает бутик-отели в исторических зданиях, возрождает традиционные ремесла и художественные промыслы. Все его проекты направлены на помощь людям, потому что, по словам Антонио, «они и есть культура».
«Самое завораживающее — это то, как в армянском обществе относятся к детям, пожилым людям и женщинам. Это показатель развитости общества и его стремления к равновесности».
— Что вас заставило остаться здесь после окончания гуманитарной миссии?
— Задумку жизни трудно предугадать, жизнь просто случается. Я не трачу много времени на планирование, просто делаю все, что могу, там, где я сейчас есть. Гуманитарная помощь обычно длится всего несколько месяцев, проекты — три или шесть месяцев. Я здесь уже давно, знаю жизнь в Армении изнутри, поэтому мой подход другой, рассчитанный на долгую дистанцию, на перспективу. Например, мы открыли школу керамики, потому что развитие ремесел важно и перспективно для Армении.
Две гостинцы Антонио сделал в Ереване, а третью — в Гюмри, где я только мечтаю побывать. Главная мастерская, которая возрождает традиционную спитакскую керамику, расположена именно там. Местное население может освоить ремесло и быть при деле — так больше людей остается в городе, меньше семей вынуждены разделяться, уезжая на заработки. Но и в ереван ской Villa Delenda можно увидеть, как женщи нымастерицы расписывают готовые изделия, в том числе крупные напольные вазы, — тонкими кистями, вдумчиво,