Пробегая над гнездом кукушки

Есть мнение, что люди должны заниматься спортом, ведь это продлевает жизнь. И пусть отыгранные у судьбы годы они проводят в спортзале — все это считается полезным. Иногда спортивная рутина захватывает нас так, что становится частью жизни. Люди начинают бегать марафоны, заниматься триатлоном, подстраивают свой график под расписание любительских стартов и постоянно увеличивают нагрузки. Что ими движет и зачем нужны экстремальные испытания? Погружаемся в глубины психики с психоаналитическим психотерапевтом Еленой Сальви.
Человек постоянно должен что-то предъявлять обществу, например, достижения, возвеличивающие его значимость. Так уж сложилось, что сам по себе он воспринимается как недостаточный. На помощь приходит активный образ жизни, который как раз прекрасно вписывается в рамки социального одобрения. Например, заявляешь, что ты — покоритель гор, километров пространства, повелитель стихий. Все эти свершения дают нам право собой гордиться.
И да, родись Обломов в наше время, он вновь был бы порицаем, как и в XIX веке. Но причина была бы другой: людям, лежащим на диване, не нужны ни ботинки для ходьбы, ни куртка с вентиляцией, ни большие автомобили или хотя бы маленькие велосипеды. Кто все это купит, если люди перестанут вестись на идею постоянного движения вперед? Выходит, что современное общество навязывает — вольно или невольно — активный образ жизни и поощряет следить за физическим и психическим здоровьем. Правда, с нюансами: бегать трижды в неделю считается правильным, а посещать кабинет психолога с такой же частотой — странным.
Переход в категорию много бегающих людей часто происходит после масштабных жизненных потрясений, наносящих психике травмы. Душевное состояние после подобных событий можно сравнить с внутренним землетрясением, поднимающим пласты предыдущих травм. Произошедшие с человеком в детстве или зрелом возрасте, непереработанные, они складируются в нашей психике и загромождают ее. Невозможно в одиночку справиться с землетрясением, крушащим внутренние системы, но современные люди любят концепцию «всё сам», ищут успокоение и находят его в двигательной активности. «Утешительная» активность всегда связана с монотонностью — в ней должны быть цикличность, ритм, темп, поэтому не существует людей, успокаивающих себя поднятием штанги или синхронным плаванием.